Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:37, статья
Одним из основных инструментов политического PR является пропаганда. Пропаганда направлена на удержание правителя у власти, навязывание идеологии сознания и поведения масс людей.
Разработка российской концепции пропаганды в XX в. принадлежит Г.В.Плеханову(1856-1918), одному из создателей марксистской партии (РСДРП), возглавившему её оппозиционное меньшевистское крыло. Плеханов считал: пропаганда – это передача комплекса идей; агитация – это передача одной идеи большой массе людей.
Агитация и пропаганда партии большевиков в период 1917 г.
Одним из основных инструментов политического PR является пропаганда. Пропаганда направлена на удержание правителя у власти, навязывание идеологии сознания и поведения масс людей.
Разработка российской концепции пропаганды в XX в. принадлежит Г.В.Плеханову(1856-1918), одному из создателей марксистской партии (РСДРП), возглавившему её оппозиционное меньшевистское крыло. Плеханов считал: пропаганда – это передача комплекса идей; агитация – это передача одной идеи большой массе людей.
Русский писатель Ю. Тынянов писал о том, что к печатным документам не следует испытывать пиетета, они врут как люди. Воистину, слова (и не только печатные) имеют магическую власть над людьми. Временами им открыт безграничный кредит. Пропаганда и агитация – это, прежде всего, гипноз слов, основанный на инстинктах масс. Массы идут за словами. [2, С.38-39]
Падение самодержавия обнажило глубину социально-политических противоречий и одновременно породило взлёт социальных ожиданий и претензий у подавляющего большинства населения, составляющих наиболее обделённую часть общества. Высокая социальная и гражданская активность, осознание личностью своих интересов и необходимости совместных действий для их реализации – вот характерная особенность этого периода.
Нормой политической практики стала борьба за влияние на массы через прессу, агитацию, пропаганду, через различные партийные мероприятия, противостояние партийных программ и списков кандидатов от партий на выборах и т.п. [6, С. 238]
При имеющемся недостатке средств массовой пропаганды (из-за слабой полиграфической базы) большевистские организации решили эту задачу в основном с помощью поднятия трудящихся на митинги и демонстрации. В отличие от других партий, стремившихся удержать революционный процесс и массовое движение в русле буржуазных интересов, большевики выступали на митингах с объективной информацией о революционных событиях в Петрограде, призывали к поддержке и развитию революции, углублению её завоеваний.
Одной из важнейших задач организационной работы в период
перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую являлось
всемерное укрепление связей ЦК с местными партийными организаци
«…условия для бесперебойной связи были тогда очень неблагоприятными. Железнодорожная и почтово-телеграфная сеть в России была развита слабо Радио, авиация и некоторые другие средства связи из-за экономической отсталости страны практически не использовались… Среди этих форм решающее значение как до, так и после Октябрьской революции имела печать и прежде всего распространение центрального печатного органа партии "Правды" ("Рабочего и солдата", "Пролетария", "Рабочего", "Рабочего пути"). Точность информации, систематичность, массовый охват - все это делало газету незаменимым и единственным в своем роде средством партийной связи.» [5, С. 135]
По всей стране большевики выступали
вдохновителями и организаторами пролетарского
юношеского движения, направляли революционную
энергию пролетарской молодежи в русло
классовой борьбы, борьбы за власть Советов.
Насущной потребностью было укрепление партийного руководс
В дни Февральской революции молодые рабочие, отвечая на призыв большевистской партии, боролись плечом к плечу со своими старшими товарищами, вылавливали полицейских, участвовали в освобождении политических заключенных из тюрем. Газета "Правда" давала высокую оценку роли молодежи в февральских событиях.
Партия привлекала молодежь к участию в работе фабзавкомов, Советов, профсоюзов. По предложению большевиков, в фабзавкомах предоставлялись места для молодых рабочих. То же самое имело место в Советах. Большевики настойчиво поддерживали требование молодежи о предоставлении ей избирательных прав с 18 лет. Все это способствовало вовлечению молодежи в политическое движение, помогало ей занять достойное место в общей борьбе рабочего класса за победу социалистической революции [1, С.54]
Для группы радикальных революционеров, пришедших к власти в столице огромной империи в октябре 1917 года, создание и репрезентация своего образа как положительного было жизненно важным. То, как новая власть справится с задачей формирования своего образа как привлекательного, решало ее дальнейшую судьбу. Как заявлял В.И. Ленин: «Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной правде противопоставить свою правду и заставить её признать». Он же указывал и на главное средство реализации основной задачи: «Надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда». По мнению ряда историков, именно победа большевиков на «идеологическом фронте» внесла немалый вклад в утверждении их партии у власти.
«…детально описанная Лениным конструкция идеального "государства-коммуны" как формы диктатуры пролетариата – без профессионального чиновничества, армии и полиции с вознаграждением государственным служащим на уровне зарплаты среднего рабочего и т.п. – не стала в реальности моделью ни советского государства первых послеоктябрьских лет, ни тоталитарного сталинского государства. Исходная, если следовать марксистскому детерминизму, мысль Ленина – об исчерпанности прогрессивного потенциала капиталистической системы – оставалась гипотетической… Подавляющее большинство тех, кто хотел скорейшего прекращения войны, не читали книги Ленина об империализме, мало кто интересовался анализом экономических особенностей высшей стадии капитализма и мог уловить связь между ними и большевистскими лозунгами, обещавшими удовлетворение всех чаяний рабочих, крестьян и солдат в кратчайший срок.
Большевики, однако, проявили необычайное уменье адаптировать теорию к уровню сознания масс, к доминировавшей в стремлениях низов общества мечте об уравнительной справедливости. Предоктябрьские призывы "грабить награбленное", одеть "буржуев" в лапти и оставить им только корки, устанавливать везде рабочий контроль, захватывать землю помещиков и т.д. не могли не быть услышанными… Навстречу смутному народному идеалу действительно справедливой власти шел лозунг "Вся власть Советам!". Рабочие и солдаты предпочли тех, чья готовность обещать и решимость действовать не сдерживалась осознанием ценности унаследованной от прошлого культуры [7, С. 17-18].
Как в период от февраля до октября 1917 г., так и позднее большевики серьезное внимание уделяли армии, в которой бок о бок служили рабочие и крестьяне. Армия была тем пунктом, где крестьяне быстро сплачивались вокруг пролетариата. Работа большевиков в армии приобрела особое значение в период, когда партия взяла курс на вооруженное восстание.
Ввиду специфики работы в армии Центральный Комитет счел необходимым создание отдельных военных организаций. Они возникли не только в ротах и полках, но и в корпусах, армиях, на фронтах, а затем в масштабе всей страны. [3, С. 133]
Осенью 1917 г. массы ходом событий были подведены к альтернативному выбору: либо диктатура пролетариата, либо диктатура контрреволюционной военщины. Угрожающе нарастала и другая перспектива: русский анархический бунт, «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). И большинство народа, поставленное перед таким выбором, вполне сознательно сделало его в пользу власти Советов, доверив революционному пролетариату и партии большевиков руководство страной [4, С. 46-47]. Равнодействующая борющихся общественных сил прошла по линии интересов трудящихся масс.
Информация о работе Агитация и пропаганда партии большевиков в период 1917 г.