Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:42, контрольная работа
Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего земледелия, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было свидетельством компромиссного характера реформы.
Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстание крестьян в селе Бездна, Казанской губернии и Кандеевке, Пензенской губернии.
Глава 3. Основные положения крестьянской реформы и ее осуществление.
Утвержденное императором «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» определяло порядок и правила освобождения крестьян. Основное его содержание составляли следующие моменты:
- юридическое освобождение
- порядок наделения крестьян землей;
- выкупные операции или
Реформа юридически упраздняла личную зависимость крестьян от помещиков. Крепостное право отменялось навсегда. Крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в России имело государственный характер. «Право это установлено самодержавной властью и только самодержавная власть может уничтожить его».
В результате юридического освобождения
крестьянин становился гражданином
общества. Крестьяне получали право
иметь собственность и
В основу реформы был положен
принцип, по которому вся земля в
дворянских поместьях считалась
собственностью помещиков. Вместе с
тем реформа освобождала
Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Приходилось учитывать разнообразные местные условия для каждой зоны государства (нечерноземной, черноземной и степной), для отдельных губерний и даже уездов. Размеры надела на душу (на члена семьи мужского рода) составили в нечерноземной полосе 3-7 десятин[7] , в черноземной зоне 1-4 десятины, в степной зоне 6 десятин. В среднем по России величина крестьянского надела составила 3,3 десятины на душу.
По Положению каждый помещик сохранял за собой не менее 1/3 части дореформенной площади земли. В том случае, если после выделения наделов крестьянам у него оставалось меньше этого количества земли, то наделы уменьшались. Если дореформенный крестьянский надел был больше предусмотренного реформой, то излишки отходили помещику. Эти земли назывались «отрезками». В целом по России эти отрезки составили 1/5 часть прежних крестьянских наделов. Создавалась лоскутная путаница крестьянских наделов и помещичьих угодий («чересполосица»). Крестьянам приходилось просить у помещика разрешение на проезд через его землю или арендовать у него эти участки за различные отработки.
Земля передавалась сельским общинам не бесплатно, а за выкуп. Около 1/4 общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно заплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства.[8] Выкупная ссуда выдавалась ему в виде ценных бумаг и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг. Крестьяне должны были погасить этот долг в рассрочку, в течение 49 лет, выкупными платежами. Пока крестьяне пользовались наделами не выкупив их, они находились в зависимости от помещика, платили оброк или отрабатывали барщину и назывались временнообязанными крестьянами. Когда наделы выкупались, крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками. Лишь в 1881 г. временнообязанное состояние было ликвидировано, но к этому сроку 80% крестьян уже рассчитались за землю.
Осуществление крестьянской реформы предполагалось путем соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение оформлялось в «Уставной грамоте». Нельзя было надеяться на то, что помещики и крестьяне сами сумеют мирно договориться. Для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крепостными. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских общинах и волостях. Сомнительные дела посредники докладывали уездному мировому съезду, состоящему из мировых посредников всего уезда. Общее руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия, действовавшие под председательством губернатора.
Заключение.
Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее.
Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.
Во-вторых, с точки зрения заложения основ будущего экономического развития России, крестьянская реформа не может оцениваться только положительно. Камнем преткновения является введение общинной собственности на землю. Как писал С.Ю.Витте[9] : «С точки зрения технического осуществления реформы община была более удобна, нежели отдельный домохозяин. С административно-полицейской точки зрения она также представляла более удобства - легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности... Однако общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в... индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это у нас, то народ и государство хиреют».
В-третьих, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего земледелия, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было свидетельством компромиссного характера реформы.
В-четвертых, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстание крестьян в селе Бездна, Казанской губернии и Кандеевке, Пензенской губернии.
В-пятых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом новые условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имеющих целью создать новую систему государственного управления.
Список литературы
1.С.Ф.Платонов. Учебник Русской
истории. Санкт-Петербург, «
2. Н.Верт. История советского государства. Москва, «Прогресс-академия», 1994 г.
3.Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.
4.Сборник речей «П.А.Столыпин»
5.С.Ю.Витте. «Избранные
6.Большой энциклопедический
[1] Николай Александрович МИЛЮТИН (1818-1872гг.) - один из представителей известной дворянской семьи, давший России ряд крупных государственных деятелей. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». В 1859-1861гг. товарищ министра внутренних дел, фактический руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861г.
[2] Князь Владимир Александрович ЧЕРКАССКИЙ (1824-1878гг.) - Славянофил. С 1840-х гг. выступал за освобождение крестьян. Участник подготовки крестьянской реформы 1861г.
[3] Юрий Федорович САМАРИН (1819-1876гг.) - философ, историк, общественный деятель, публицист. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, в 1859-1860гг. член Редакционных комиссий.
4 Граф Яков Иванович
РОСТОВЦЕВ (1803-1860гг.) - генерал от
инфантерии. Был близок к декабристам,
но накануне восстания
[5] Граф Виктор Никитич ПАНИН (1801-1874гг.) - Русский государственный деятель. В 1841-1862гг. министр юстиции. Участник подготовки крестьянской реформы 1861г., отстаивал интересы помещиков «крепостников». С 1860г. председатель редакционных комиссий.
[6] Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне приписывались к сельской общине (миру), которая становилась собственником крестьянской земли. Община устанавливала правила и условия периодического перераспределения земель (в строгой зависимости от количества душ или едоков в каждой семье), календарные сроки сельских работ и порядок чередования культур, брала на себя коллективную ответственность за выплату налогов и выкупных платежей каждого из своих членов. Община решала вопрос о выдаче паспорта крестьянину, чтобы он мог покинуть деревню и др.
[7] 1 десятина = 1,1 га
[8] Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был бы невозможен, если бы правительство не пришло им на помощь особой «выкупной операцией». В положении 19-го февраля было определено, что помещики могут получать от правительства выкупную ссуду, как только будут оформлены их земельные отношения с крестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел.
[9] Граф Сергей Юльевич ВИТТЕ (1849-1915гг.)
- Русский государственный деятель. Министр
путей сообщения в 1892г., финансов с1892г.
председатель комитета министров с1903г.,
совета министров в 1905-1906гг. Инициатор
винной монополии, денежной реформы (1897г.),
строительства Сибирской ж.д. Автор основных
положений «столыпинской» аграрной реформы
(1903-1904гг.). Автор Манифеста 17 октября 1905
г.