Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 14:00, реферат
Характеристика сущности столыпинской аграрной реформы. Цели и задачи реформы и ее составные части. Последствия аграрной реформы. Противоречивые результаты проведения реформы в сельском хозяйстве.
2. Суть аграрной реформы
а) Цели и задачи реформы
Если вкратце
охарактеризовать сущность столыпинской
аграрной реформы, то можно сказать,
что она заключалась в том,
чтобы, отменив оставшиеся выкупные
платежи, дать возможность всем крестьянам
право свободно выходить из общины
и закреплять за собой надельную землю
в наследуемую частную собственность.
При этом имелось в виду, что только экономическими
методами можно побудить помещиков продавать
свою землю крестьянам, а также использовать
государственные и иные земли для наделения
ими крестьян.
Подразумевалось, что постепенно число
крестьянских собственников и площадь
земли в их руках будут возрастать, а община
и помещики будут ослабевать. В результате
должен был быть решен извечный для России
аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно.
Так оно и было, многие помещики уже продавали
земли, а Крестьянский банк их покупал
и продавал на условиях льготного кредитования
желающим крестьянам.
Задача состояла в том, правильно ли было
уповать на эволюционность этого процесса
(в результате Первой мировой войны и революции
реформу завершить не успели), или надо
было действовать более решительно. Для
решения этого вопроса существовало три
пути: отнять землю у помещиков; ничего
не делать; подтолкнуть помещиков и крестьян
к реформе без нарушения права частной
собственности.
Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин.
Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная
политика не только не даст положительных
результатов, но и может еще больше усугубить
и без того напряженную обстановку.
Столыпин видел решение имеющегося кризиса
в том, чтобы дать возможность крестьянам
получить сначала временно, а затем закрепить
за ним отдельный участок, вырезанный
из государственных земель или из земельного
фонда Крестьянского банка. Основными
«донорами» для формирования земельного
фонда Крестьянского банка стали разоренные
помещики, не желающие или не способные
эффективно вести хозяйство в условиях
складывания капиталистической конкуренции.
Столыпинская аграрная реформа в корне
отличалась от идеи левых политиков конфисковать
землю у помещиков и просто раздать ее.
Во-первых, такой подход был неприемлем
с точки зрения норм цивилизованной частной
собственности. Во-вторых, то, что дается
даром, в России редко используется эффективно.
Традиционный в более позднее советское
время «отнять и поделить» никогда никому
не приносил пользы. Нельзя создать ответственного
собственника, нарушая права собственности
других.
Таким образом, Столыпин придерживался
чисто экономических принципов реформирования
экономики, хотя и полагал, что невежественных
крестьян для их же пользы следует всячески
подталкивать к выходу из общины, в том
числе иногда и административными методами.
Естественно, существование общины и доминирование
помещиков было отражением политической
системы тогдашней России. В этом смысле
против Петра Столыпина выступали не только
левые, которые хотели насильственной
экспроприации земли для передачи крестьянам,
но и правые, которые видели в реформе
прямую угрозу существующему политическому
строю. Петру Аркадьевичу приходилось
бороться с собственным классом, со своими
коллегами по правящей верхушке.
б) Составные части реформы
В марте 1906 г. вышел
указ о землеустроительных комиссиях,
и временные правила о них
были внесены в Думу. Но законом
они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало
работу по землеустройству). Двенадцатого
августа 1906 г. Крестьянскому поземельному
банку передали для продажи малоземельным
крестьянам удельные земли и затем 27 августа
1906 г. – казенные земли (правда, значительная
их часть уже была в аренде у крестьян).
Восприняв идеи В.И.Гурко и других специалистов,
10 октября 1906 г. Столыпин докладывал и
самостоятельно защищал проект реформы
на заседании Совета министров. Однако
все члены правительства находили, что
«община не заслуживает далее покровительства
закона». Разногласия были лишь по вопросу:
проводить законопроект о реформе указом
царя или дождаться созыва Государственной
думы? Меньшинство министров – В.Н.Коковцов,
Б.А.Васильчиков, Н.Д.Оболенский – считали
необходимым опереться на народное представительство,
то есть внести вопрос на рассмотрение
Государственной думы.
9 ноября 1906 г. проект «Особого журнала»
Совета министров был доложен царю Николаю
II, который написал на нем положительную
резолюцию: «Согласен с мнением председателя
и 7 членов». Реформа получила четкие очертания.
Она начала осуществляться с принятия
двух важнейших указов царя. Первый был
выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905
г. об уменьшении выкупных платежей крестьян
с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января
1907 г. - полностью. Второй – в развитие
Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным
крестьянам в покупке земли (правда, этот
указ практически не исполнялся).
9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском
землевладении и землепользовании. Этот
важнейший указ дал каждому владельцу
общинного надела право закрепить его
себе в личную собственность. При этом
в общинах, где не было переделов в течение
24 лет, за крестьянином закреплялся весь
его надел, а в остальных за излишки сверх
расчетной доли каждого члена общества
надо было платить обществу по первоначальной
средней выкупной цене за десятину.
В указе говорилось, что выход из общины
осуществляется в месячный срок после
подачи заявления по приговору общины
простым большинством голосов, причем
община устанавливает конкретный участок
земли и необходимую доплату. Если общество
в указанный срок не делает такого приговора,
то все полномочия переходят земскому
начальнику или соответствующему ему
должностному лицу.
Выходящий из общины мог также требовать,
чтобы ему выделяли участок в одном месте
(а не в разных местах), а при невозможности
этого – получить в качестве компенсации
за разрозненные участки некоторые деньги.
Чересполосица в основном сохранялась.
Циркуляр Министерства внутренних дел
от 9 декабря 1906 г. Устанавливал, что если
крестьянин подал заявление о выходе после
решения схода об очередном переделе,
но до его утверждения уездным съездом,
то он закрепляет надел в прежнем размере.
То есть фактически государство прекратило
переделы, так как каждый теряющий хорошую
землю мог выйти из общины и тем самым
остановить передел. На этот циркуляр
было столько жалоб, что в декабре 1907 г.
его отменили, но свою положительную роль
он сыграл.
Наконец, 14 июня 1910 г. был издан Закон об
изменении и дополнении некоторых постановлений
о крестьянском землевладении, который
фактически в принудительном порядке
признавал личными собственниками всех
домохозяев тех общин, где не производились
переделы в течение 24 лет. Теперь разверстывать
стали целые селения. Это было желание
ускорить процесс земельной реформы, но
породило много скандалов и противоречий,
так как уже нельзя было осуществлять
передел земли.
Реформа подразумевала огромную техническую
работу по развертыванию тысяч деревень,
что могло привести к огромному числу
спорных ситуаций. Нужны были детальные
инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных
землемеров. Штат землемерной части землеустроительных
комиссий, например, вырос с 650 человек
в 1907 г. до 7000 человек к 1914 г. Бюджет земельного
ведомства непрерывно увеличивался: с
46 млн. рублей в 1907 г. до 157 млн. рублей в
1914 г. (то есть оно стало одним из ведущих
по этому показателю).
По иронии судьбы в роли помощника землемера
на какое-то время выступил сын П.Столыпина
Аркадий в период революции на Украине.
То есть, даже в то время продолжались
землеустроительные работы.
Кроме этого, параллельно чисто аграрным
вопросам правительство пыталось двигать
реформы и в других сферах жизни. Например,
Указ от 5 декабря 1906 г. ввел свободу избрания
места жительства для крестьян, отменил
телесные наказания по приговору волостных
крестьянских судов, упразднил право земских
и крестьянских начальников арестовывать
и штрафовать крестьян за административные
нарушения.
В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло
в 10 раз по сравнению с 1907 г. (свыше 500 тыс.
человек), а в 1909 г. был достигнут абсолютный
рекорд - 579 тыс. крестьян, покинувших общину.
Далее эти цифры по понятным причинам
начали снижаться, особенно с началом
Первой мировой войны.
В целом из общины за период реформы выделились
миллионы домохозяев. К 1 января 1916 г. из
9,2 млн общинных дворов вышло 2,5 млн крестьян-общинников
(более четверти) и почти 15% общинных земель
(17 млн десятин). В том числе на отруба и
хутора вышло более 1,3 млн домохозяев (2,7
млн десятин), что также было несомненным
успехом, хотя и не решило всех проблем
российского сельского хозяйства. Всего
за годы реформы из общины вышло около
3 млн. человек - около трети домохозяев.
Вместе с ними из общины вышло 22% всей земли.
Важно отметить не только сам выход крестьян
из общины, но и уничтожение чересполосицы,
развитие отрубов и хуторов частично в
ее рамках. Например, было около 6 млн. заявлений
о землеустройстве по сравнению с 3,4 млн.
заявлений о выходе, то есть не менее половины
землеустройства происходило внутри общины.
Реформа качественно меняла и саму общину,
повышая эффективность ее функционирования.
Все эти изменения, безусловно, сказались
на состоянии сельского хозяйства, которое
постепенно начало трансформироваться.
Понятно, что этому помогли и отмена выкупных
платежей, обширная деятельность Крестьянского
банка, большая коммерциализация аграрных
отношений в целом. Отрицание этих результатов
реформы не выдерживает никакой критики.
Последствия аграрной реформы
а) Причины незавершенности реформы
Можно сказать,
что аграрной реформе Столыпина
не повезло. О ней все слышали,
но мало кто разбирался в деталях.
В начале 1990-х годов в России
о ней много говорили, а потом
забыли. Недоброжелатели до сих пор упорно
пыжатся доказать, что П.Столыпин не является
автором своей реформы, что она не удалась,
что она навредила и т. д.
Во-первых, реформы были осуществлены
достаточно поздно – не 1861, а только в
1906 году.
Кроме этого, не следует забывать, что
переход от натурального типа экономики
к рыночному в условиях административно-командной
системы возможен на основе активной деятельности
государства. При этом особую роль должна
сыграть финансово-кредитная деятельность
государства. Примером этому может служить
правительство, которое сумело с поражающей
быстротой и размахом переориентировать
мощный бюрократический аппарат империи
на энергичную работу. При этом «локальная
экономико-хозяйственная рентабельность
была принесена в жертву сознательно ради
будущего общественного эффекта от создания
и развития новых экономических форм».
Так действовали министерство финансов,
Крестьянский Банк, Министерство земледелия,
другие государственные институты.
К тому же, там, где господствовали административные
принципы управления экономикой и уравнительные
способы распределения, всегда будет существовать
сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно,
необходимо иметь социальную опору в лице
инициативных и квалифицированных слоев
населения.
И все же, будучи главной реформой Столыпина,
аграрная реформа была доведена до определенного
результата. С экономической точки зрения,
начатая аграрная реформа была необходима
и прогрессивна. В случае удачи она сулила
более интенсивные формы хозяйствования,
более высокие урожаи, более высокий уровень
жизни.
Столыпину пришлось столкнуться с множеством
проблем. Царь, поддерживавший Столыпина
вначале, позже, когда угроза революции
спала, фактически стал на позицию его
противников. Большинство предложений
Столыпина, даже принятых Госдумой, были
отвергнуты промонархистским Госсоветом.
Для успеха аграрной реформы надо было
преодолеть три препятствия:
- сопротивление консервативных помещичье-бюрократических
верхов, на это ушло 4 года, с 1907 по 1911, пока
закон о хуторах и отрубах не был утвержден
царем;
- консерватизм крестьянской общины. Русский
неграмотный крестьянин, никогда не знавший
частной собственности, считал всю землю,
принадлежащей тому, кто на ней работает.
Среди крестьян была распространена идея
«черного передела» - когда вся земля достанется
крестьянам бесплатно, умело подогреваемая
многочисленными социалистическими агитаторами.
Поэтому многие из крестьян, даже имея
возможность, не покупали землю. Да и община
появилась в России давно, и была сформирована
множеством факторов. В приполярном климате,
при скудных почвах, суровой зиме, дождливой
осени, ранних заморозках, выжить можно
было лишь «скопом», общиной, кормясь не
только от земли, но и от леса, воды, скота,
отхожего промысла в городах. При таких
почвах и климате принципиального значения
не имела форма собственности – твоя ли
она, земля, частная, или общинная, или
арендованная у помещика или сановника
– все равно прокормить она без общины
семью не могла. В южных странах (США, Франция)
или северных, но обогреваемых Гольфстримом
(Англия, Германия, Дания), фермер одиночка
мог выжить с семьей на 5-10 га земли. В России
единоличник где-нибудь на Вологодчине
и на 20-30 га своего хлеба мог собрать лишь
до ноября. Отсюда - знаменитые русские
нечерноземные пары (до 40%) – иначе земля
вообще переставала родить;
- сопротивление российской «социалистической»
интеллигенции и иерархов русской православной
церкви, категорически выступавших против
частной собственности на землю с правом
купли-продажи и считавших, что реформа
обогатит 10-15% крестьян, а остальных без
общинной защиты пустит по миру.
Однако определенные перемены все же произошли.
За 8 лет реформы из общины вышло 26,1% крестьян.
Но всего лишь 15% из них выделились на хутор.
Это было связано с объективными причинами:
хутор – автономное хозяйство, где должно
быть все – и поле, и выпас, и водопой. Он
не может быть слишком маленьким, а известны
случаи, и, видимо, достаточно частые, когда
семьи из 10 и более человек жили на участке
в 2-10 десятин. Это при том, что сколько-нибудь
прибыльным в российских условиях могло
быть хозяйство в 20-30 десятин. Хутору необходим
выход к воде, а осуществить это невозможно.
Бурить артезианские колодцы крестьяне
не умели, и денег на это у них не было.
Но действующие по инструкции чиновники
создавали хутора и в безводных степях.
Всего, к началу войны, было создано 200
тысяч хуторов и 1,3 млн. отрубов, к участковому
хозяйству перешло 10% крестьян, хозяйства
«крестьянского типа» владели в пределах
Европейской России 89,3% пахотной земли
и приблизительно 94% скота. Но хутора эти
были маломерные и слабые, по-прежнему
основная масса не имела лошадей или имела
только одну.
Поголовное большинство выходивших были
бедняки: вышедшие 26% крестьян владели
всего 16% общинной земли. Многие стремились
продать свои земли и уйти в город, продавали
свои земли и уезжающие в Сибирь: к началу
первой мировой войны ¼ укрепленной земли
была продана.
В Сибирь прочно переселилось 2,44 млн. крестьян,
что составило половину прироста населения
сельских губерний Сибири. Многие становились
достаточно крепкими хозяевами. Однако
проблему перенаселения европейской части
России это не решило – переселенцы составили
всего 18% естественного прироста сельского
населения за эти годы.
б) Противоречивые результаты проведения реформы в сельском хозяйстве
Говоря о противоречивых
результатах реформы, следует, прежде
всего, выделить ряд положительных
и отрицательных итогов.
Так, в качестве положительного результата
можно рассматривать то, что из общины
выделилось до четверти хозяйств, усилилось
расслоение деревни, сельская верхушка
става давать до половины рыночного хлеба.
Из Европейской России в менее заселенные
районы переселилось 3 млн. хозяйств. 4
млн. десятин общинных земель были вовлечены
в рыночный оборот,
С 59 до 83 рублей на один двор увеличилась
стоимость сельскохозяйственных орудий,
потребление суперфосфатных удобрений
выросло с 8 до 20 млн. пудов.