Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:18, реферат
Первое десятилетие XIX в. стало началом нового периода в истории России и неразрывно связано с именем императора Александра I, вступившего на русский престол 12 (24) марта 1801 г. в результате дворцового переворота.
Мрачная эпоха Павла I уходила в прошлое. Российское дворянство возлагало на нового царя большие надежды.
Дворянская знать, пострадавшая от деспотизма Павла, ожидала возвращения отнятых Павлом привилегий, дарованных «Манифестом о вольности дворянской» в 1762 г. и «Жалованной грамотой дворянству» в 1785 г.
Введение...................................................................................................... 3
Основная часть:
I. Выбор имени и детство цесаревича.........................................................6
II. Начало правления. Либеральные реформ………………..................... 9
III. Внешняя политика России в период правления Александра I, появление консервативных взглядов.......................................................................... 13
IV. Оценка историков…………………...................................................... 18
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы.................................................................................... 24
ГБОУ ВПО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
РЕФЕРАТ
Александра I. Политический портрет.
Оренбург, 2014
Содержание:
Введение......................
Основная часть:
I. Выбор имени и детство цесаревича....................
II. Начало правления. Либеральные
реформ………………..................
III. Внешняя политика России
в период правления Александра I, появление
консервативных взглядов......................
IV. Оценка историков…………………..............
Заключение……………………………………………………
Список литературы....................
Введение
Первое десятилетие XIX в. стало началом нового периода в истории России и неразрывно связано с именем императора Александра I, вступившего на русский престол 12 (24) марта 1801 г. в результате дворцового переворота.
Мрачная эпоха Павла I уходила в прошлое. Российское дворянство возлагало на нового царя большие надежды.
Дворянская знать, пострадавшая от деспотизма Павла, ожидала возвращения отнятых Павлом привилегий, дарованных «Манифестом о вольности дворянской» в 1762 г. и «Жалованной грамотой дворянству» в 1785 г.
Распространение либеральных европейских идей среди дворянской интеллигенции способствовало изменению ее взглядов на абсолютизм. Передовая часть российского дворянства ратовала за конституционные преобразования, опасаясь ужасов крестьянских восстаний.
Перед молодым императором стояли сложные задачи. Прежде всего, было необходимо сплотить вокруг трона дворянство, как консервативно настроенное, так и либеральное. Трагическая участь Павла I на всю жизнь осталась Александру своего рода предостережением о том, что с дворянством ссориться не подобает.
Требовал своего скорейшего решения и крестьянский вопрос. В своё время его хотела решить Екатерина II, но поняла, что для России XVIII века это ещё было не возможно. Однако, уже к нач. XIX становилось понятно, что сохранение «диких» крепостных порядков было невозможно, даже не склонный к либерализму Павел попытался несколько ограничить помещичий произвол по отношению к крепостным крестьянам, рекомендовав в своем указе от 1797 г. помещикам не заставлять крестьян работать на их земле более трех дней в неделю. Александр понимал, что рано или поздно терпению крепостных, составлявших 98 % населения страны, придет конец. Рост крестьянского недовольства больше всего беспокоил дворянство. В 1801 г. крестьянскими волнениями были охвачены 32 губернии. Призрак новой «пугачевщины» стоял перед дворянами.
Назрела и необходимость реорганизовать государственное управление. Петровские коллегии больше не отвечали изменившимся реалиям государственной жизни, требовалась их замена иными органами государственного управления, в которых принцип единоначалия прослеживался бы и выражался наиболее полно и отчетливо.
В преобразованиях нуждалось и просвещение. Наметившаяся перестройка государственного порядка на правовых началах требовала подъема образовательного уровня народа. Международное положение страны, появление новых государственных структур, развитие товарного хозяйства - все это заставляло правительство искать специалистов и обращать внимание на подготовку своих специалистов, т. к. нанимать иностранных было достаточно дорого, к тому же не всегда возможно.
Наконец, потребности экономического развития страны также побуждали к реформам. Крепостное право с его даровым крестьянским ручным трудом тормозило технический процесс. Торговые связи между различными регионами страны были незначительными. Узость внутреннего рынка, в свою очередь, тормозила рост внешней торговли. Доля России в мировом товарообороте в 1800 г. составляло всего около 4 %.
Все эти вопросы, настоятельно требовавшие своего разрешения, предопределили характер, содержание и методы внутренней политики Александра I в первые годы его правления. Этот период (с 1801 по 1805 гг.) характеризуется активной преобразовательной деятельностью царя и его «молодых друзей», - сверстников, отпрысков знатнейших и богатейших русских и польских родов, составивших так называемый «Негласный комитет» при императоре Александре I.
Время его царствования можно разделить на два периода: либеральные тенденции внутренней политики и консервативное (радикальное) направление. Эти периоды связаны с именами таких государственных деятелей, как М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев (две противоположные личности, которые были советниками и наставниками государя).
В своей работе я рассмотрю эти два периода более подробно и попытаюсь провести сравнительный анализ реформизма Александра I на разных этапах его политической деятельности.
Тема, на мой взгляд, актуальна именно потому, что реформы Александра I не имеют однозначного толкования, и поэтому в работе рассматриваются противоречивые стороны его политики. Ведь вслед за либеральными государственными переустройствами последовала череда радикализма, которая в очередной раз притормозила ход политического и исторического развития России.
Главной целью моего исследования является изучение реформ Александра I с дальнейшим определением принадлежности той или иной политической идеологии и определяющих факторов всех политических процессов.
Реализация поставленной цели предусматривается решением следующих задач:
1.Изучить исторический материал по данной теме;
2. Сравнить и проанализировать реформы, разделить все преобразования Александра I на два этапа, с учетом сущности политической идеологии;
3. Проанализировать позицию историков по данному вопросу.
Выбор имени и детство цесаревича
Одного из своих внуков Екатерина II назвала Александром в честь Александра Невского, другого — Константином в честь Константина Великого. Этим выбором имён выражалась надежда, что Константин освободит Константинополь от турок, а новоявленный Александр Македонский станет государем новой империи. На престоле предполагавшейся к воссозданию Греческой империи (бывшая территория Византии, а ныне Турция) она хотела видеть Константина.
«Вы говорите, — писала Екатерина барону Ф. М. Гримму, — что ему (Александру) предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому). Вы, по-видимому, не знаете, что наш святой был героем. Он был мужественным воином, твердым правителем и ловким политиком и превосходил всех остальных удельных князей, своих современников… Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю — святости или героизма».
«Тем самым уже выбором имени Екатерина предрекала внуку великое будущее и готовила его к монаршему призванию, чему должно было способствовать, по ее мнению, прежде всего военизированное и ориентированное на античные образцы воспитание». Имя «Александр» не было типичным для Романовых — до этого так лишь единожды был крещен рано умерший сын Петра Великого. Однако после Александра I оно прочно вошло в романовский именослов.
Г. Р. Державин откликнулся на рождение Александра известным стихотворением «На рождение в Севере порфирородного отрока»:
«В это время, столь холодно,
Как Борей был разъярен,
Отроча порфирородно
В царстве Северном рождён…»
Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке, которая отобрала сына у матери, и определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, ребёнок, как это видно из всех отзывов о нём, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было огромным удовольствием.
Воспитателем царевича был швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагар. Он ознакомил будущего царя с принципами гуманности Руссо, а военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец Павел I передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру "свой дух, свои идеи и планы". Когда началась французская революция, "Лагарп с великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней активное участие, какое только можно было из далекого Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..."
А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.
Результаты этого республиканского воспитания отразились самым трагическим образом, как на мировоззрении Александра I, так и на судьбе России.
"Юный Александр, - пишет С. Платонов, - вместе с Лагарпом мечтал о возможности водворения в России республиканских форм правления и об уничтожении рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом, - пишет С. Платонов, - Александр действительно шел в уровень с веком и стал как бы жертвою того великого перелома, который произошел в духовной жизни человечества на рубеже XVIII и XIX столетий.
Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав
человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в
последние годы царствования бабки Александр находил все больше
несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной
политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно
скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как
притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом
во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и
жесткой дисциплины.
Александру постоянно
Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца.
17 (28) сентября 1793 года женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны.
Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом; здесь у него развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». 7 ноября 1796 года был произведен в полковники гвардии.
В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семёновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял ещё ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате.
Придя к власти после трагической гибели Павла I в ночь с 11-12 марта 1801 года, свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно, уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной жизни. События 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его.
Начало правления. Либеральные реформы
К началу XIX в. была
полностью сформулирована политическая
программа европейского