Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 01:03, реферат
Александр II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года. Время правления: 1855-1881 года. Реформы, проведенные Александром II, актуальны и по сей день.
Введение: 3
Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
1.1 Биография Александра II. 4
1.2 Первые годы царствования. 5
Глава 2. «Великие реформы» 60-70 годов. 7
2.1 Необходимость реформ. 7
2.2 Отмена крепостного права. 8
2.3 Земская реформа. 11
2.4 Городская реформа. 12
2.5 Судебная реформа. 12
2.6 Военная реформа. 13
2.7 Реформы в сфере образования и печати. 14
Глава 3. Убийство императора. 15
Заключение. 17
После отмены
крепостного права возникла необходимость
изменения местного управления. В 1864
году была проведена земская реформа.
В губерниях и уездах создавались
земские учреждения(земства). Это
были выборные органы из представителей
всех сословий. Высокий имущественный
ценз и многоступенчатая сословная(
по куриям) выборная система обеспечивали
преобладание в них помещиков. Земства
были лишены каких-либо политических функций.
Сфера их деятельности ограничивалась
исключительно хозяйственными вопросами
местного значения: устройство и содержание
путей сообщения, земских школ и
больниц, забота о торговле и промышленности.
Земства находились под контролем
центральной и местной властей,
которые имели право
«Городовое положение» 1870 года создало в городах всесословные органы-городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
В числе реформ
одно из первенствующих мест, несомненно,
принадлежит судебной реформе. Эта
глубоко продуманная реформа
имела сильное и
Сущность судебной реформы:
Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте-до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего пол года.
В 60-ч годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализованные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд.
В этот роковой
день государь император Александр
II решил сделать развод (порядок
рассылки ежедневных караулов на смену).
Путь лежал по узкой улице, составляемой
садом великой княгини, огороженным
каменным забором в рост человека
и решеткой Екатерининского канала.
Местность весьма непроезжая, и если справедливо,
что государь избрал ее ввиду полученных
анонимных угроз, то трудно себе представить,
почему именно на этом пути ждала его засада,
- разве потому, что заметили на нем большое,
против обыкновенного, число полиции.
Как бы то ни было, но когда государева
карета доехала до Театрального моста,
раздался взрыв, взломавший задок кареты,
которая тут же остановилась. Государь
вышел из нее невредим, но кинутой бомбой
был смертельно ранен один из конвойных,
скакавший сзади, и саперный офицер, шедший
по тротуару вдоль каменной стены Михайловского
сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся
к нему с козел: "Поедемте, государь!".
Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил
из саней с той же просьбой ехать скорее.
Но император, не слушал и сделал несколько
шагов назад: "Хочу видеть своих раненых".
В это время толпа успела остановить здорового
детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся
к нему: "Так это ты хотел меня убить?".
Но не успех он договорить, как вторая
бомба разорвалась перед ним, и он опустился
со словами: "Помогите". К нему кинулись,
приподняли, посадили в сани полицмейстера
(который сам получил 45 ран мелкими осколками
бомбы, но ни одной смертельной) и повезли.
Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут
пополудни, Государь Александр IIскончался
в Зимнем дворце. Убийство императора
выдающийся русский философ В.В.Розанов
назвал "помесью Безумия и Подлости".
Политическое завещание Александра II
было уничтожено. Александр III, в сознании
своих былых заблуждений и в стремлении
вернуться к идеалу царей Московских,
обратился к народу с манифестом, в котором
утверждались незыблемость самодержавной
власти и исключительная ответственность
самодержца перед богом.
Александр II
оставил глубокий след в истории,
ему удалось сделать то, за что
боялись взяться другие самодержцы
- освобождение крестьян от крепостного
гнета. Плодами его реформ мы пользуемся
и по сей день. Мы рассмотрели основные
преобразования и реформы, проведенные
Александром II. Основная реформа его царствования
- освобождение крестьян - в корне изменила
порядок, существовавшей до этого и повлекла
за собой все остальные реформы. Внутренние
реформы Александра II сравнимы по своему
масштабу разве что с реформами Петра
I. Царь-реформатор совершил действительно
грандиозные преобразования без социальных
катаклизмов и братоубийственной войны.
С отменой крепостного права "воскресла"
торгово-промышленная деятельность, в
города хлынул поток рабочих рук, открылись
новые сферы для предпринимательства.
Между городами и уездами восстановились
былые связи и создавались новые. Падение
крепостной зависимости, выравнивание
всех перед судом, создание новых либеральных
форм общественной жизни привели к свободе
личности. А чувство этой свободы пробудило
желание развить ее. Создавались мечты
об установлении новых форм
семейной и общественной жизни. В годы
его правления Россия прочно укрепила
свои взаимоотношения с европейскими
державами, разрешила многочисленные
конфликты с соседствующими странами.
Трагическая кончина императора сильно
изменила дальнейший ход истории и именно
это событие привело через 35 лет Россию
к гибели, а Николая I к мученическому венку.
Мне хотелось бы закончить словами А. А.
Кизеветтера о правлении Александра II:
"Если искусство править состоит в умении
верно определять назревшие потребности
эпохи, открывать свободный выход таящимся
в обществе жизнеспособным и плодотворным
стремлениям, с высоты беспристрастия
умиротворить взаимно враждебные партии
силой разумных соглашений, - то нельзя
не признать, что император Александр
Николаевич верно понял сущность своего
призвания в достопамятные 1855-1861 годы
своего царствования.