Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:51, реферат
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки; смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным - оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; был разрешен свободный выезд за границу . Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которым ознаменовалось царствование Александра II.
Введение…………………………………………………………………………………………2
Основная часть .
Александр II……………………………………………………………………………..3
Необходимость реформ……………………………………………………….…….....3
Крестьянская реформа……………………………………………………………….4-5
Судебная реформа………………………………..…………………………………..6-7
Земская реформа……………………………………………………………………...8-9
Городская реформа…………………………………………………………………....10
Военная реформа ……………………………………………………………………...11
Финансовые реформы…………………………………………………………………12
Реформы в области просвещения……………………………………………………..13
Реформы в области печати…………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список литературы.………………………………………………………………………........15
Надзор за законностью
действий судебных учреждений осуществляли
обер-прокуроры Сената, прокуроры
судебных палат и окружных судов.
Они подчинялись
Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.
Действие судебных уставов 1864г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России.
В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько просмоленными концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Принимались розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения.
5. Земская реформа
1 января 1864 г. был принят
закон «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях»
Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии:
1) уездных землевладельцев
2) городских избирателей
3) выборных от сельских обществ.
В первую курию входили
все землевладельцы, имевшие не менее
200 десятин земли, а также лица,
обладавшие другой недвижимой собственностью
стоимостью не менее чем на 15 тыс.
рублей или же получавшие годовой
доход свыше 6 тыс. рублей. Второю курию
составляли купцы всех трех гильдий,
владельцы торговых и промышленных
заведений в городах, а также
владельцы городской
Если по первым куриям выборы
были прямыми, то по третьей, не предусматривавшей
имущественного ценза, многостепенными:
сначала сельский доход выбирал
представителей на волостной сход,
на котором избирались выборщики, а
затем уже уездный съезд
Согласно «Положению»
о земстве представителями
Земства вводились только
в великорусских губерниях, в
которых преобладало русское
дворянство. Из 78 губерний России «Положение»
о земских учреждениях
Земства были лишены каких-либо
политических функций. Сфера деятельности
земств ограничивалось исключительно
хозяйственными вопросами местного
значения. Исполнение земствами местных
хозяйственно-административных функций
рассматривалось самим
Земства находились под контролем
центральной и местной власти
– министра внутренних дел и губернатора,
которые имели право
Но и в предписанных законам пределах компетенция и деятельность земств все более ограничивалось последующими законодательными актами и правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 гг. ставили земства в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и публичность их заседаний.
Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. Таким образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни. Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства.
6. Городская реформа
Подготовка городской
реформы началась в 1862 г. В 1864 г. проект
реформы был подготовлен, но только
16 июня 1870 г. царь утвердил окончательный
вариант «Городового положения»
Депутаты (гласные) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т.е. владельцы недвижимости (предприятий, банков, домов).
Все они разделялись на три избирательных собрания:
1) наиболее крупных
2) средних плательщиков, тоже плативших в общей сложности треть всех налогов;
3) мелких плательщиков, которые
вносили оставшуюся треть
Число гласных в городских думах колебалось от 30 до 72. Особняком стояли две думы - Москвы (180 гласных) и Петербурга (250). Исполнительным органом городского управления стала городская управа, которая избиралась городской думой (на 4 года, как и сама дума). Во главе управы стоял городской голова. Им по должности был председатель городской думы. Кроме него, в управу входили 2 - 3 гласных.
«Городовое положение» 1870 г. было введено в 509 городах России. Сначала оно действовало только в коренных русских губерниях, а в 1875-1877 гг. царизм распространил его и на национальные окраины империи, кроме Польши, Финляндии и Средней Азии, где сохранилось дореформенное городское устройство.
Функции городского управления были хозяйственными: благоустройства города (мощение улиц, водопровод, канализация), борьба с пожарами, попечение о местной промышленности, торговле, здравоохранении, образовании. Тем не менее, городское управление строго контролировалось центральной властью. Городской голова утверждался губернатором (для уездного города) или министром внутренних дел (для губернского центра), которые могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля за городским управлением в каждой губернии было создано губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.
Городские думы не имели принудительной власти. Реальную власть вершили правительственные чиновники - градоначальники и губернаторы.
7. Военная реформа
Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял Д.А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром.
В 1867 г. был принят новый
военно-судебный устав, построенный
на началах судебной реформы 1864 г. Вводились
три судебные инстанции – полковой,
военно-окружной и главный военные
суды. На время войны учреждался
Главный военный полевой суд.
Решения военных судов
В середине 60-х годов была
проведена реформа военно-
1 января 1874 г. Александр
II утвердил «Устав воинской
От действительной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.
В конце XIX в. в русской
армии были произведены следующие
изменения. По новому воинскому уставу
1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной
службы и 13-летний срок пребывания в
запасе для всех родов войск, с
последующим зачислением в
Военные реформы 1861 –1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.
8. Финансовые реформы
В 1860 г. Александр II повелел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор налогов с населения за соль, табак, вино. Вместо откупов была введена акцизная система, которая регулировала поступление косвенных налогов в казну. В том же 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться роспись доходов и расходов.
После этих реформ финансовая политика стала более рациональной, но сохранила общую сословную направленность. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать, которую ввел еще Петр I и от которой привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены. Государственный бюджет, как и прежде, строился в интересах защиты «верхов» от «низов»: больше 50% расходов шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% - на народное образование, медицину и социальное попечение.
Одним из главных средств
поднять экономическую мощь страны
считалась постройка сети железных
дорог, связывающих центральные
области европейской части
9. Реформы в области просвещения
Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860-1870-е гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться в любых губернских городах, и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского наподобие(в 1872 г. В Москве были созданы курсы Герье, 1878 г. - Бестужевские курсы в Петербурге).
Серьезные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий с сокращенным сроком обучения - четыре года. (19 ноября 1864 г.). Тем самым государственно - церковная монополия на просвещение создавать учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную), которая подготавливала к поступлению в университет, и реальную (техническую), подготавливающую к поступлению в высшие технические учебные заведения.