Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:46, контрольная работа
Легкий и подвижный, в молодости он был прекрасным наездником, смелым, отважным и хладнокровным человеком, что проявлялось не раз во время покушений на императора. Александр был лучше многих других из семьи Романовых подготовлен к «ремеслу королей». Учителями будущего монарха были: статистики и истории – К.И. Арсеньев, экономики и финансов – Е.В. Канкрин, дипломатии – Ф.И. Брунов; курс законоведения читал наследнику М.М. Сперанский.
Введение
Легкий и подвижный, в молодости он был прекрасным наездником, смелым, отважным и хладнокровным человеком, что проявлялось не раз во время покушений на императора. Александр был лучше многих других из семьи Романовых подготовлен к «ремеслу королей».
Учителями будущего монарха были: статистики и истории – К.И. Арсеньев, экономики и финансов – Е.В. Канкрин, дипломатии – Ф.И. Брунов; курс законоведения читал наследнику М.М. Сперанский. Один из его наставников, поэт В. А. Жуковский, сказал родителям цесаревича, что будет готовить из наследника не командира полка, а просвещенного монарха, который должен видеть в России не плац и казарму, а нацию..В общем, так и получилось, хотя Александр II, человек средних способностей, по своей природе не был реформатором. По характеру Александр Николаевич отличался от волевого, целеустремленного отца, императора Николая I. Еще будучи цесаревичем, он не раз говорил, что предпочел бы семейную тихую жизнь публичному бремени власти. Однако он, как человек долга, не колеблясь подчинился своему жребию. Став императором, Александр II почувствовал, какая огромная ответственность легла на его плечи. При этом с самого начала Александр стал сторонником кардинальных преобразований: отмены крепостного права, реформы армии и флота, финансов, суда и местного управления. Возможно, молодой император, как и окружавшие его люди, сначала не представлял себе трудностей на этом пути, не раз он выказывал сомнения, многое из созданного заново ему было не по душе. Однако он не видел иного способа разрешить угрожавший России внутренний кризис и вернуть империи прежний статус великой державы.
19 февраля 1855 г. на
российский престол вступил
Это было время тяжких испытаний для России, когда обнаружилась полная несостоятельность николаевской системы. Два года шла изнурительная война, в которой русская армия терпела поражение за поражением. 28 августа (9 сентября ) 1855 г. пал Севастополь, несмотря на мужество и героизм русских солдат и матросов. Стало очевидно, что война проиграна. Сразу же после падения Севастополя начались переговоры и мире, который был заключен 18 (30) марта 1856 г. в Париже.
По своей натуре Александр II не был реформатором.
Однако, вступив на престол, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Уже в первый год его царствования был сделан ряд послаблений – в первую очередь в сфере образования и печати. Были сняты ограничения, которым подверглись в 1848 г. университеты, а также запреты для выезда за границу, упразднен пресловутый «бутурлинский» цензурный комитет, разрешен ряд новых периодических изданий. Коронационный манифест 26 августа 1856 г. объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг. и другим политическим ссыльным, приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки.
Но среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александром II, была отмена крепостного права.
1.1. Внутренняя политика Александра II
В 1856 году
был учрежден, а 3 января 1857 года
имел свое первое заседание
особый секретный комитет под
непосредственным ведением и
председательством самого
Необходимо
сказать об отношении самих
помещиков к реформе. А оно
координально различалось.
Подготовка крестьянской реформы проходила
в обстановке общественно-политического
подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились
два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое
направление русской мысли: А.И.Герцена
и Н.П.Огарева в Лондоне, Н.Г.Чернышевского
и Н.А.Добролюбова в России. Происходит
заметное оживление либерально-оппозиционного
движения среди тех слоев дворянства,
которые считали необходимым не только
отменить крепостное право, но и создать
общесословные выборные органы управления,
учредить гласный суд, ввести гласность
вообще, провести преобразования в сфере
просвещения и т.д.
К концу августа 1859 года проект «Положений
о крестьянах» был практически подготовлен.
В конце января 1861 года проект поступил
на рассмотрение последней инстанции
– Государственного совета. Здесь было
сделано новое «дополнение» к проекту
в пользу помещиков: по предложению одного
из крупнейших землевладельцев П.П.Гагарина
был внесен пункт о праве помещика предоставлять
крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно
в собственность и бесплатно («в дар»)
четверть надела. Такой надел получил
название «четвертного» или «дарственного»
(крестьяне называли его «сиротским»).
Наконец, 19 февраля 1861 г. последовал манифест,
составляющий славу царя-освободителя,
– манифест об освобождении 22-миллионного
крестьянского населения от крепостной
зависимости. Прежде всего объявлена обязательность
для помещика наделить бывших его крестьян,
кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной
в определенных в положении размерах.
Во-вторых, объявлена обязательность для
крестьян принять надел и держать в своем
пользовании, за установленные в пользу
помещика повинности, отведенную им мирскую
землю в течение первых девяти лет (по
19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти
лет отдельным членам общины предоставлено
право как выхода из нее, так и отказа от
пользования полевыми землями и угодьями,
если выкупят свою усадьбу; само общество
также получает право не принимать в свое
пользование таких участков, от которых
откажутся отдельные крестьяне.
В-третьих
что касается размера
Положение, однако, не ограничивается
одними правилами отведения крестьянам
земли в постоянное пользование, но облегчает
им возможность выкупа отведенных участков
в собственность при помощи выкупной государственной
операции, причем правительство дает крестьянам
в ссуду под приобретаемые ими земли определенную
сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая
эту сумму помещику государственными
процентными бумагами, берет все дальнейшие
расчеты с крестьянами на себя. По утверждении
правительством выкупной сделки все обязательные
отношения между крестьянами и помещиком
прекращаются и последние вступают в разряд
крестьян-собственников.
«В результате
крестьянство остается
Если отмена
крепостного права произошла
сразу, то ликвидация
Несмотря на грабительский для крестьян
характер реформы 1861 года, ее значение
для дальнейшего развития страны было
очень велико. Эта реформа явилась переломным
моментом при переходе из феодализма в
капитализм. Освобождение крестьян способствовало
интенсивному росту рабочей силы, а предоставление
им некоторых гражданских прав способствовало
развитию предпринимательства. Помещикам
же реформа обеспечивала постепенный
переход от феодальных форм хозяйства
к капиталистическим. Именно в это время
складывается экономическая инфраструктура,
обеспечивающая вскоре экономический
подъем: строится все больше железных
дорог, которые связывают центральные
области европейской части России, понемногу
развивается банковская система, создаются
первые угледобывающие и металлургические
предприятия на Украине и нефтедобывающие
в Баку.
1.1.2. Буржуазные реформы Александра II
После
крестьянского Положения в
Земства
несли ответственность за
В числе
реформ, ознаменовавших собою
Военное
управление подверглось также
преобразованиям. Уже в начале
царствования уничтожены
были военные поселения, сокращение срока
военной службы с 25 до 15 лет, отменены унизительные
телесные наказания, обращено особое внимание
на поднятие уровня общего образования
офицеров армии посредством реформ военных
учебных заведений. Далее, вследствие
замеченных недостатков в устройстве
военного управления, происходивших от
излишней его централизации, в 1862 г. было
дано военному министерству высочайшее
повеление подвергнуть систему военного
управления коренному пересмотру, чтобы
усилить управление по местам расположения
войск. Результатом этого пересмотра явилось
утвержденное 6 августа 1864 г. Положение
о военно-окружных управлениях. На основании
этого Положения устроено первоначально
девять военных округов, а затем (6 августа
1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен,
назначаемый по непосредственному высочайшему
усмотрению, главный начальник, носящий
название командующего войсками военного
округа. Эта должность может быть возложена
и на местного генерал-губернатора. В некоторых
округах назначается еще помощник командующего
войсками.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской
повинности, который в корне изменил порядок
пополнения войск. При Петре Великом все
сословия привлекались к военной службе.
По законам ХVIII века дворянство постепенно
было освобождено от воинской повинности,
и рекрутчина стала участью не просто
низших слоев населения, но беднейших
из них, так как те, кто побогаче могли
откупиться, наняв за себя рекрута. По
новому закону, призываются все молодые
люди, достигшие 21 года, но правительство
каждый год определяет необходимое число
новобранцев, и по жребию берет из призывников
только это число (обычно на службу призывалось
не более 20-25% призывников). Призыву не
подлежали единственный сын у родителей,
единственный кормилец в семье, а также
если старший брат призывника отбывает
или отбыл службу. Взятые на службу числятся
в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет
в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет
действительной службы и 3 года в запасе.
Для получивших начальное образование
срок действительной службы сокращается
до 4-х лет, окончивших городскую школу
– до 3-х лет, гимназию – до полутора лет,
а имевших высшее образование – до полугода.
«Таким образом, мы можем сделать вывод,
что новая система предполагала не только
военное обучение солдат, но в то же время
проводился ряд мероприятий с целью просвещения
(особенно это заметно во время управления
военным министерством графом Д.А.Милютиным)».
Народное образование также обратило
на себя внимание государя. Особенно важное
значение имело в этом отношении издание
нового и общего устава российских университетов
18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе
министра народного просвещения А.В. Головкина,
участвовала особая комиссия при главном
правлении училищ, составленная преимущественно
из профессоров Петербургского университета.
19 ноября 1864 г. появился также новый устав
о гимназиях, значительно видоизмененный
и дополненный уставом 19 июня 1871 г. По этим
уставам, средние учебные заведения подразделены
на классические и реальные. Народное
образование в полном смысле урегулировано
утвержденным 14 июня 1864 г. Положением о
начальных народных училищах.
Обращено было внимание и на женское образование.
Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых
женских заведений стали устраивать открытые,
с допущением девиц всех сословий, причем
эти новые учреждения находились в ведомстве
учреждений императрицы Марии. Подобные
гимназии стало утверждать и Министерство
народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено
было новое Положение о женских гимназиях
и прогимназиях Министерства народного
просвещения. Потребность к высшему женскому
образованию привела к учреждению педагогических
курсов и высших женских курсов в Петербурге,
Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Глубокое и благотворное влияние на развитие
общественного самосознания оказала также
и реформа печати. Уже в 1862 г. главное управление
цензуры было закрыто и часть его обязанностей
возложено на Министерство внутренних
дел, а другая – непосредственно на министра
народного просвещения. 6 апреля 1865 г. даны
Временные правила по делам печати.