Америка в
годы правления Рейгана
Рональд У. Рейган
был - после Дуайта Д. Эйзенхауэра - вторым
президентом американской послевоенной
истории, который правил два срока и ушел
с должности, имея высокий общественный
авторитет. Если следовать комментариям
некоторых журналистов, политологов и
историков, то никакой другой президент
после Франклина Д. Рузвельта не осуществил
больших перемен в американской политике,
чем он.
Рейган и его команда отчетливо
видели опасность, исходившую
от собственной некомпетентности,
и приняли соответствующие меры.
Незадолго до того как Рейган
въехал в Белый дом, был создан
Институт современных исследований,
который разработал для него
рекомендации относительно того,
как следует вести себя с
прессой. Ему, прежде всего,
советовали свести до минимума
контакты с ней. Кроме того,
президент очень быстро окружил
себя талантливыми профессионалами,
80% которых были республиканцами.
Однако это не всегда помогало.
Рейган довольно часто допускал
промахи. Но в полном соответствии
с его тезисом “Все вскоре
забудется” такие ситуации действительно
серьезно не влияли на симпатии
избирателей. Опросы общественного
мнения неизменно свидетельствовали
о высокой оценке его деятельности
со стороны избирателей. Да
и как было не любить человека,
который умел так подсластить
пилюлю. Например, значительно сократив
социальные расходы и тем самым,
ухудшив положение миллионов
людей, он ошеломил многих соотечественников,
выражая им соболезнования по
телефону.
Он был актером с политическими
принципами, который умел себя
самого и свою политику идентифицировать
с американскими ценностями и
традициями. К его личным качествам
относились спокойная уверенность
в себе и оптимизм.
Его энергичная манера и целая
лавина кадровых и политических
деловых решений в первые месяцы
после избрания усилили впечатление общественности,
что с вступлением в должность нового
президента пришел политический поворот,
даже разразилась "консервативная революция".
Что, прежде всего удалось Рейгану, так
это восстановить утерянную веру в институт
президента как институт, в котором формируется
и проводится национальная политика. В
одном интервью с "Фоген" президент
объяснил, что метод его руководства состоит
в окружении себя выдающимися личностями,
сохранении авторитета и невмешательстве,
пока его политика проводится правильно.
Действительно, президент был отключен
от ежедневного административного хода
событий, что сначала превосходно функционировало,
но на втором сроке привело к скандалу
Иран-контрас, который ясно показал, что
президент не является больше хозяином
Белого дома.
Насколько
блестяще Рейган и его ближайшие
советники были подготовлены
к президентству, показала их
кадровая политика 1980/81 года. Особое
внимание уделялось тому, чтобы
ниже уровня кабинета стояли посланники
президента, которые преследовали политику
Белого дома. Этих высокопоставленных
чиновников, перед тем как они пошли в
свои министерства, по-настоящему тренировали
доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых
назначений базировались на критерии
партийной принадлежности, такого не было
с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных
были республиканцами, только 3% демократами
(среди них такая консервативная женщина,
как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик).
И в этой сфере второй срок президентства
наметил перелом, коррупция играла все
большую роль. До конца 1986 года более 100
членов администрации Рейгана были уволены
по этой причине или находились под обвинением.
В первый срок пребывания в
должности президент был окружен
двумя кольцами советников. Внутреннее
кольцо составляло так называемая
тройка, а именно: Джеймс Бейкер
как начальник штаба, Эдвард
Миз, шеф кабинета, и Майкл Дивер, ответственный
за связи с общественностью. Второе кольцо
состояло из тех, кто докладывал тройке,
но сам не имел доступа к президенту. В
1980 году под руководством Миза было образовано
7 комитетов кабинета, чтобы таким путем
привязать членов кабинета к Белому дому
и избежать ошибок администрации Картера,
когда члены кабинета публично спорили
друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов
кабинета были переоборудованы в 2, а именно:
совет по внутренней политике и совет
по экономической политике. Члены кабинета
теперь, однако, все больше игнорировали
соглашения, принятые в этих советах. Прямо
в начале президентства Рейгана был упрощен
бюджетный процесс внутри исполнительной
власти, централизован и политизирован
в ведомстве по менеджменту и бюджету
под руководством Дэвида Стокмана. Вообще,
административно-организационные мероприятия
в органах исполнительной власти после
1980-81 года были направлены на то, чтобы
централизовать власть в Белом доме и
программно привязать политических чиновников,
возглавляющих учреждения. Во время второго
срока президентства Рейгана эта концепция
обернулась сверхцентрализацией вследствие
того, что место тройки занял один-единственный
человек Дональд Рейган, который был менее
компетентен, чем его предшественники,
и неспособен к коллективному руководству.
Энергичная и честолюбивая первая леди
Нэнси Рейган также явно все больше влияла
на план-график своего мужа, при этом она
привлекала гороскопы и доверяла советам
астрологов. Авторитет президента и его
института страдал из-за аферы Иран-контрас,
краха биржи в октябре 1987 года и стремительно
возрастающего дефицита бюджета и внешней
торговли. Начальник штаба Дональд Рейган
вынужден был, в конце концов, уйти в отставку,
и был заменен политически опытным бывшим
лидером республиканского большинства
в сенате с Говардом Бейкером.
В Белом доме в законодательном
бюро по связям Рейган собрал
профессиональную команду, которая
во главе с Максом Фридерсдорфом
вначале чрезвычайно эффективно умела
обходиться с парламентом. Удалось создать
в обеих палатах независимую от партии
коалицию голосования, которая поддерживала
экономическую и социальную политику
Рейгана, но, прежде всего, его проекты
бюджета. С самого начала Рейган, и его
сотрудники умело связали друг с другом
прямое воздействие на Конгресс и косвенное
давление на парламент посредством мобилизации
общественности. Первые 6 месяцев правления
Рейгана были отмечены захватывающими
дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция
голосования распалась скоро вследствие
грозящего дефицита бюджета и начинающегося
глубокого экономического кризиса. Во
второй срок своего президентства Рейган
старался сохранить успехи голосования
первых лет. В действительности Конгресс,
в котором с 1986 года в обеих палатах снова
большинство составляли демократы, все
больше определял содержание политики.
Рейган вовсе не стал самым преуспевающим
законодателем после Франклина Д. Рузвельта
и Линдона Б. Джонсона, как это утверждала
легенда, созданная консервативными журналистами
в первый год президентства Рейгана. Более
того, он занимает предпоследнее место
среди семи президентов с 1953 года относительно
поддержки в Конгрессе.
Больше Рейган преуспел в размещении
своих предпочитаемых кандидатов
на судейских стульях федерального
суда. Однако в силу конституционно-правового
обязательного согласия сената
при назначении судей президент
вынужден был вести очень осторожную
практику, как показало неудавшееся
выдвижение Роберта Борка в
Верховный суд. Тем не менее,
Рейгану удалось заменить новыми
лицами почти половину всех
судейских мест в окружных
и апелляционных судах, а также
3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство
этих юристов были консерваторами,
но вовсе не обязательно догматиками,
и уж тем более они не
были закоснелыми идеологически
Рейганомика
и её роль в экономическом развитии США
Выдвинув в качестве основной
идеи своей политики возвращение
к традиционным американским
ценностям, президент сделал акцент
на утверждение безусловного
главенства свободы частного
предпринимательства над
всеми остальными свободами.
Он говорил: ”Прежде всего,
я хочу добиться того, чтобы
наша страна осталась местом,
где человек может разбогатеть.
Это у нас уже есть и это
должно быть сохранено.” Так называемая
“рейганомика”, “консервативная революция”.
Программа оздоровления американской
экономики, выдвинутая рейгановской
администрацией в 1980 г., включала следующие
основные положения:
1) сокращение
налогов на корпорации и личных
подоходных налогов;
2) ограничение
роста правительственных расходов
за счет сокращения социальных
программ;
3) дерегулирование
предпринимательской деятельности;
4) проведение
жесткой кредитно-денежной политики,
направленной на преодоление
инфляции.
Сокращение налогов стало первым
шагом экономической политики
Рейгана. Конгрессом был принят
закон о снижении подоходных
налогов на 25 % в течение трех
лет, а также о сокращении
федеральных расходов на социальные
услуги. Предполагалось,
что в результате сокращения
налогов увеличатся инвестиции
в производство, что создаст новые
рабочие места, увеличит национальный
продукт и, следовательно, правительство
получит большой налоговый доход,
несмотря на снижение ставок
налогообложения.
В области социальной политики
была выдвинута программа "нового
федерализма". Согласно этой программе
разделялись функции федеральных,
штатных и местных органов
власти. Правительства штатов должны
были взять на себя ответственность
за выполнение двух благотворительных
программ - помощь многодетным семьям
и талоны на питание, федеральное
правительство отвечало за медицинскую
помощь бедным. Остальные 44 социальные
программы были отданы в ведение
штатов, создан федеральный фонд
для их дополнительного финансирования
в течение четырех лет.
К концу первого срока правления
администрации Рейгана инфляция
упала до 4 %. ФРС ослабила политику
сдерживания денежных средств.
Несколько снизились процентные
ставки, облегчив финансирование
покупок домов и автомобилей.
Безработица сократилась с 10%
до 8 % рабочей силы. Вместе с тем
снижение налогов не привело
к ожидаемому росту инвестиций
в экономику, на который рассчитывали
в случае снижения инфляции. Картина
оздоровления омрачалась также
и ростом дефицита государственного
бюджета, который составил около
200 млрд.$, главным образом за счет увеличения
расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики
Рейгана - сократить сферу деятельности
федерального правительства, в
особенности в социальной области,
уменьшить подоходные налоги, увеличить
мощь вооруженных сил - оставались
неизменными и во время второго
срока его пребывания в Белом
доме.
Характерно,
что сильнее всего сокращены,
были те программы, которые касались
самых бедных и хуже остальных
организованных групп населения, для
которых были отменены продовольственные
карточки и значительно сокращены
пособия для матерей-одиночек. Одновременно
социальные программы, полезные для
среднего слоя, остались почти неизменными,
так же как и пенсионное страхование
и связанное с ним страхование
на случай болезни. При Рейгане в
американском обществе произошла гиперполяризация
между бедными и богатыми, перераспределение
в пользу богатых, в то время как одновременно
увеличилось число тех, кто жил ниже границы
бедности. Налоговая политика стимулировала
инвестиционную активность, повысила
статус самых богатых американцев и дала
возможность "среднему классу" улучшить
свое материальное положение.
Но обновленная
американская экономика смогла создать
более 17 млн. рабочих мест, главным
образом в отраслях сферы услуг.
Норма безработицы составила 5 %, находясь
на самом низком уровне за период после
1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный
объем ВНП и продукция производства в
1989 г. превысили максимальные уровни 1979
г. почти на 28 %. Объем личного потребления
в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что
было связано с увеличением численности
занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал
о росте доходов населения и явился стимулом
хозяйственного подъема.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились
и негативные тенденции в экономическом
развитии США. В результате "рейганомики"
дефицит государственного бюджета США
составил .152 млрд.$, превышение расходов
над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую
же долю ВНП составили расходы по обслуживанию
государственного долг. За период 80-х гг.
доходы самых богатых американцев, составивших
1 % от общей численности населения, почти
удвоились, в то время как у 70 % американцев
возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные
Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый
высокий в мире показатель ВНП на душу
населения, к 1987 г. были по этому показателю
превзойдены 10 странами. Средняя заработная
плата американцев к началу 90-х гг. находилась
на самом низком уровне за последние 30
лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских
рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании,
21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.
Но, несмотря на это Рейгану
удалось преодолеть экономический
спад, начавшийся еще при Картере,
сократить инфляцию и безработицу,
снизить подоходный налог; ускорить
темпы подъема экономики, обуздать
забастовочное движение. Эти и
некоторые другие факторы обеспечили
ему вторичную победу на президентских
выборах в 84 году.