Американское просвещение. Томас Джефферсон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:55, реферат

Описание работы

Целью работы является: рассмотрение деятельности представителя американского просвещения, заложившего фундаментальный путь развития Америки Томаса Джефферсона, а именно задач:
• Начало пути
• Декларация независимости
• Государственное устройство по Джефферсону
• Джефферсон президент. Конец карьеры

Содержание работы

Введение
1. Начало пути
2. Декларация независимости
3. Государственное устройство по Джефферсону
4. Джефферсон президент. Конец карьеры
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ» (ВЛГУ)

 

                                                                   Кафедра: Новой и новейшей истории

 

 

 

Реферат

на тему:

Американское просвещение. Томас Джефферсон.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст.гр. ИОг-111

Соколова М.Д.

Проверила:

Кандидат исторических наук, доцент

Захарова О.В.

 

 

 

Владимир 2013

 

Содержание

Введение

1. Начало пути

2. Декларация независимости

3. Государственное устройство  по Джефферсону

4. Джефферсон президент. Конец карьеры

5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

XVIII век вошел в историю  европейской культуры как век Просвещения. Недавние достижения науки, прежде всего, открытия И. Ньютона, Дж. Локка, побудили европейских философов, ученых, литераторов кардинально пересмотреть прежнюю картину мира. Религиозные догматы отошли на задний план, поскольку естественные, природные законы вполне доступны пониманию человеческого разума. Согласно этим законам человек рождается свободным, равным другим людям; ему изначально свойственны стремление к общественной жизни и благожелательность, необходимая, чтобы эту жизнь обеспечить. Не случайно XVIII век также называют веком разума, умнейшим из всех веков.

На Америку, которая тогда была культурной и  интеллектуальной "провинцией", идеи заокеанских просветителей оказали  самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как будто специально предназначенной для них всем ходом национальной истории. Америка с самого начала ее заселения белым человеком была своего рода "лабораторией", где апробировался, сформулированный затем просветителями тезис о врожденном праве людей на свободу, равенство и стремление к счастью: здесь изначально отсутствовали сословные различия и имелись более широкие, чем в Старом Свете, возможности самореализации, повышения социального статуса и благосостояния для каждого.

Мой интерес к американскому  просвещению обусловливается его  отличием от европейского. В то время  как цель европейского просвещения  заключалась во всесторонней критике  политической и социальной системы, которая опиралась на сословия и  корпорации, на аристократию и церковь. В Америке же просто не было условий для такого типа просвещения— объект критики ещё не сформировался. Характерно, что в американском обществе изначально была распространена вера в прогресс, подкрепленная равнодушием к прошлому.

В связи с этим целью моей работы является: рассмотрение деятельности представителя американского просвещения, заложившего фундаментальный путь развития Америки Томаса Джефферсона, а именно задач:

  • Начало пути
  • Декларация независимости
  • Государственное устройство по Джефферсону
  • Джефферсон президент. Конец карьеры

 

Cоциально-политические воззрения Джефферсона, находившиеся под определяющим влиянием Локка, запечатлены в важнейших исторических документах эпохи: в виргинской «Декларации прав» и в филадельфийской «Декларации независимости» в Билле о религиозной свободе 1779 г., а также в  законопроект о «всеобщем распространении знаний».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Начало пути.

«Он был одним из самых  сложных человеческих существ, когда-либо ступавших по нашей планете. Продолжают существовать потрясающие противоречия: интеллектуал с грубым телом человека физического труда; человек с руками, способными выполнить любую техническую работу, и человек Ренессанса; политик, знающий, как использовать федералистские приемы для достижения республиканских целей; идеалист, говоривший об освобождении негров, но освободивший лишь своих пятерых рабов; политический догматик, сохранявший свой разум открытым по всем другим вопросам; скептик, подвергавший сомнению существование Бога отрицавший, что христианство является частью общего права, однако основавший права человека на неубедительной теории естественных прав», - отмечали спустя полтора века американские историки.

Вся жизнь  и деятельность этого человека прошли в борьбе за утверждение идеалов  демократии, принесли ему славу основоположника американской демократической традиции.

Джефферсон родился 13 апреля 1743 года в семье виргинского землевладельца. В школе, а затем в одном  из старейших учебных заведений  Америки — Колледже Уильяма и  Мэри он учился легко и с большим интересом, одинаково увлекаясь как гуманитарными, так и естественными науками.

Затем последовали 5 лет  изучения юриспруденции в адвокатской  конторе Дж.Уита. Это были годы напряженного труда, т. к. Джефферсон «отважно стремился  к знаниям».

Стремление к совершенствованию  выработало у него потребность в  самообразовании, которым он продолжал  заниматься всю свою долгую жизнь. В  итоге он стал не только крупнейшим политическим деятелем, но и оставил  глубокий след в самых разнообразных  областях знания. В этом смысле он занял достойное место в ряду мыслителей-энциклопедистов, рожденных эпохой Просвещения.

В 1769 г. Джефферсон был  избран депутатом законодательного собрания колонии, затем неоднократно переизбирался. Окунувшись с головой  в политику, он довольно скоро оказался среди активных участников развертывавшегося в Войну за независимость США 1775-1783 годов.

В 1775 году он был избран делегатом Континентального конгресса, взявшего на себя с началом военных  действий функции центрального правительства колоний. В Конгрессе Джефферсон пользовался уже известностью как страстный и вместе с тем рассудительный публицист. Именно это обстоятельство послужило причиной избрания Джефферсона в комитет по составлению Декларации независимости, который и поручил ему эту работу.

 

2. Декларация независимости

Равные права — всем, особые привилегии — никому! - это правило и стало кредо в политической карьере Джефферсона.

Семнадцать дней, с 11 по 28 июня 1776 года, работал Джефферсон над текстом Декларации, не обращаясь за помощью ни к книгам, ни к политическим памфлетам, ни к коллегам по комитету. Впитав идеи английских философов и французских просветителей, аккумулировав исторический опыт и демократические традиции полуторавекового развития американских колоний, Джефферсон знал, что нужно сказать, чтобы объяснить американскому народу, да и всему миру, причины провозглашения независимости. Его целью было «утвердить, а не открыть истину». Сам же он объяснял почти полвека, что Декларация «была предназначена для того, чтобы, не стремясь к оригинальности принципов или чувств, не копируя даже какие-либо предшествовавшие произведения, служить выражениям американских устремлений и придать этому выражению должный тон и дух».

Значение Декларации независимости  — одного из самых знаменитых документов американской истории — трудно переоценить. Это был первый государственный документ, признавший суверенитет народа как основу государственного устройства. Чеканные формулировки Декларации утверждали за народом право на восстание, свержение деспотического правительства; провозглашали основные идеи буржуазной демократии — равенство людей, их «определенные неотъемлемые права, среди которых — право на жизнь, свободу и на стремление к счастью».

В известную триаду естественных прав человека - «жизнь, свобода, собственность», сформулированную Дж.Локком, Джефферсон внес важное изменение, включив вместо «собственности» право на «стремление к счастью», посчитав собственность категорией гражданских, а не естественных прав человека. В этом Джефферсон не был оригинален, но подобная замена придала социально-философскому разделу Декларации ярко выраженную гуманистическую направленность.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав. 
К числу естественных прав человека Джефферсон также относил: 
* право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов; 
* право личной неприкосновенности; 
* право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов; 
* право свободы совести и вероисповедания; 
* право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным. 
Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения естественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Данные идеи были развиты мыслителем в Декларации независимости США. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти. 
Проблема прав личности и связанные с ней проблемы демократической организации государственной власти является одним из основных в политической доктрине Т. Джефферсона. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти, которая уменьшила бы опасность возникновения произвола последних по отношению к личности. 
Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, а также установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти. 
Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму правления, заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму. 
Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов. 
Декларация независимости не только основополагающий документ американской революции - «свидетельство о рождении» нового государства, но и выдающийся памятник американской литературы, т. к. Джефферсону удалось, сконцентрировав воедино известные принципы и идеи, выразить их великолепным языком в краткой, доступной и блестящей форме. Декларация быстро обрела широкую известность за пределами Америки, способствовала прославлению своего автора. Она оказала серьезное воздействие на развитие взглядов ведущих деятелей Великой французской революции, была использована ими при составлении Декларации прав человека и гражданина.

 

3. Государственное  устройство по Джефферсону.

Джефферсон  был сторонником демократизации общества путём расширения прав и  свобод населения, включая средние  и низшие слои. Также просветитель считал, что нужно допускать непосредственных представителей народа к участию в государственных делах. Более того, Джефферсон не отрицал возможности вооружённого восстания народных масс в стране. В письме Мэдисону в 1787 г. он писал: «…восстания действительно обычно выявляют те нарушения прав народа, которые их породили». Возможность вооружённой защиты народом своих прав является показателем демократизма политической системы, а не её слабости.

Распространение знаний для Джефферсона являлось одной из приоритетных задач и идей в его системе взглядов на права человека. Поэтому немалый интерес представляет его законопроект о «всеобщем распространении знаний». «Для меня является аксиомой, что наша свобода может быть сохранена только в руках самого народа, наделенного известной степенью образования»– считал Джефферсон. Две главные цели  предложенной образовательной системы были представлены в преамбуле законопроекта: «просветить в пределах возможного умы народа» и «обеспечить такое положение, чтобы лица, которых природа наделила талантами и достоинствами, вследствие полученного либерального образования были бы достойны получить и способны охранять вверенные им священные права и свободы своих сограждан, к чему они должны призываться независимо от своих средств, происхождения и других случайных условий или обстоятельств». Поэтому важно отметить, что Джефферсон рассматривал образование как важнейший компонент жизни гражданина и гарант его свободы.

Одним из наглядных  примеров, характеризующих Джефферсона  как личность противоречивую, служат его взгляды на религию. Он критиковал господство англиканской церкви, призывал соблюдать свободу вероисповедания, выступал за отделение церкви от государства, несмотря на то, что он сам не являлся атеистом. Где все это Джефферсон сформулировал в одной из своих главных работ в этот период – Билль о религиозной свободе 1779 г.. Согласно данному биллю, в штате Виргиния установилась свобода вероисповедания, что подтверждается следующей цитатой: «...все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии, и это не должно ни в коем случае уменьшать или увеличивать их гражданскую правоспособность или как-то влиять на нее». Джефферсон считал, что религия является сугубо личным делом отношений человека с Богом и поэтому не подлежит вмешательству гражданского правительства. Принятие в то время данного акта означало значительный шаг вперёд по пути отхода от введения и поддержки штатом одного определённого религиозного верования и создания открытого, проявляющего терпимость общества.

Были и случаи, когда вследствие собственного опыта  Джефферсон был вынужден переосмыслить  высказанные ранее убеждения. Находясь на посту депутата законодательного собрания штата Виргиния, он стремился  к пересмотру принципа «разделения власти» в направлении максимального увеличения полномочий законодательного органа в ущерб исполнительному. Однако, став губернатором штата Виргиния, он обнаружил, что как губернатор, он не может реализовать ни одного решения без поддержки законодательного собрания.

Вследствие  этого, у Джефферсона возникла идея об урегулировании взаимоотношений  и установления стабильного демократического порядка между законодательной, исполнительной и судебной властями посредством введения системы балансов и сдерживающих факторов для гарантии политического равновесия.

Одной из главных  частей концепции государственного устройства, предложенной Джефферсоном, была демократическая избирательная  система, по которой право участия  в выборах должно быть предоставлено всему белому взрослому мужскому населению страны независимо от имущественного положения. Значимость предоставления права выбора просветитель обосновал в следующих строках: «…Я считаю лучшим средством именно то, которое предусмотрено нашими конституциями, а именно: предоставить гражданам свободный выбор и возможность отделить истинную аристократию от псевдоаристократии, зерно – от плевел»…»– писал Джефферсон в письме Дж. Адамсу от 28 октября 1813 г.

Ознакомившись с проектом Конституции США, Джефферсон посчитал его неполноценным в виду отсутствия чётко выраженных положений, которые бы гарантировали демократические права и свободы человека. Также, Джефферсона не устраивало наличие возможности пожизненного переизбрания президента и закрепление Конституцией сильно централизованной власти. В декабре 1787 г. Конституция США была принята. Однако статьи, устанавливающей время пребывания на посту президента не последовало, но благодаря примеру первых президентов, пробывших два срока по 4 года, сложилась негласная традиция – конституционный обычай, по которому президент может занимать свою должность не более двух сроков.

Тем не менее, через основного автора проекта  Дж. Мэдисона Джефферсон оказал большое  влияние на текст впоследствии принятых первых десяти поправок к Конституции, которые получили название «Билль о правах».

Делая вывод  о всем вышесказанном стоит отметить, что система взглядов Джефферсона  на права человека общественной жизни  сильно повлияла на формирование независимых  штатов и демократичный характер нового государства. Отстаивая основные права и необходимость вовлечения более широких слоёв населения в политическую жизнь страны, Джефферсон наметил петь на дальнейшее демократическое развитие американского общества.

Информация о работе Американское просвещение. Томас Джефферсон