Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику
анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя
особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в
событиях 1917 года.
Введение
Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917).
Глава II. Анархизм в России в 1917 г.
Заключение
Примечание
Список использованных источников и литературы
К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так
же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П.
Балина “Общество
К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический
анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина,
Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории
Прудона и Штирнера на российскую почву.
В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно
работали над теорией революции
именем М. А. Бакунина.
Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин.
В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России, но
окончательно оформился как революционное движение и начал играть
определенную роль только в системе общественно-политических взглядов
народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и
революционера М. А. Бакунина (1814-1876).
Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в
дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его
окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г.
выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию. Там Бакунин поступает в
Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув
университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в
Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали
французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49 гг.
Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был
заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в
Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в
Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г. Затем Бакунин участвовал в
Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1
июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.[i]
Бакунин стремился осуществить в России социальную революцию, на
первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность
была для него источником всякого социального неравенства. “Мы объявляем
себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами
государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть только
тогда счастлив, свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.*
Бакунин знал только единственную форму революционной борьба –
немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения
государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу
вверх “братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и
областных федераций, обнимающих безгранично людей всех языков и
народностей”. Он указывал – долг каждого честного революционера
поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность
к революции.
По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим
невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин,
уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он,
надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток
революционной мысли, воли и дела”. Это можно было сделать лишь посредством
установления связи между
лучших Бакунин предлагал
общим натиском провести в России социальную революцию.
Под влиянием этих бакунистстких идей среди российской молодежи из первых
революционных кружков зарождается идея “хождения в народ” с целью
подготовки крестьянских выступлений.
В 70-х годах начинает формироваться анархическое мировоззрение князя
П. А. Кропоткина. Кропоткин в 70_х был действительным членом кружка
“чайковцев”. Он впервые выдвигает идею об объединенном восстании среди
крестьянства и среди городских
рассчитывать на успех”. Свое дальней шее развитие анархистские идеи в
России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.
Анархо-коммунистическая
теория революции П. А.
Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П.
А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из
княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После
окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г.
отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в
Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным
анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его
выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую
крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию,
а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte”
(“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в
событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще
будем возвращаться не раз.[ii]
В своих работах
70-90-х годов (“Речи
“Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и
др.) Кропоткин вывел собственную теорию анархизма, положившую начало такому
течению как анархо-коммунизм. Такие взгляды привлекли внимание
революционной молодежи того времени попытками охватить все стороны
общественной жизни, а так же
проявлением гуманистических
Кропоткин понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании
явлений”.
Но в своей теории Кропоткин не отрицал революцию, однако считал, что
Россия еще не готова к “немедленному революционному выступлению”. Он считал
необходимым прежде создать анархистские группы, которые будут вести “тихую
подготовительную идейную
закономерное явление
Россию к полному уничтожению
все государственных
Анархо-коммунизм, считал Кропоткин, можно вводить сразу после разрушения
старых порядков в ходе революции. В отличие от предыдущих идеологов
анархизма Кропоткин относил к движущей массе социальной революции не только
крестьянство и рабочих, но и “трудовые элементы из интеллигенции”. При этом
он допускал возможность как мирной, так и “кровавой” революции.
Он так же отрицал необходимость революционного правительства и не
признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его
мнению, “революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм”.
Однако в полной мере идеология Кропоткина раскрылась во время участия
его в действиях анархо-
Течения в русском анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)
К времени 1-ой
русской революции в анархизме
три основных направления (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-
индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти
течения помимо различных программ имели собственные печатные органы,
определенные сферы
Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами
идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили
на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом
хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие
пункты:
. Целью действия анархистов
объявлялась “социальная
Полное уничтожение
коммунизмом.
. Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных
как в городах, так и в деревнях”.
. Главными методами борьбы
в России провозглашались “
нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”.
Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться
только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.
. Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение
личностей в группы и групп между собою”.
. Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы
управление (Государственная
Дума или Учредительное
возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями
или течениями.
На 2-ом съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была
представлена резолюция об экономическом и политическом моменте революции, в
которой он замечал, что налицо “народная революция, которая продлится
несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все
экономические отношения вместе с политическим строем”. В вопросах
организации Кропоткин всячески поощрял самостоятельность анархических
групп.
Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе,
созданном по модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли
будущее общество как союз или федерацию вольных общин, объединенных
свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства,
получит неограниченные возможности для развития. Для планомерного развития
экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном
вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю,
захваченную в результате восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает,
но не в личное владение, а общине.
В условиях революции 1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме
образовалось еще несколько течений:
- Безначальцы, возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и
этого течения были положены проповедь террора и грабежей
как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких
нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они
хотели путем “кровавой народной расправы” с власть
Информация о работе Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г.