Английские университеты в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целями моей работы являлось:
- Показать общие черты развития английских университетов в средние века
- Рассмотреть историю двух крупнейших и древнейших университетов Англии (Оксфорда и Кембриджа)
- Показать особенности их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.

Содержание работы

Введение 3
1. Общий взгляд на английские университеты в средние века. 5
2. Оксфордский университет. 9
3. Кембриджский университет. 11
4. Взаимоотношения университетов с другими общественными институтами. 14
Заключение. 24
Список источников и литературы 26
Источники: 26
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Курсовая АнглУнивер1.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание.

 

Введение

Тема моего исследования – средневековые университеты в Англии выявила ряд фактов, говорящих о том, что университет в средние века был отличной от всего другого структурой, построенной с одной стороны на принципах и идеалах, принятых в ту эпоху, но при этом и часто выступающий за их корректировку и изменение. Таким образом, можно говорить о прогрессивности научной среды средневековья.

Так же отдельно стоит  отметить то, что обособленное географическое положение Англии так же сыграло  роль в том, что английские университеты появились позднее остальных европейских университетов и имели некоторые черты, не свойственные университетом континентальной Европы.

Большая источниковая база, связанная с моей темой представлена в Хрестоматии под редакцией Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина1, где особо ценным оказался документ, где неизвестный автор изложил свои наблюдения за жизнью студентов. Так же помогли мемуарные источники, а конкретно жизнеописание Петра Абеляра (1079-1142)2, одного из виднейших теологов своего времени.

Основой работы стала  монография Н. С. Суворова3, изданная еще в 1898 году, но не потерявшая своей актуальности до нашего времени. Огромную роль при написании данной работы сыграли статьи и монография П. Ю. Уварова4, где так же приведено большое количество документов, связанных с жизнью средневековых школяров и магистров, а так же функционированием университетов.

Конечно же нельзя оставить в стороне труды Жака Ле Гоффа, одного из авторитетнейших зарубежных  медиевистов. Использованная мною литература не ограничивается только этими авторами, здесь я упомянул лишь тех, чьи работы дали самое большое количество материала для написания этой работы.

Если же рассматривать  зарубежную историографию, то большое  внимание я уделил одной из работ  Алана Коббана5, Джереми Катто6 и Димина Лидера7, а так же работы других авторов.

Целями моей работы являлось:

- Показать общие черты  развития английских университетов  в средние века

- Рассмотреть историю  двух крупнейших и древнейших  университетов Англии (Оксфорда  и Кембриджа)

- Показать особенности  их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.

Моими задачами при выполнении работы было выявить то, как происходило зарождение университетов в Англии, особенности из развития и влияния на развитие других социальных институтов. Исходя из этих задач, было сделано разделение работы на четыре части, каждая из которых отвечает на один из вышеуказанных вопросов.

 

1. Общий взгляд на  английские университеты в средние  века.

 

В общей массе средневековых  университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

 

 -   это были первые по времени университеты,

 -  новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

 

Английские университеты, Оксфордский и Кембриджский, вскоре же после их возникновения, усвоили в себе национальный характер в отличие от континентальных университетов, которые можно назвать космополитическими. Например, в Париж или Болонью стекались штудирующие из всех стран западной Европы, и блестящую профессорскую деятельность проходили в тамошних университетах выходцы из разных чужих стран, как в Болонье многие уроженцы Германии, в Париже при шельцы из той же Германии, Италии и проч. Достаточно вспомнить, что, например, Альберт Великий пришел в Париж из Германии, Фома Аквинский из Неаполя, Петр Ломбард из Наварры, Роберт Пулл из Англии. Даже император Фридрих II доставал в свой государственный университет ученых из дальних стран, например, Петра Ирландца, и открывал двери пришельцам всех наций.8

В английские университеты, правда, последовал прилив из Парижа после катастрофы 1229 г., но он и был единственный. Для устройства университетского это обстоятельство имело то же важное значение, что деление членов университета по нациям, не развилось здесь, как не имевшее для себя почвы. Хотя и в английских университетах различались северяне и южане, но это различие вытекало не из национального происхождения, а из той же внутренней противоположности общественно - политических взглядов и антипатий, которою вообще характеризуется строй британской жизни и которая вызвала образование партий тори и вигов. Не развилось так же в них деление на четыре факультета. Существенным в них всегда было и осталось изучение «свободных искусств» (artes liberales), т.е. то, что в других западноевропейских университетах рассматривалось как подготовка и дверь,

ведущая к штудированию научных отраслей трех высших факультетов. Богословие, правда, изучалось и даже процветало «на основе искусства» (theologia in artibus fundata), благодаря в особенности нищенствующим монахам францисканцам; но кто желал изучать юриспруденцию или медицину, тому нужно было приобретать не обходимые познания или, вступив в корпорацию адвокатов (следовательно, знания практические, без римского и канонического права, так как ни то, ни другое никогда почетом не пользовалось в Англии), или практикуясь в госпиталях. Докторские степени получались и по юриспруденции, и по медицине, но не от факультета, а от университета, сам же университет превращался более и более в нечто мифическое, тогда как в действительности выступили на первый план коллегии, в которых университет, так сказать, разложился и растворился. Английские коллегии явились даже раньше, чем в Париже, и на английской почве получили более сильное развитие, чем там.9

В Оксфорде еще в XII в. школьная индустрия процветала: большая часть школяров жила в пансионах, предприниматели и начальники которых (принципалы) старались подыскать преподавателей для чтения лекций в помещениях их пансионов. Случалось даже, что служители, чистильщики студенческого платья и студенческих сапог, выступали в качестве антрепренеров – принципалов по устроению пансионов, что, впрочем, университетом воспрещалось. С XIV в. частные пансионы стали более и более заменяться фундированными стипендиальными коллегиями, существование которых обеспечивалось жертвуемыми и завещаемыми имениями и капиталами. Между знатными и богатыми английскими фамилиями явилось соревнование, чуть не конкуренция, в устроении коллегий, в которых потом и держались известные фамильные традиции и местные традиции графства, так что отдельная коллегия или школьная ассоциация не только совместною жизнью и совместным штудированием, но и упомянутыми традициями обособлялась от других подобных. Получение стипендии в коллегии стало связываться с такою массою условий семейных,

местных и прочих, что  не без основания можно было говорить, что каждая стипендия уже наперед предназначалась известному мальчику с момента его рождения10.

До реформации университетские  коллегии все еще имели опасных конкурентов по части пожертвований в монастырях, в аббатствах; со времени реформации не только эти опасные конкуренты были устранены, но и значительная доля добычи, оставшейся после упраздненных католических церковных институтов, перешла к коллегиям, как раньше существовавшим, так и вновь основываемым. В континентальных коллегиях преобладала точка зрения милостыни или вспомоществования нищете, а в хорошо обеспеченных английских коллегиях выступила на первый план мысль о довольстве и комфорте. Между тем, как, например, германскому рыцарю или дворянину штудирование наук доставляло мало радости, в Англии соответственные классы общества, благодаря их политическому положению и ввиду политической деятельности, стремились получить известное образование в университетах. Разумеется, и в Оксфорде, и в Кембридже дело не обходилось без того, что молодые люди без средств, в особенности готовившиеся к духовному званию, в коллегиях находили единственный путь к получению образования и, как люди бедные, могли бы не предъявлять широких претензий. Но преобладающий контингент английских коллегий составился из состоятельных классов высшего и среднего дворянства. Фундаторы были настолько щедры, что обеспечили богатыми вкладами большее число магистров, которые могли бы вести преподавание в коллегиях или занимать должности по управлению коллегиями и по надзору за учащимися (туторы), или же просто пожелали бы жить в коллегиях, предаваясь ученым занятиям и достаточно обеспеченные, без какой - либо должностной функции. В Средние века высшая университетская власть все еще удерживалась за общим собранием профессоров и лиц, имеющих ученые

степени. Это так называемая конвокация, за которою признавались избирательное право, право составления и изменения статутов и прочее. Но затем, чем дальше, тем более директора коллегий захватывали власть в свои руки. Какими последствиями сопровождался перевес коллегий над университетом, будет упомянуто в последней главе. Здесь мы припомним лишь в добавление к сказанному, что в Оксфорде и Кембридже канцлер сделал излишнюю ректорскую должность. Из органа надзора, назначаемого епископом, он превратился в выборную должность. Университет сначала избирал его на короткий срок, потом пожизненно. Пожизненное избрание канцлера установилось с начала XV в. Было полезным избирать в канцлеры архиепископов или высоких государственных сановников. Такой высокопоставленный канцлер назначал представителя, вице-канцлера, из директоров коллегий по соглашению с университетом, или даже предоставлял университету выбрать канцлера вместе с двумя прокураторами, в качестве его помощников11.

2. Оксфордский университет.

 

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для  пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. В Англии дела обстояли несколько хуже. Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании, основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Согласно историческим хроникам, в 912 году во владение Оксфордом вступил король Эдуард I. И уже тогда город получил свое название - Ford for Охеn, что означает «Бычий брод»12.

Самый первый колледж  Оксфордского университета, который  так и называется "Университетский" (University College), был основан в 1248 году. Два других колледжа Оксфорда, претендующих на историческое первенство — Баллиоль (1260 год) и Мертон (1264 год) — названы в честь своих создателей. Джон Баллиоль был отцом будущего короля Шотландии, а основателем второго был лорд-канцлер Уолтер де Мертон. Это одна из оксфордских традиций — зачастую колледжи основывали очень высокопоставленные персоны, даже монархи. А кардинал Томас Уолси в 1525 году открыл колледж имени самого себя — чтобы сохранить память о себе в веках. Каждый вечер во дворе Кардинальского колледжа раздается звон ритуального колокола «Большой Том». Собор этого колледжа с 1545 года является кафедральным, и в нём собрана богатая коллекция витражей.13

Колледж Церкви Христа —  самый большой и красивый в Оксфорде, а один из самых роскошных колледжей Магдалины (Magdalen College) находится на берегу реки Червелл. В 1458 году его основал один из преподавателей Винчестерского колледжа. Колокольня и мост Магдалины стали символом города, а хор колледжа каждый год 1 мая на башне поет гимн причащения. Напротив колледжа Магдалины расположен старейший ботанический сад Великобритании — его открыли студенты-медики в 1621 году.14

К XIII веку Оксфорд стал крупным образовательным центром, привлекающим студентов со всей Европы. Занятия проходили в зданиях, построенных монахами-доминиканцами (1221 год), францисканцами (1224 год), кармелитами (1256 год) и августинианцами (1267 год)15.

Несмотря на развитие Оксфорда в Средневековье, не все  было так хорошо: к примеру, в 1138-м  пожар сжег город дотла. 4 года спустя королева (императрица) Матильда захватила город в ходе своей длительной борьбы с королем Стефаном. Зимой 1142 года замок с королевой осадили, но она переоделась в белое и сбежала (ее спустили по замковой стене на веревке). Так как на снегу ее не было видно, она сумела пробраться мимо войск противника и бежать.

Черная чума 1348-1350 годов сильно ударила по Оксфорду. Колледжи содержали  поместья в деревне, где студенты могли пережидать тяжелые времена, но у горожан не было такой возможности. Население сильно сократилось, и колледжи воспользовались этим, чтобы выкупить много пустующих домов и расширить свои границы внутри Оксфорда.

В 1360-х главой колледжа Балиол стал Джон Уиклифф, он опубликовал религиозные  работы, подвергающие сомнению непогрешимость Папы Римского. Его обвинили в ереси, и заставили отказаться от поста главы колледжа. Однако труд Уиклиффа не пропал даром - его последователи, лолларды, пронесли его философское учение до XVI века16.

Генрих VIII также оставил свой след в Оксфорде: захватив управление колледжем Крайст-Черч и сместив его неудачливого основателя, кардинала Уолси, он упразднил изучение канонического права и основал кафедры медицины, гражданского права, теологии, греческого и древнееврейского языков. Этим король отдалил университет от его монастырских корней.

Во время правления Марии I Кровавой, дочери Генриха, политическая обстановка в Британии была крайне неспокойной  из-за религиозных гонений - королева была католичкой и старалась откатить реформы, проведенные ее отцом. Во время её правления было сожжено и подвергнуто пыткам множество протестантов, среди них - епископы Латимер и Ридли, а также архиепископ Томас Кранмер. Все они были преданы огню на площади перед колледжем Балиол, место их сожжения отмечено крестом, а на углу оксфордских улиц Брод-стрит и Сент-Гилс-стрит установлен памятник Мученикам17.

3. Кембриджский университет.

 

Университет Кембриджа (неофициально известен как Кембриджский университет  или просто Кембридж) является государственным  исследовательским университетом, расположенным в английском городе Кембридже. Кроме того, это второй старейший университет в англоговорящем мире (после Оксфордского университета), и седьмой старейший университет в мире. В письменной речи название университета сокращают до "Кэнтаб" (Cantab) - обычно такие буквы ставятся рядом с именем человека, чтобы обозначить занимаемое им положение в обществе и образование. Cantab - сокращенная форма от "Cantabrigiensis" (прилагательное, образованное от "Cantabrigia", латинизированной формы Кембридж)18.

Информация о работе Английские университеты в средние века