Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа
Целями моей работы являлось:
- Показать общие черты развития английских университетов в средние века
- Рассмотреть историю двух крупнейших и древнейших университетов Англии (Оксфорда и Кембриджа)
- Показать особенности их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.
Введение 3
1. Общий взгляд на английские университеты в средние века. 5
2. Оксфордский университет. 9
3. Кембриджский университет. 11
4. Взаимоотношения университетов с другими общественными институтами. 14
Заключение. 24
Список источников и литературы 26
Источники: 26
Литература: 26
Тема моего исследования – средневековые университеты в Англии выявила ряд фактов, говорящих о том, что университет в средние века был отличной от всего другого структурой, построенной с одной стороны на принципах и идеалах, принятых в ту эпоху, но при этом и часто выступающий за их корректировку и изменение. Таким образом, можно говорить о прогрессивности научной среды средневековья.
Так же отдельно стоит отметить то, что обособленное географическое положение Англии так же сыграло роль в том, что английские университеты появились позднее остальных европейских университетов и имели некоторые черты, не свойственные университетом континентальной Европы.
Большая источниковая база, связанная с моей темой представлена в Хрестоматии под редакцией Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина1, где особо ценным оказался документ, где неизвестный автор изложил свои наблюдения за жизнью студентов. Так же помогли мемуарные источники, а конкретно жизнеописание Петра Абеляра (1079-1142)2, одного из виднейших теологов своего времени.
Основой работы стала монография Н. С. Суворова3, изданная еще в 1898 году, но не потерявшая своей актуальности до нашего времени. Огромную роль при написании данной работы сыграли статьи и монография П. Ю. Уварова4, где так же приведено большое количество документов, связанных с жизнью средневековых школяров и магистров, а так же функционированием университетов.
Конечно же нельзя оставить в стороне труды Жака Ле Гоффа, одного из авторитетнейших зарубежных медиевистов. Использованная мною литература не ограничивается только этими авторами, здесь я упомянул лишь тех, чьи работы дали самое большое количество материала для написания этой работы.
Если же рассматривать зарубежную историографию, то большое внимание я уделил одной из работ Алана Коббана5, Джереми Катто6 и Димина Лидера7, а так же работы других авторов.
Целями моей работы являлось:
- Показать общие черты
развития английских
- Рассмотреть историю двух крупнейших и древнейших университетов Англии (Оксфорда и Кембриджа)
- Показать особенности их влияния на жизнь и развитие других общественных институтов.
Моими задачами при выполнении работы было выявить то, как происходило зарождение университетов в Англии, особенности из развития и влияния на развитие других социальных институтов. Исходя из этих задач, было сделано разделение работы на четыре части, каждая из которых отвечает на один из вышеуказанных вопросов.
В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:
- это были первые по времени университеты,
- новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.
Английские университеты, Оксфордский и Кембриджский, вскоре же после их возникновения, усвоили в себе национальный характер в отличие от континентальных университетов, которые можно назвать космополитическими. Например, в Париж или Болонью стекались штудирующие из всех стран западной Европы, и блестящую профессорскую деятельность проходили в тамошних университетах выходцы из разных чужих стран, как в Болонье многие уроженцы Германии, в Париже при шельцы из той же Германии, Италии и проч. Достаточно вспомнить, что, например, Альберт Великий пришел в Париж из Германии, Фома Аквинский из Неаполя, Петр Ломбард из Наварры, Роберт Пулл из Англии. Даже император Фридрих II доставал в свой государственный университет ученых из дальних стран, например, Петра Ирландца, и открывал двери пришельцам всех наций.8
В английские университеты, правда, последовал прилив из Парижа после катастрофы 1229 г., но он и был единственный. Для устройства университетского это обстоятельство имело то же важное значение, что деление членов университета по нациям, не развилось здесь, как не имевшее для себя почвы. Хотя и в английских университетах различались северяне и южане, но это различие вытекало не из национального происхождения, а из той же внутренней противоположности общественно - политических взглядов и антипатий, которою вообще характеризуется строй британской жизни и которая вызвала образование партий тори и вигов. Не развилось так же в них деление на четыре факультета. Существенным в них всегда было и осталось изучение «свободных искусств» (artes liberales), т.е. то, что в других западноевропейских университетах рассматривалось как подготовка и дверь,
ведущая к штудированию научных отраслей трех высших факультетов. Богословие, правда, изучалось и даже процветало «на основе искусства» (theologia in artibus fundata), благодаря в особенности нищенствующим монахам францисканцам; но кто желал изучать юриспруденцию или медицину, тому нужно было приобретать не обходимые познания или, вступив в корпорацию адвокатов (следовательно, знания практические, без римского и канонического права, так как ни то, ни другое никогда почетом не пользовалось в Англии), или практикуясь в госпиталях. Докторские степени получались и по юриспруденции, и по медицине, но не от факультета, а от университета, сам же университет превращался более и более в нечто мифическое, тогда как в действительности выступили на первый план коллегии, в которых университет, так сказать, разложился и растворился. Английские коллегии явились даже раньше, чем в Париже, и на английской почве получили более сильное развитие, чем там.9
В Оксфорде еще в XII в. школьная индустрия процветала: большая часть школяров жила в пансионах, предприниматели и начальники которых (принципалы) старались подыскать преподавателей для чтения лекций в помещениях их пансионов. Случалось даже, что служители, чистильщики студенческого платья и студенческих сапог, выступали в качестве антрепренеров – принципалов по устроению пансионов, что, впрочем, университетом воспрещалось. С XIV в. частные пансионы стали более и более заменяться фундированными стипендиальными коллегиями, существование которых обеспечивалось жертвуемыми и завещаемыми имениями и капиталами. Между знатными и богатыми английскими фамилиями явилось соревнование, чуть не конкуренция, в устроении коллегий, в которых потом и держались известные фамильные традиции и местные традиции графства, так что отдельная коллегия или школьная ассоциация не только совместною жизнью и совместным штудированием, но и упомянутыми традициями обособлялась от других подобных. Получение стипендии в коллегии стало связываться с такою массою условий семейных,
местных и прочих, что не без основания можно было говорить, что каждая стипендия уже наперед предназначалась известному мальчику с момента его рождения10.
До реформации университетские коллегии все еще имели опасных конкурентов по части пожертвований в монастырях, в аббатствах; со времени реформации не только эти опасные конкуренты были устранены, но и значительная доля добычи, оставшейся после упраздненных католических церковных институтов, перешла к коллегиям, как раньше существовавшим, так и вновь основываемым. В континентальных коллегиях преобладала точка зрения милостыни или вспомоществования нищете, а в хорошо обеспеченных английских коллегиях выступила на первый план мысль о довольстве и комфорте. Между тем, как, например, германскому рыцарю или дворянину штудирование наук доставляло мало радости, в Англии соответственные классы общества, благодаря их политическому положению и ввиду политической деятельности, стремились получить известное образование в университетах. Разумеется, и в Оксфорде, и в Кембридже дело не обходилось без того, что молодые люди без средств, в особенности готовившиеся к духовному званию, в коллегиях находили единственный путь к получению образования и, как люди бедные, могли бы не предъявлять широких претензий. Но преобладающий контингент английских коллегий составился из состоятельных классов высшего и среднего дворянства. Фундаторы были настолько щедры, что обеспечили богатыми вкладами большее число магистров, которые могли бы вести преподавание в коллегиях или занимать должности по управлению коллегиями и по надзору за учащимися (туторы), или же просто пожелали бы жить в коллегиях, предаваясь ученым занятиям и достаточно обеспеченные, без какой - либо должностной функции. В Средние века высшая университетская власть все еще удерживалась за общим собранием профессоров и лиц, имеющих ученые
степени. Это так называемая конвокация, за которою признавались избирательное право, право составления и изменения статутов и прочее. Но затем, чем дальше, тем более директора коллегий захватывали власть в свои руки. Какими последствиями сопровождался перевес коллегий над университетом, будет упомянуто в последней главе. Здесь мы припомним лишь в добавление к сказанному, что в Оксфорде и Кембридже канцлер сделал излишнюю ректорскую должность. Из органа надзора, назначаемого епископом, он превратился в выборную должность. Университет сначала избирал его на короткий срок, потом пожизненно. Пожизненное избрание канцлера установилось с начала XV в. Было полезным избирать в канцлеры архиепископов или высоких государственных сановников. Такой высокопоставленный канцлер назначал представителя, вице-канцлера, из директоров коллегий по соглашению с университетом, или даже предоставлял университету выбрать канцлера вместе с двумя прокураторами, в качестве его помощников11.
С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. В Англии дела обстояли несколько хуже. Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании, основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Согласно историческим хроникам, в 912 году во владение Оксфордом вступил король Эдуард I. И уже тогда город получил свое название - Ford for Охеn, что означает «Бычий брод»12.
Самый первый колледж Оксфордского университета, который так и называется "Университетский" (University College), был основан в 1248 году. Два других колледжа Оксфорда, претендующих на историческое первенство — Баллиоль (1260 год) и Мертон (1264 год) — названы в честь своих создателей. Джон Баллиоль был отцом будущего короля Шотландии, а основателем второго был лорд-канцлер Уолтер де Мертон. Это одна из оксфордских традиций — зачастую колледжи основывали очень высокопоставленные персоны, даже монархи. А кардинал Томас Уолси в 1525 году открыл колледж имени самого себя — чтобы сохранить память о себе в веках. Каждый вечер во дворе Кардинальского колледжа раздается звон ритуального колокола «Большой Том». Собор этого колледжа с 1545 года является кафедральным, и в нём собрана богатая коллекция витражей.13
Колледж Церкви Христа — самый большой и красивый в Оксфорде, а один из самых роскошных колледжей Магдалины (Magdalen College) находится на берегу реки Червелл. В 1458 году его основал один из преподавателей Винчестерского колледжа. Колокольня и мост Магдалины стали символом города, а хор колледжа каждый год 1 мая на башне поет гимн причащения. Напротив колледжа Магдалины расположен старейший ботанический сад Великобритании — его открыли студенты-медики в 1621 году.14
К XIII веку Оксфорд стал
крупным образовательным
Несмотря на развитие Оксфорда в Средневековье, не все было так хорошо: к примеру, в 1138-м пожар сжег город дотла. 4 года спустя королева (императрица) Матильда захватила город в ходе своей длительной борьбы с королем Стефаном. Зимой 1142 года замок с королевой осадили, но она переоделась в белое и сбежала (ее спустили по замковой стене на веревке). Так как на снегу ее не было видно, она сумела пробраться мимо войск противника и бежать.
Черная чума 1348-1350 годов сильно ударила по Оксфорду. Колледжи содержали поместья в деревне, где студенты могли пережидать тяжелые времена, но у горожан не было такой возможности. Население сильно сократилось, и колледжи воспользовались этим, чтобы выкупить много пустующих домов и расширить свои границы внутри Оксфорда.
В 1360-х главой колледжа Балиол стал Джон Уиклифф, он опубликовал религиозные работы, подвергающие сомнению непогрешимость Папы Римского. Его обвинили в ереси, и заставили отказаться от поста главы колледжа. Однако труд Уиклиффа не пропал даром - его последователи, лолларды, пронесли его философское учение до XVI века16.
Генрих VIII также оставил свой след в Оксфорде: захватив управление колледжем Крайст-Черч и сместив его неудачливого основателя, кардинала Уолси, он упразднил изучение канонического права и основал кафедры медицины, гражданского права, теологии, греческого и древнееврейского языков. Этим король отдалил университет от его монастырских корней.
Во время правления Марии I Кровавой, дочери Генриха, политическая обстановка в Британии была крайне неспокойной из-за религиозных гонений - королева была католичкой и старалась откатить реформы, проведенные ее отцом. Во время её правления было сожжено и подвергнуто пыткам множество протестантов, среди них - епископы Латимер и Ридли, а также архиепископ Томас Кранмер. Все они были преданы огню на площади перед колледжем Балиол, место их сожжения отмечено крестом, а на углу оксфордских улиц Брод-стрит и Сент-Гилс-стрит установлен памятник Мученикам17.
Университет Кембриджа (неофициально известен как Кембриджский университет или просто Кембридж) является государственным исследовательским университетом, расположенным в английском городе Кембридже. Кроме того, это второй старейший университет в англоговорящем мире (после Оксфордского университета), и седьмой старейший университет в мире. В письменной речи название университета сокращают до "Кэнтаб" (Cantab) - обычно такие буквы ставятся рядом с именем человека, чтобы обозначить занимаемое им положение в обществе и образование. Cantab - сокращенная форма от "Cantabrigiensis" (прилагательное, образованное от "Cantabrigia", латинизированной формы Кембридж)18.