Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:37, реферат
В многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному и средневековому периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. Античность и Средневековье дали человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и, особенно на новоевропейскую культуру. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.
Введение 3
1. Проявления античной културы в современном мире 4
1.1. Древняя Греция 4
1.2.Древний Рим 6
1.3. Значение памятников Древней Греции и Древнего Рима для современной культуры 7
2. Средневековая культура и современность 8
2.1. Романское искусство и его наследие для современности 8
2.2. Готика и современная архитектура 9
2.3. «Духовные леса» культуры нового времени 13
Заключение 14
Список литературы 16
Содержание 2
Введение 3
1. Проявления античной културы в современном мире 4
1.1. Древняя Греция 4
1.2.Древний Рим 6
1.3. Значение памятников Древней Греции и Древнего Рима для современной культуры 7
2. Средневековая культура и современность 8
2.1. Романское искусство и его наследие для современности 8
2.2. Готика и современная архитектура 9
2.3. «Духовные леса» культуры нового времени 13
Заключение 14
Список литературы 16
В многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному и средневековому периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру.
Античность и Средневековье дали человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и, особенно на новоевропейскую культуру.
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура
Древнего Рима, которая во многом продолжила
античные традиции Греции, отличается
религиозной сдержанностью, внутренней
суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашел достойное
выражение в
История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Итак, какие образы этих двух великих эпох предстают в современной культуре?
Великолепные памятники античной культуры - поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования.
Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.
Античная культура в современности - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю").1
Самое позорное невежество - "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры.
Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии.
Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля.
Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона. В настоящее время эти шедевры скульптуры являются образцами для подражания.
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран.
В современном времени своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.2
Начав покорять мир, римляне знакомились с все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью.
С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что, как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами.
Эти
своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм"
в живописи соседствовали
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал, начиная со II в. до н. э., реалистический портрет, который широко применяют скульпторы в наше время.
В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.
В Список
объектов Всемирного наследия внесено
восемь таких памятников. Три из них (Афинский
Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены
в северной, материковой, части Греции,
три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове
Пелопоннес и два - на островах Эгейского
моря.
Памятники Древнего
Рима - это, прежде всего городские форумы,
храмы, дворцы, базилики, триумфальные
арки, амфитеатры, акведуки, крепостные
стены - объекты, оказавшие огромное влияние
на развитие всей последующей европейской
цивилизации.
И вполне
можно согласиться с
Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры.
Ко
второй - другие памятники античности
на территории современной
Большую роль в средневековой культуре сыграло два стиля: романский и готический.
Эти стили проникают во все сферы искусства того времени. Эти стили являются главными определяющими эпохи, а также несомненными шедеврами мировой культуры.
Поэтому
современное искусство берет
образы эпох из средневековья
в современную культуру. Итак, на
какие же образы средневековья
Архитектура V–VIII веков проста, за исключением зданий в Равенне, возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Круглые и многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода.
Наиболее
известные и лучше всего
Монастыри,
характерное религиозное и
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами.
Трудно
говорить о романской
Другие
элементы многочисленных местных стилей
были позаимствованы из ремесел стран
Ближнего Востока, известных благодаря
импортированным
До
нашего времени дошли образцы
романской живописи, которые включают
в себя украшения
Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам из жизни святых. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей.5
Прароманская
и романская обработка
Другие
металлические изделия этого
периода – ранние кельтские филигранные
ювелирные украшения и
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.
Готические соборы в современное время является настоящими образами средневековой эпохи. Они не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра.
И
с каждой точки собор
Стены
не ощущаются, их как бы и
нет. Арки, галереи, башни, какие
- то площадки с аркадами, громадные
окна, все дальше и дальше -
бесконечно сложная, ажурная