Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:31, контрольная работа
На мой взгляд, к настоящему моменту в области культуры Древней Греции и Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше представление об этих цивилизациях. Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия.
Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Уже
в древнейшие времена семья была
в Риме прочной и сплочённой ячейкой
общества, в которой нераздельно
властвовал отец семейства. Понятие
семьи было иным, она включала в
себя не отца, мать, незамужних дочерей,
но и замужних, не переданных формально
под власть мужа, наконец, сыновья, их
жёны и дети. Фамилия включала в
себя и рабов и домашнее имущество.
В ранние времена отец обладал
в отношении своих детей «
Намного
большее значения, чем греки, римляне
придавали фамилии – родовым
символам, переходящим из поколения
в поколение. Первоначально они
обходились двумя именами – личным
и родовым. В эпоху республики
добавились «семейное» имя, а иногда
человек получал и прозвище. Греки
при рождении получали только одно
имя, фамилией в современном смысле
этого слова, объединяющей весь род
и переходящей по наследству от отца
к сыну в Греции не было. Детям
давали имена произвольно, часто
придумывая новое, связанное с каким-либо
обстоятельством или
Праздники
Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым
ранним римским гражданским праздником
был праздник Римских игр. В течение
нескольких столетий это был единственный
гражданский праздник римлян. С III в.
до н. э. учреждаются новые
Каждое
празднество состояло из нескольких
отделении: 1) торжественное шествие
во главе с магистратом —
Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Заключение
Таким
образом, можно сделать вывод, что
древнеримская и
Скорее
всего, греческая культура оказала
большее влияние на развитие римской
за счет того, что она развивалась
в более ранний период времени, а
римская культура как бы наследовала
её черты, она являлась их логическим
развитием и конечно добавляла
к ней множество новых
На
почве античной культуры впервые
появились и стали развиваться
категории научного мышления, велик
вклад античности в развитие астрономии,
теоретической математики. Именно поэтому
античная философия и наука сыграли
столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура античности явилась
основой для дальнейшего
Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.
Список литературы
История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971
Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989
Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М., Высшая школа , 1990
Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М. М., Наука, 1977 (Васильченко С.Н.)
1 - Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
2 - Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
3 - История древнего Рима. Под ред. Бокщанина
А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
Информация о работе Античные цивилизации на территории Европы (Древняя Греция и Древний Рим)