Антропогенез: эволюционная теория происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью,
посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит
абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество
совершенно отличных друг от друга ответов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.48 Кб (Скачать файл)

использовались презинджантропом.

      Среди эволюционистов  много раз обсуждался вопрос  о времени

возникновения труда у древних  обезьян. Некоторые из них не считали  труд

отличительной чертой человеческого  существа и говорили, что коренное

отличие человека от животных определяется более высоким уровнем

психического развития. Другие эволюционисты  не отрицали такого

отличительного признака и предполагали, что высокий уровень человеческого

сознания зависел от трудовой деятельности.

      Архантропы (древнейшие  люди)

      Еще Геккель в  своей книге „Естественная история  и сотворение мира"

(1868) предполагал, что в ходе  эволюции между обезьяной и  человеком должно

было существовать какое-то переходное звено, обладавшее как человеческими,

так и обезьяньими признаками. Это  недостающее звено он назвал питекантропом

(обезьяночеловеком). В конце прошлого  века многие ученые стали искать  это

“недостающее звено". Голландский  антрополог Э. Дюбуа в 1891 году нашел  на

острове Ява на глубине 15 метров коренной зуб и черепную крышку, а спустя

год  еще два фрагмента скелета  обезьяноподобного существа. В 1894 году

Дюбуа опубликовал описание своего открытия, которое назвал «питекантропом с

острова Ява». Через несколько десятков лет (с 1936 по 1939 год) на той же

Яве были обнаружены еще несколько  останков некоторого животного, а рядом  с

ними  грубые каменные орудия, в  том числе одно, напоминающее ручное рубило.

Установлено, что питекантроп был  значительно крупнее австралопитека: его

рост не менее 170 сантиметров, объем  мозга  850900 кубических сантиметров.

Вспомним для сравнения, что  объем мозга современных обезьян  равен 600, а

человека  примерно 14001600 кубическим сантиметрам. Из-за этого теория

эволюции считает, питекантропа переходным звеном от обезьяны к человеку. Он

жил на Земле, говорит теория, 500800 тысяч  лет тому назад.

      В 20х годах в  Китае были найдены останки  еще одной древней обезьяны,

названной синантропом (китайский  человек). Он жил приблизительно в  то же

время, что и питекантроп, а объем  его мозга был несколько больше.

      Рядом с останками  синантропов обнаружены разнообразные  орудия труда,

изготовленные из кварца, кварцита, кремниевой гальки, из оленьего рога и

трубчатых костей. Как предполагают эволюционисты, в пищу синантропы

употребляли мясо около 70 видов млекопитающих, поджаривая его огне.

Некоторые черепа животных оказались  обработанными и напоминают сосуды.

      Теория антропогенеза  говорит, что огромным достижением  синантропов

явилось систематическое использование  огня для обогрева и приготовления

пищи. Она обосновывает это тем, что в одной из пещер слой золы от кострища

достигал толщины 7 метров. Далее  следует забавное измышление, что  добывать

огонь  эти существа еще не умели  и костер в пещере горел беспрерывно, а для

разжигания его синантропы могли  использовать, например, огонь лесных

пожаров, возникших от удара молнии. Речи синантропы, как и питекантропы,

еще не знали. Они способны были издавать различные звуки, а может быть,

могли различать и звуковые интонации. Уровень организации их общества был

стадный. Относительно антропогенеза, это самая древняя форма общественной

жизни.

      Палеоантропы (древние  люди)

      Следующий важнейший  этап в теории эволюции - это   неандерталец,

названный так по месту первой находки  останков этого существа. История

находки его такова.

      В Западной Германии, близ впадения в Рейн реки  Дюссель, есть долина

Неандерталь. В 1856 году здесь начали разрабатывать известковый карьер и

при этом наткнулись на пещеру. В ней  рабочие обнаружили 14 частей некоего

скелета, но не обратили на них внимания и выбросили все кости в  долину.

Местный учитель И. К. Фульрот собрал их и в следующем году выступил на

съезде естествоиспытателей и  врачей в Бонне с предположением о том, что это

останки вымершего типа человека.

      Шли годы. К этому  времени подоспели и новые  находки останков

обезьяноподобных животных. В 1887 году в Бельгии, в пещере БекоРош Пюид,

были найдены останки двух скелетов, схожих с человеческим, а вместе с ними

много кремниевых орудий и костей мамонта, пещерного медведя, шерстистого

носорога и других животных. Кости  скелетов, особенно черепа, были очень

похожи на кости существа из Неандерталя.

      К настоящему времени  останки неандертальцев найдены  во многих частях

Старого Света  в Германии, Бельгии, Франции, Хорватии, Англии,

Чехословакии, Испании, СССР, а также  в Африке, на Яве и в других местах.

      Изучение останков  неандертальцев и предметов, найденных  рядом с ними

дает эволюционистам возможность  предполагать, что по уровню организации  они

стояли значительно ниже современных  людей. Самые заметные различия

обнаруживаются в строении и  форме черепа. У неандертальца  лоб, например,

был очень покатый, надбровные дуги сильно развиты, черепная коробка низкая,

подбородок лишен выступа. Зато отличие от питекантропа разительное. Левая

лобная доля у неандертальца  была несколько больше правой. Отмеченная деталь

говорит о том, что неандерталец был правшой. Вообще лобные доли черепа у

неандертальцев гораздо больше, чем у других древних обезьян, что, возможно,

обозначает более высокий уровень  интеллекта. Но они компенсировались хорошо

развитыми анализаторами органов  чувств, о чем можно предположить по

расширенным затылочным, теменным и  височным долям.

      Как считают приверженцы  антропогенеза, неандерталец еще  не обладал

развитой членораздельной речью. Вероятнее всего, он только-только начинал

осваивать ее. Неандертальцы, по теории, создали свою своеобразную культуру

так называемую мустьерскую культуру каменного века (15040 тысяч лет  назад).

      Далее следует  дарвинистское измышление о том,  что  в период великого

оледенения неандертальцы, чтобы  спастись от холода и свирепых хищников,

часто селились в пещерах. Они умели  изготовлять уже довольно хорошо

отделанные орудия из кремня, кости  и дерева, охотились на таких больших  и

сильных животных, как мамонты и  пещерные медведи, уже научились  добывать

огонь и использовать шкуры животных как одежду.

      Чрезвычайно заинтересовали  эволюционистов погребения, которые  они

приписывают к неандертальским. Многие исследователи сегодня считают, что

такие погребения  доказательство существования

      у неандертальцев  каких-то нравственных норм. Один  из крупнейших

советских археологов, академик А. П. Окладников, открывший на территории

нашей страны первое такое погребение, пишет: „В середине и в конце

мустьерского времени, к которым  относятся перечисленные погребения, впервые

появляется определенное и совершенно новое отношение к умершим, выраженное

в намеренных и уже достаточно сложных  по характеру действиях  в

захоронениях трупов. В основе этого  отношения лежала, несомненно, забота о

сочлене своего коллектива, вытекающая из всего жизненного строя первобытной

общины, из всех неписаных законов  и норм поведения того времени. Это  было

бесспорное выражение того чувства  неразрывной кровной связи между

сородичами, которое проходит красной  нитью через всю первобытную  эпоху

истории человечества".

      Далее теория антропогенеза  измышляет, что к концу мустьерского  времени

неандертальцы уже расселились  на обширных пространствах Европы, Азии и

Африки. В некоторых же местах они  достигли даже Полярного круга, суровый

климат не пугал их и они могли  к нему приспосабливаться.

       Неандертальцы  и созданная ими культура явились,  по мнению

дарвинистов, предшественниками современного человека и культур верхнего

палеолита (позднего каменного века). Это предполагается из-за  находок,

которые показывают, что многие черты  мустьерских памятников характерны и

для более поздних культур. Постепенно неандертальцы исчезали с лица Земли.

Некоторые из их видов вымерли. Процесс  становления современного человека,

по теории эволюции, в большой  степени связан с приспособлением  к

разнообразным изменениям климата, происходившим  в те эпохи на Земле.

Выживали те виды существ, которые  могли лучше приспособиться к  жизни в

суровых условиях планеты, те, кто  был в состоянии формировать  сообщество,

преодолевать дикие инстинкты, совершенствовать орудия труда. Как  считает

теория антропогенеза, к этому  времени в объединениях обезьяноподобных

существ естественный отбор уже  терял свое былое значение.

      Неоантропы (новые  люди)

      Homo sapiens (человек разумный) – такое название дает теория  эволюции

современному человеческому существу. По месту  первой  находки  его  назвали

кроманьонцем (1868 год, пещера КроМаньон  во Франции).

      Это были крупные  люди  высотой до 180 сантиметров,  с объемом черепа до

1600 кубических сантиметров. Жили  они примерно от 50 до 15 тысяч лет   назад.

По своему  внешнему  виду  кроманьонцы  отличались  от  неандертальцев:  лоб

прямой,  вместо  надглазного  валика   надбровные  дуги,   явно   выраженный

подбородочный выступ. Это уже облик  современного человека.  Они  изготовляли

разные орудия из камня, кости и  рога, в  том  числе  составные  орудия.  Как

гласит  теория  антропогенеза,  кроманьонец  является  последней  ветвью   в

развитии человека, представителей которого  мы  можем  наблюдать  и  по  сей

день.

 

 

 

      Заключение

      На сегодняшний  день в мире распространено  множество  различных  теорий

происхождений человека и вместе с  ними, существует  эволюционный  взгляд  на

этот  вопрос.  Среди  простых  людей  есть  немало  тех,  кто  считает  себя

убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое  число  его

почитателей,   существует   колоссальное   количество   ученых   и   простых

обывателей,  признающих  теорию   несостоятельной   и   приводящих   веские,

неоспоримые аргументы против  эволюционного  взгляда  на  мир.  Авторитетная

часть ученых воспринимает  эволюционную  теорию  не  иначе,  как  мифологию,

основанную  более  на  философских  измышлениях,  чем  на  научных   данных.

Благодаря этому в современном  научном  мире  продолжаются  непрекращающиеся

дискуссии о причинах возникновения  мира  и  человека,  которые  порой  даже

выливаются во взаимную  вражду.  Тем  не  менее,  теория  эволюции  все  еще

существует и вполне заслуживает  рассмотрения, хотя и не серьезного.

 

 

 

      Список литературы

     1. Якимов В.  П.  Ближайшие  предшественники   человека.  -  У  истоков

        человечества. – М., 1964.

     2. Рогинский Я. Я.  Проблемы антропогенеза. - М., 1969.

     3. Хомличер В. Человек  в научной картоне мира. - М., 1971.

     4. Ливанов Н. А.  Пути эволюции животного мира. - М., 1955.

 


Информация о работе Антропогенез: эволюционная теория происхождения человека