Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:23, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в значении влияния ислама на социально-политическое состояние в рассматриваемый период, а также значение арабских завоеваний для современного Ближнего Востока.
Историография. Материал официальной византийской историографии, которая должна была проявлять интерес к событиям, лишившим империю североафриканских и ближневосточных провинций, фиксировать ход военных действий и мероприятия императоров, дошел до нас в виде бледного отражения в "Хронографии" Феофана Исповедника [+22] и "Краткой истории" ("Бревиарий") Никифора, писавших в начале IX в.
В конце того же года южнее Хиры, под Кадисией, Саад ибн Абу Ваккас нанес такое же решительное поражение сасанидской армии, выставившей против мусульман 40 000 воинов и 30 боевых слонов. Сами мусульмане оставили на поле битвы треть армии, но, едва приведя себя в порядок, решительно двинулись в глубь Месопотамии, не встречая серьезного сопротивления. В марте была занята столица Сасанидов Ктесифон (ал-Мадаин), а в конце декабря арабы дошли до гор на севере Месопотамии.
Так через четыре года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами трех богатейших стран: Месопотамии, Сирии и Палестины. Добыча и дань, поступавшие в Аравию, превосходили воображение ее жителей, но этот поток богатств быстро растекался по кошелькам, а в казне оставались сравнительно небольшие средства. Многие требовали даже делить не только добычу и дань, но и завоеванные земли и обрабатывающих их крестьян. Чтобы разобраться в ситуации, которой не соответствовали прежние установления, выработанные когда-то для общины верующих в несколько десятков тысяч человек, халиф выехал в сирийскую армию,, стоявшую в зимнем лагере южнее Дамаска. Услышав о его прибытии, жители осажденного арабами Иерусалима выразили желание сдаться, если договор с ними подпишет сам халиф. В начале 638 г. договор был подписан. Завоевание Иерусалима было большой моральной победой мусульман - они становились хозяевами священного города иудеев и христиан.
Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решение: вся завоеванная земля иноверцев становится коллективной собственностью мусульман (фай) и налог с нее поступает в распоряжение халифа. Воины и все заслуженные мусульмане получают твердое жалованье и пайки. Для учета воинов учреждались реестры-диваны. Это и некоторые другие установления, наконец, превратили гипертрофированно разросшуюся религиозную общину в настоящее государство.
Следующим шагом военно-административной реформы была проверка земельных кадастров в Месопотамии с целью упорядочения взимания поземельной подати -хараджа. Ставки налога с различных культур, видимо, были те же, что и при Сасанидах. В Сирии и Палестине основой для исчисления налога служили суммы, предусмотренные договорами, сбором их ведали местные власти. Все немусульмане-мужчины с 15 лет обязаны были платить джизью в 12, 24 или 48 дирхемов в зависимости от состоятельности. Для рядовых ремесленников это равнялось примерно месячному заработку.
В конце 639 г. Амр ибн ал-Ас, командовавший арабской армией в Палестине, вторгся на территорию Египта. В его распоряжении было не более 4000 воинов. Захватив после осады хорошо укрепленный городок Бабилйун (южная часть совр. Каира), арабское войско двинулось на столицу Египта, Александрию. Византийцы несколько раз пытались преградить ему путь, последнее сражение перед самой Александрией длилось 10 дней, и арабы понесли тяжелые потери.
В самой Александрии шла
На востоке из основанного арабами-
В разгар этих успехов мусульманская
община лишилась своего главы: Омар был
смертельно ранен рабом, которому он
отказал в благоприятном
Из двух кандидатур - Али и Усмана ибн Аффана - был избран второй, не отличившийся особыми заслугами перед исламом. Али, считавший себя более достойным быть главой мусульман из-за родства с пророком, затаил глубокую обиду.
При Усмане волна завоеваний продвинулась еще дальше на восток и запад. К 652 г. были завоеваны остатки Сасанидской империи: последний Сасанид, Йездигерд III, бесславно погиб под Мервом, и арабы вышли к Амударье, а в Закавказье захватили город-крепость Дербент. На Западе им удалось продвинуться до Карфагена, столицы провинции Африка 28.
2.2.Завоевание Синда (Индии) арабами
Через несколько лет после смерти Мухаммеда арабы стали властителями обширной империи, включавшей Аравию, Сирию, Палестину, Египет и Иран. Согласно Арнольду, крупному авторитету в области истории ислама, удивительный расцвет незначительного до того времени народа пустыни был обусловлен не столько зародившимся у него религиозным духом, сколько его желанием овладеть землями и богатством своих соседей, которые были богаче и удачливее его. Другие авторы считают, что только «подлинный религиозный энтузиазм, сила новой веры впервые расцветающей во всей своей чистоте, обеспечили победу арабскому оружию в каждой битве и способствовали образованию величайшей империи в мире в столь невероятно короткий срок». Во всяком случае, в Индии арабов, скорее, привлекали сказочные богатства, чем желание распространять ислам. Завоевание Ирана делало вторжение в Индию сравнительно легким делом,. Первый описанный поход арабов (636 – 637 гг.) был морским походом» предпринятым с целью ограбления западных берегов Индии. Халиф Омар, в правление которого арабские войска достигли Тханы близ Бомбея, не любил моря и не одобрял дальних экспедиций. Его преемники, однако, были менее осторожны. При них стремление арабов к завоеваниям нашло больший простор. Войска были посланы против Кермана и Макрана, но военные успехи не влекли за собой присоединения территорий. Были также сделаны попытки захватить Афганистан.
Примерно к началу VIII века могущество арабов достигло своего апогея. На западе их политическое господство распространилось через Северную Африку до Испании; на востоке они завоевали Бухару; Ходжент, Самарканд и Фергану и приблизились к Кашгару. Хадджадж; управлявший Ираком от имени халифа, послал армию для наказания пиратов из поселения Дебал (морской порт, расположенный недалеко от города Тхатты) в Синде, разграбивших восемь кораблей, которые везли подарки для халифа от правителя Цейлона. Предприятие оказалось неудачным, и начальник был убит. Новый поход, более тщательно продуманный и лучше организованный, был осуществлен под командованием Мухаммеда-ибн-Касима.
В 712 году Мухаммед достиг Дебал а и взял город штурмом. Завоеватели захватили богатую добычу, и все мужчины старше 17 лет, отказавшиеся принять ислам, были убиты. Затем Мухаммед проследовал на север и на своем пути покорил жителей Нируна (близ нынешнего Джарака, к югу от Хайдерабада). Дахир, брахманский правитель Синда, собрал сильную армию в Раваре, где, по словам мусульманского историка, «произошла жестокая битва, подобной которой никогда не было». Дахир погиб в бою, и его армия, оставшаяся без вождя, потерпела поражение после ожесточенной борьбы. Жена и сын Дахира нашли убежище в крепости Равар, которую защищали около 15 тысяч человек, отражавших атаки мусульман. Когда падение крепости стало неизбежным, героическая правительница и другие женщины, жившие там, сожгли себя, чтобы избежать бесчестия. Мухаммед занял крепость, истребив б тысяч человек, и захватил находившиеся там богатства Дахира. Затем армия Мухаммеда двинулась к Брахманабаду (ныне разрушенный город к северу от Хайдерабада), где население сдалось ему без сопротивления, так же как жители Нируна. Далее последовал захват крепости Арор (Алор). Последней твердыне! индусов был Мультаи, который был занят после ожесточенных боев.Победоносное продвижение Мухаммеда было, однако, прервано, возможно, в результате интриг его врагов при дворе халифа. Мухаммед был замучен до смерти по приказу халифа Валида (705 – 715 гг.); трудно выделить истинные обстоятельства, которые привели к этой трагедии. из множества легенд, созданных вокруг этих событий более поздними историками.
Новая завоеванная
провинция была разделена на ряд
округов (икта), которыми владели арабские
военачальники при условии
Налог на землю и джизия [подушный налог с иноверцев. – Ред.] были главными источниками дохода. Налог на землю колебался между двумя пятыми и одной четвертой урожая. Были еще дополнительные налоги, право на сбор которых обычно отдавалось на откуп с торгов.
Разработанной судебной системы не было. Вельможам сообщалось о всех совершенных на территории их владений преступлениях, и они имели право выносить в серьезных случаях смертный приговор. Казн решали дела согласно принципам мусульманского права даже в случаях, касавшихся индусов. К индусам применялись в известных случаях исключительные по своей строгости наказания. Например, воровство, совершенное индусом, каралось сожжением членов семьи обвиняемого. Все спорные вопросы между индусами, касающиеся женитьбы, наследства, прелюбодеяния и т. д., разрешались с помощью панчаятов.
Завоеватели, разумеется, начали
с разрушения храмов и преследования
«неверных», однако скоро стало ясно,
что индуизм был слишком
Религиозное рвение и жажда политической власти объединяли арабов на первых этапах их завоеваний; укрепление их власти повлекло за собой, однако, разногласия и разлад. Начальник боролся с начальником, сунниты преследовали шиитов, а также некоторые еретические секты, как-то: хариджей и карматов. С ослаблением власти халифов Синд распался на ряд мелких государств, которые в действительности были независимыми. К концу IX века Синд фактически был отрезан от халифата. Три столетия спустя Мухаммед Гури завоевал весь Синд, от Мультана до Дебала, и оставил его в наследство своим преемникам в Индии.
Завоевание арабами Синда оценивалось как «эпизод в истории Индии и ислама, как победа, не имевшая результатов». Арабы не могли использовать Синд в качестве базы для завоевания Индии. Совершались походы против князей Раджпутаны, Гуджарата, Катхиавара и Катча, однако раджпуты, особенно гурджара-пратихары, были слишком сильны, чтобы их можно было победить. Синд при арабах оставался изолированным в политической структуре Индии. И действительно, обширные торговые операции, проводившиеся арабами Синда, превратили население этой индийской провининции в члена мусульманской семьи народов и отрезали его от индусского мира, лежащего за пустыней Радшпураты.
Хотя арабы и обратили часть населения Синда в свою веру, они не могли оказать прочного воздействия на язык, искусство, традиции, обычаи и нравы страны. Дороги и здания, построенные ими, не выдержали испытания временем. С другой стороны, на самих арабов сильно повлияло соприкосновение с индийской цивилизацией. Ислам в ранние годы воспринял многое из индийской музыки, живописи, медицины и философии. Именно у индийцев арабы познакомились с астрономией. Культурные связи между индусами и арабами были резко оборваны с падением династии Абассидов 29.
ГЛАВА III. ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ НА ЗАПАДЕ
3.1. Арабское господство в Испании
К моменту вторжения арабов
на Пиренейский полуостров понятия
«Испания» ещё не существовало. Здесь
в ту пору располагалось королевство
вестготов. Их правление представляло
собой запутанную череду сражений за
власть. Развивались феодальные отношения.
Города приходили в упадок, церкви
и монастыри превращались в крепости.
Голод, династические распри, отсутствие
законности и порядка дестабилизировали
общество30.
К началу VIII века арабами была завоевана
вся северо-западная Африка, коренное
население которой составляли воинственные
племена берберов. Арабский халифат был
могуч и необъятен и постоянно стремился
расширять свои владения. Берберы и арабы
давно покушались на плодородные земли
Андалусии, находящиеся по ту сторону
Гибралтарского пролива.
В 711 г. удача улыбнулась
будущим завоевателям. В Испании шла борьба
за власть между королем Родриго и наследником
предыдущего владыки Акилой. Последний
как раз и вступил в сговор с арабскими
и берберскими военачальниками. Никто
и не предполагал, что последствия простого
военного соглашения окажутся столь катастрофическими.
Союзникам предлагалось разбить армию
Родриго, а в награду получить казну стольного
города Толедо.
Весной 711 года семитысячное
арабское войско вступило на Европейский
континент. Оно переправилось на судах,
предоставленных Акилой, поскольку своего
флота в ту пору у арабов не было. Между
19 и 26 июля 711 года состоялось сражение,
название которого для слуха испанцев
звучит как гул погребального колокола:
битва у Гуадалеты. Родриго был полностью
разбит31.
Но завоеватели не остановились. Их целью
было дальнейшее продвижение в Европу.
К 714 году вся территория полуострова,
кроме Астурии, была захвачена и отныне
принадлежала Дамасскому халифату.
Арабы продвигались
дальше. Им удалось захватить небольшую
территорию за Пиренеями. В 732 году под
Пуатье произошло грандиозное сражение,
настоящая битва народов, где войска захватчиков
были разбиты и отброшены. И хотя арабы
еще не раз совершали вылазки против христиан,
им никогда уже не удавалось ни продвинуться
так далеко в Европу, ни тем более закрепиться
там надолго. Именно благодаря этому сражению
распространение ислама на запад прекратилось.
Конкиста прошла удивительно
быстро и легко. С 711 по 718 годы арабы заняли
почти всю Испанию. В тылу у них, правда,
иногда вспыхивали восстания христиан,
но в целом кампания разворачивалась удачно.
Большинство областей сдалось без сопротивления.
Испания того времени была малонаселенной
и во многих местностях просто некому
было дать отпор неутомимой арабской коннице.
Поэтому понятно, каким образом мусульмане
в столь сжатые сроки стремительно продвинулись
на север. Арабы обосновались на Пиренейском
полуострове и пробыли здесь около восьми
веков 32.