Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:34, доклад
Отличие Кремля от европейских столиц.
В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой.
Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.
Архитектура Руси
15 – 16 веков
Отличие Кремля от европейских столиц.
В Европе
замок феодала стоял у края
городских ворот и явно
Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.
На Руси город и особенно его центральная часть – Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага.
С
конца XV века Москва окончательно
становится политическим, религиозным
и культурным центром Руси. После
падения Константинополя в 1453
году возникает теория – «
Впервые
после Андрея Боголюбского
Успенский собор Кремля (1475 – 1479)
Архитектор Аристотель Фиораванти.
Образцом
для этого собора стал
Успенский собор Москвы, как и владимирский, вытянут в плане, имеет пять глав, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы. Вместе с тем он несет в себе идеи и решения уже нового времени. Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты закомары. Строгие вертикали лопаток, узкие ниши верхнего яруса окон, почти не выделяющиеся апсиды – все это придает каждому фасаду законченность и геометрическую правильность. Одинаковые пролеты превращают фасад в монументальную аркаду.
Замечателен
интерьер собора, освещенный через
окна пяти барабанов. Он
Архангельский собор (1505 – 1508)
Архитектор Алевиз Новый.
Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.
Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508)
Архитектор Бон Фрязин.
Между Успенским
собором и Архангельским вырос
столп храма-колокольни. Первоначально
строение достигало 60 метров. Форма
фундамента – усеченная
Ряд кремлевских
сооружений был возведен
До нас
не дошел великокняжеский
В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване III. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.
Стены были
завершены зубцами,
Архитектура XVI века.
В конце
15 начале 16 века начинает
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532)
Построена
Василием III в честь рождения
В архитектуре
церкви Вознесения в
Храм Василия Блаженного (1554 – 1561)
Великое творение
русских зодчих – Храм Покрова
на Рву, известен более под
именем храма Василия
Центром
архитектурного ансамбля храма
стала увенчанная высоким
Огромное
внимание зодчие уделили
Время
многое изменило в
В русской архитектуре
16 века произошел небывалый подъем.
Объединение русских земель, стабилизация
государственной власти, которая привела
к массовому строительству по всей территории
России городов и крепостей. Росло и мастерство
русских строителей. Труд российских мастеров
был в почете, об этом свидетельствует
то, что о самых выдающихся зодчих говорится
даже в летописи. В церковной архитектуре
16 века утвердилось строительство шатровых
храмов. Шатровые храмы не имели внутри
себя столбов, вся постройка держится
лишь на фундаменте. Шедевров русской
архитектуры 16 века стала церковь Вознесения
в Коломенском, построенная в честь рождения
Ивана IV. Еще одним русским архитектурным
успехом стал Покровский Собор, еще его
называют Собором Василия Блаженного.
Сооружен Покровский Собор был в честь
взятия Казани. В 16 веке русские города
и монастыри стали украшать пятиглавыми
храмами, которые строили по образцу кремлевского
Успенского Собора. Это Смоленский собор
в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных
русских городах, и Успенский Собор в Троицко
– Сергиевской лавре.
Русская архитектура 16 века оставила
большой след в облике Москвы. Вокруг Кремля
появились ремесленные и торговые посады,
боярские и купеческие усадьбы. Именно
в 16 веке сложилась характерная для Москвы
радиальная застройка. Появился Китай
– город, защищавший прилегающие к Красной
площади слободы, появились и белокаменные
стены Белого города (бульварное кольцо),
Земляной город (садовое кольцо). Константинопольский
патриарх Иеремии II восхищался красотой
Москвы, триумфом русской архитектуры
16 века. Патриарх, говорил, что Москва
это не город, а скорее раскинутый до самых
пределов горизонта монастырь. Глаз разбегался
в желание пересчитать большое количество
колоколен и главы церквей. На каждой из
бесчисленных церквей сверкали 5 красивых
металлических купола. А меж церквями
виднелось множество кровель, выкрашенных
по большей части в зеленую краску, что
придавало городу вид медно – зелено –
серой шахматной доски.
Между собором Василия
Средневековая
Русь (X—XVII вв)
См. также: Список
древнерусских архитектурных
Архитектура Киевской
Руси (IX—XII вв.)
Культурное влияние
средневековой Киевской Руси прослеживается
в архитектурных традициях нескольких
современных государств, в том числе и
России.
Большие церкви
Киевской Руси, построенные после
принятия Христианства в 988 году, были
первыми примерами
Первой каменной
церковью Киевской Руси была Десятинная
церковь в Киеве, строительство
которой относят к 989 году. Церковь
строилась в качестве кафедрального
собора неподалеку княжеского терема.
В первой половине XII в. церковь перенесла
значительный ремонт. В это время был полностью
перестроен юго-западный угол храма, перед
западным фасадом появился мощный пилон,
подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее
всего, являлись восстановлением храма
после частичного обрушения вследствие
землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XII веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Владимиро-Суздальская архитектура (XII—XIII вв.)