Археологические памятники на территории г. Пенза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:32, статья

Описание работы

Изучение древней истории на территории г. Пенза насчитывает более
100 лет, и занимаются ей в основном археологи, поскольку все факты
приходится добывать из земли. Уже с 1897 г. началось обследование и сбор
материалов с Пензенских стоянок. Среди первых, кто обратил на них
внимание, были пензенский краевед В.М.Терехин, французский археолог
барон Де-Бай, сотрудница Пензенского краеведческого музея Н.И. Спрыгина.
С конца 20-х гг. XX в. начались раскопки Н.И. Спрыгиной стоянок
каменного и бронзового века – Барковской стоянки у оз. Ерня, у Калашного
затона, у протоки Целибуха, а также протомордовский могильник III-IV вв.
С середины XX в. М.Р. Полесских и В.А. Калмыкова организовали крупные
раскопки на Ахунском I городище. Были продолжены исследования
на поселениях у Целибухи (М.Е. Фосс), оз. Ерня (М.Р. Полесских),
а также раскопано несколько погребений на Кривозерском могильнике
X-XI веков (М.Р. Полесских).

Файлы: 1 файл

archeological1.pdf

— 105.04 Кб (Скачать файл)
Page 1
Г.Н. Белорыбкин
Археологические памятники на территории г. Пенза
Изучение древней истории на территории г. Пенза насчитывает более
100 лет, и занимаются ей в основном археологи, поскольку все факты
приходится добывать из земли. Уже с 1897 г. началось обследование и сбор
материалов с Пензенских стоянок. Среди первых, кто обратил на них
внимание, были пензенский краевед В.М.Терехин, французский археолог
барон Де-Бай, сотрудница Пензенского краеведческого музея Н.И. Спрыгина.
С конца 20-х гг. XX в. начались раскопки Н.И. Спрыгиной стоянок
каменного и бронзового века – Барковской стоянки у оз. Ерня, у Калашного
затона, у протоки Целибуха, а также протомордовский могильник III-IV вв.
С середины XX в. М.Р. Полесских и В.А. Калмыкова организовали крупные
раскопки на Ахунском I городище. Были продолжены исследования
на поселениях у Целибухи (М.Е. Фосс), оз. Ерня (М.Р. Полесских),
а также раскопано несколько погребений на Кривозерском могильнике
X-XI веков (М.Р. Полесских).
В настоящее время археологи продолжают поиск новых памятников
на территории г. Пенза и регулярно осматривают уже известные,
большинство из которых застроено или полностью разрушено. В целом
на территории города было обнаружено 14 археологических памятников,
от эпохи камня до позднего средневековья.
Удобное местоположение издавна привлекало внимание людей, которые
стали осваивать территорию начиная с эпохи мезолита (X-VI тыс. до н.э.)
и оставили после себя несколько каменных орудий труда. Традиционными
занятиями людей той эпохи были собирательство, охота и рыболовство,
а потому жили на стоянках недолго и часто переходили с места на место.
То же самое было характерно и для следующего периода (неолита). Среди
новшеств этого времени можно отметить появление глиняной посуды,
поверхность которой тщательно разукрашивали. Сначала это был
накольчатый орнамент, затем гребенчатый, ямочно-гребенчатый и т.д.
По ним получили свои названия и те племена, которые изготавливали такую
посуду. Помимо посуды на стоянках сохранилось множество осколков
от кремней, кварцитов и орудий труда. Встречаются также каменные
наконечники стрел и копий.
Значительно богаче и разнообразнее стал инвентарь в эпоху энеолита,
когда территорию нашего края и г. Пензы заселили племена волосовской
культуры (II тыс. до н.э.). Это шлифованные долота, топоры и тесла,

Page 2

но особый интерес представляют подвески из лиственита. Новые племена
уже жили постоянно и оставили после себя множество землянок, часто
соединенных между собой траншеями.
В эпоху бронзы в районе Пензы поселились племена абашевской, срубной
и катакомбной культур. Керамика среднедонской катакомбной культуры
встречена лишь на Ахунском городище. А срубная культура представлена
на всех пензенских поселениях: Барковка, Целибуха, Калашный затон и др.
Особый интерес представляет медеплавильная мастерская на Барковке.
Здесь были обнаружены глиняные литейные формы с отпечатками ножа и
топора, а также различные приспособления для литья: тигли, льячки,
бронзовые слитки и отдельные изделия из бронзы: ножи, шилья, украшения.
В эпоху раннего железного века на территории города обитали племена
городецкой культуры, о чем свидетельствуют материалы Ахунского
городища. Это одно из первых укрепленных поселений на территории
нашего края. На нем сохранилась керамика с рогожным орнаментом,
глиняные пряслица и грузики, изредка встречаются железные изделия,
свидетельствующие о занятии людей охотой и рыболовством.
Огромный интерес представляют протомордовские могильники III-IV вв.
(Свинуха и Пензенский), поскольку памятников этого времени чрезвычайно
мало. Материалы этих и ближайших могильников этого времени (Старший
Селиксенский, Усть-Узинский) позволяют представить материальную
культуру и религиозные верования предков мордвы-мокши, прародина
которой располагается именно в Верхнем Посурье.
Основным занятием людей в этот период были охота и рыболовство.
Среди бытовых предметов чаще других встречается глиняная лепная посуда
в виде банок, горшков и мисок, а также железные ножи и топоры-кельты
с коротким лезвием. Ярче всего представлены металлические детали женской
одежды. Это бронзовые круглые бляхи крупных размеров с отверстием
в центре, накосники с подвесками, шейные гривны и наиболее типичное
украшение – височные стержневидные подвески с биконическим грузиком.
Хоронили они по обряду трупоположения в грунтовых ямах. Жили
на открытых селищах по берегам рек и ручьев.
Мордовские поселения и могильники VII-XI вв. также встречаются
на территории города. Для них характерны все достижения культуры этих лет.
Поселения по-прежнему оставались открытыми и располагались по берегам рек.
Хоронили также в ямах, но теперь строго головой на юг, что стало типичной
чертой памятников мордвы-мокши. Так же продолжали бытовать такие детали
женской одежды, как височные подвески теперь уже с бипирамидальным,
а к XI веку даже каплевидным грузиком, накосники с подвесками, гривны самых

Page 3

разных форм, нагрудные бляхи с дверкой и так далее. Одним из самых
характерных становится такое украшение, как застежка-сюльгама в виде
разомкнутого кольца, на концах которого сначала были колечки, а затем
появились длинные трубочки-«усы».
Из бытовых предметов все также пользовались глиняной лепной посудой
бурого цвета в форме горшков и мисок, железными ножами, топорами-
кельтами, но уже с длинным лезвием. Впрочем, существовали они лишь
до X века, а затем их вытесняют проушные топоры. Кроме того, в этот
период встречаются довольно часто детали конского снаряжения и предметы
вооружения. Это в основном железные наконечники стрел и копий.
В XI в. на смену мордовской культуре приходит культура Волжской
Булгарии, изделия которой встречаются как по всему Верхнему Посурью,
так и на территории г. Пенза. Вероятно, здесь же проходил один из торговых
путей, который соединял Верхнее Посурье с Примокшанскими землями
и Северо-Восточной Русью. То же самое можно отнести и к золотоордынскому
периоду. Керамика этого времени довольно часто встречается по берегам
р. Суры. Иногда попадаются и золотоордынские монеты из серебра и меди.
Особенно ярко это представлено на Ахунском селище.
В непосредственной близости от Пензы располагались крупные
населенные
пункты, начиная
с
X века
и
заканчивая
XIV в.
Это Кижеватовские, Чемодановские и Золотаревские поселения X-XIII вв.,
Саловское селище XIII-XIV вв. Материальная культура этого времени
достигла высокого уровня. Уже в домонгольский период здесь было
распространено пашенное земледелие и налажены разнообразные ремесла,
от гончарного до ювелирного. В XIV веке началось даже изготовление
чугунной посуды. Однако после междуусобицы в Золотой Орде жизнь
на большинстве поселений региона замерла. Оставшееся население перешло
к занятию натуральным хозяйством и, вероятно, в XV веке было
присоединено к Казанскому ханству.
В XVI веке в Верхнее Посурье стали проникать переселенцы из России
и начали осваивать под пашни новые земли, о чем свидетельствуют
исследования почвоведов и отдельные исторические и археологические
факты. Вероятно, именно в результате этого на территории Пензы возник
Черкасский острог как убежище на случай военной опасности.
В XVII веке на территории Пензы рядом с Черкасским острогом была
построена уже мощная крепость. Все это свидетельствует о том,
что поселение здесь было и раньше, но установить это возможно лишь
благодаря раскопкам.

Page 4

Археологические исследования позволяют предполагать, что население
на территории города жило начиная уже с каменного века. Начиная с рубежа
нашей эры здесь непрерывно проживали люди. Впрочем, это было не одно
поселение, а цепочка селищ, расположенных в разных местах Пензы.
Их присутствие фиксируется в настоящее время вплоть до XIV века, хотя
вероятнее
всего
население
здесь
сохранялось
и
позже
вплоть
до строительства крепости в XVII веке.
Таким образом, можно констатировать следующее.
Современное русское поселение Пенза возникло как минимум на 100 лет
раньше, само название «Пенза» имеет более древнее мордовское
происхождение, на территории Пензы население проживало постоянно,
как минимум, с X века (сначала мордовское, затем мордовско-буртасо-
булгарское) и смогло сохранить местные названия вплоть до прихода
русского населения.
Однако для окончательного определения времени возникновения
поселения Пенза необходимы серьезные археологические исследования.
Литература
1. Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. – Саранск, 2000.
2. Винничек В.А., Яньков В.В. Ахунское селище // Археология Поволжья. – Пенза, 2001.
– С. 24-33.
3. Полесских М.Р. В недрах времен. – Пенза, 1956.
4. Полесских М.Р. Археологические памятники Пензенской области. Путеводитель. –
Пенза, 1970.
5. Полесских М.Р. Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья. – Пенза, 1977.
6. Расторопов А.В., Ставицкий В.В. Хроника археологических исследований // Из
истории области. Очерки краеведов. – Пенза, 1992. – Вып. III. – С. 217-234.
7. Ставицкий В.В. Керамика эпохи бронзы с Ахунских городищ // Археология Поволжья.
– Пенза, 2001. – С. 18-23.

Информация о работе Археологические памятники на территории г. Пенза