Археологический
памятник — объект материальной
культуры, несущий в себе определённый
объём информации о прошлом.
Погребальный памятник
В категорию погребальных входят несколько
видов памятников:
- Курганный могильник (Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.)
- Одиночный курган (КУРГАН (тюрк.), надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие - 4-3-го тыс. до н. э., позднейшие - 14-15 вв. н. э. Известны повсюду, кроме Австралии. Бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.)
- Подкурганное захоронение (
- Грунтовый могильник (Грунтовыми принято называть такие древние могильники, погребения в которых совершались в могилах, вырытых в земле, а на поверхности в настоящее время отсутствуют какие-либо внешние признаки погребений или такие признаки (незначительные по высоте бугорки, западины, каменные оградки, остатки каменных выкладок и т. п. ) сохранились только над частью могил.)
Кенотаф (Кенота́ф — надгробный памятник в месте, которое не содержит
останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен
по следующим причинам:
- если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, при землетрясении),
- если место гибели неизвестно,
- если доставка тела требует больших усилий (когда гибель произошла в горах, в полярных широтах и тому подобное),
- если человек пропал без вести, а с этого момента прошло так много времени, что пропавшего можно признать умершим,
- если тело было кремировано, а пепел развеян,
- кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране.
Кенотафы служат для увековечивания
памяти об усопшем и выполнения поминальных
ритуалов и представляют собой сооружения
различных типов и степени
сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф,мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской
традиции кенотафом часто называется
памятное сооружение, расположенное не
над могилой с останками покойного, а на
месте его гибели (даже если могила существует).
- Мемориальный комплекс (жертвенники, остатки тризн и др.) (Мемориа́льный ко́мплекс — территория c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего. Три́зна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сожжением покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».
Некрополь(Некро́поль — большое кладбище (подземные галереи,склепы, камеры), расположенное на окраине
древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.
Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.
Поселенческие памятники
К бытовым памятникам можно отнести:
Городище (Городи́ще — тип археологического
памятника, укреплённое поселение. Охватывает памятники отэнеолита до Средних веков (XVI — XVII века). Термин употреблялся ещё в русских
летописях. Городище — русское название укреплённых
поселений, обнесённых земляными валами
- Поселение, селище (Се́лище — археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, а также место бывшего села.)
Стоянка (Стоянка — археологический термин для обозначения поселений
эпох палеолита, неолита и бронзового века. Термин возник в XIX веке и первоначально
обозначал поселения первобытных людей
временного характера (стойбища), созданные для сезонной охоты
или рыбной ловли. Впоследствии термин
стали применять также к поселениям оседлых
племён охотников и рыболовов.
- Остатки отдельных жилищ
- Мастерские
- Производственные комплексы
- Пещеры
- Земледельческие комплексы
- Оборонительные сооружения
- Культурный слой городских и сельских поселений
Ритуально-культовые памятники
В эту категорию входят различного
вида почитаемые места, среди которых
можно выделить:
- Храмы и храмовые комплексы
- Святилища (Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.)
- Почитаемые места
- Лабиринты (какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик)
- Мегалиты: менгиры, кромлехи, дольмены, каирны (Мегали́ты — Сооружения из огромных каменных глыб(появились в 3-2 тыс.до н.э.)( Менгир — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.)( Кро́млех — древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.)( Дольме́ны — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.)( Каирн (англ. cairn) используется в археологии также для обозначения каменных курганов, каменного ядра в земляных курганах, засыпки камнями дольмена.)
Памятники специфического вида
Сюда относятся:
- Клады (Клад — зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден, или же потерял на них право.)
- Затонувшие корабли
- Случайные находки
- Затопленные города или их части
Методы археологического исследования
Археология – это история, вооруженная
лопатой. Приемы изучения археологических
источников (памятников) в целом
основаны на статистическом методе, поэтому
наибольшее значение имеют массовые
находки похожих по назначению вещей.
В процессе обработки археологи
распределяют вещи по назначению: пилы,
молотки, серпы и т.д. Внутри каждой
категории вещи распределяют по материалу:
бронзовые, железные, деревянные. Полученную
серию вещей делят на типу по их
внешнему признаку. Тип – это
похожие вещи, отличающиеся
лишь второстепенными особенностями.
Внутри каждого типа составляют эволюционный
ряд, показывающий развитие вещей. Все
это применяют, чтобы создать цельную
и описанную последовательность напластований
в рамках археологической культуры.
Само же изучение археологических источников
начинается еще в период их поисков (археологических
разведок). И разведки, и раскопки строго
документируются составлением чертежей,
фотографированием и описанием в дневниках.
Если полевая документация составлена
неквалифицированно или недобросовестно,
надежность археологических источников
резко падает. Нужно учитывать, что в расположении
археологических памятников есть определенные
закономерности: стоянки неолита расположены
у самого берега реки или озера, могильники
бронзового века занимали водоразделы,
городища раннего железного века на крутых
мысах у рек и т.д.