Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 13:51, реферат
Доменико Трезини (1670 - 1734) - швейцарец итальянского происхождения, страстно мечтал стать архитектором и несмотря на скудные средства всё же отправился в Венецию, ибо где же, как не в Италии можно по настоящему обучиться архитектуре. Сложная штука жизнь, сначала, как это ни трудно, но надо получить профессию, особенно если она любимая. Вот, наконец, Доменико Трезини - архитектор, но теперь появляется огромная нужда - найти работу.
Введение 3
1. Происхождение архитектора 4
2. Первый зодчий Санкт-Петербурга 7
Заключение 14
Список литературы 16
Строительство не обходилось и без казусов. Так, в первоначальном варианте монастырский храм Александро-Невской лавры, спроектированный Трезини, фасадом был обращен в сторону Невы, и вход в него находился на восточной стороне. Так как это противоречило правилам литургии – вход в храм с запада, а алтарь – на востоке, - впоследствие план был изменен. Тем не менее, Благовещенская церковь, возведенная Трезини в 1717-1723 годах в лавре, остается одним из самых необычных проектов архитектора, в котором сочетаются традиции русской и западноевропейской архитектуры.
Для
Двенадцати коллегий (1722-1734) Трезини
получил строгое указание от Петра
Великого: все коллегии, включая
Сенат и Синод, должны быть одинаковых
размеров. Находчивый архитектор ровно
двенадцать раз повторил в необыкновенно
длинном здании – почти 400 метров!
– один и тот же структурный
элемент. Разнообразил свою постройку
Трезини несущественными
Настоящим шедевром Трезини стал Петропавловский собор (1712-1733) – трехнефная базилика с великолепной колокольней высотой 112 метров, увенчанной грандиозным шпилем. Согласно легенде, именно с колокольни – по указанию Петра I – и начали строить собор. В этом проекте Трезини выступил смелым экспериментатором и представил совершенно необычный, новый в русском архитектурном искусстве тип собора, противопоставив взлетающий остроконечный шпиль колокольни гармоничному и спокойному барабану купола. Новыми, по сравнению с традиционными русскими храмами, казались большие окна, высокие колонны-пилоны и одинокий купол, вместо привычного пятиглавия. Историки искусства предполагают, что на Трезини повлияли лондонские церкви Кристофера Рена, Рижский собор, соборная архитектура балтийских стран и даже шпиль Роттердамской ратуши...
Одним
словом, если Петр Первый заложил Санкт-Петербург,
то Трезини – формы нового стиля
в русской архитектуре, позднее
названного «петровским барокко». Кроме
того, вслед за Трезини в Россию
потянулись архитекторы из итальянской
части Швейцарии, обогатившие русскую
архитектуру европейскими традициями,
– зять Доменико, Пьетро Антонио
Трезини, Плачидо Висконти, Луиджи Руска,
Доменико Жилярди,Томазо Адамини.
Работы:
1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
Один
из старейших архитектурных
Строительство
монастыря продолжалось с перерывами
на протяжении почти всего 18 века и
было завершено лишь к 1790 году. За период
строительства сменилось
Композиционным центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором Старовым. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
В
1724 году в монастырь был перенесен
прах князя Александра Невского, причисленного
русской православной церковью к
лику святых.
1721 год. Аничков
мост: Перестроен
для увеличения пропускной способности
переправы. Новый проект — деревянный
восемнадцатипролётный мост, в середине
разводной пролёт. Строительство вёл голландский
мастер Х. ван Болос.
1712—1733 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Зимой
1706 Петр I поручает архитектору начать
перестройку в камне земляной
Петропавловской фортеции. Этой работе
Трезини посвятил 28 лет своей
жизни. Через два года в крепости
уже были выстроены пороховые
погреба, началось возведение казарм,
бастионов Меншикова и
В
1718 завершены в камне парадные
Петровские ворота — единственный
сохранившийся образец
К
осени 1720 была завершена многоярусная
колокольня Петропавловского собора,
не успели только укрыть шпиль листами
позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м
выше колокольни Иван Великий Московского
Кремля; общая высота со шпилем 122, 5 м). В
августе того же года впервые заиграли
на колокольне куранты (обошлись казне
в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на
колокольню, чтобы осмотреть город.
Собор достраивался и украшался еще более
десяти лет (1712—33). Его план нетрадиционен
для русского культового зодчества: прямоугольное
вытянутое здание разделено на три нефа
пилонами с раскрепованными пилястрами,
поддерживающими крестовые своды. Собор
увенчан куполом на высоком барабане,
прорезанным люнетами и заканчивающимся
небольшой главкой. Резной деревянный
позолоченный иконостас выполнен в виде
триумфальных ворот, что характерно для
европейского барокко (1722—26, архитектор
И. П. Зарудный. иконы — А. М. Поспелов).
Собор стал усыпальницей Петра I и других
русских императоров.
Весной
1710 на месте, где теперь Эрмитажный
театр, был заложен каменный Зимний
дом для императора (не сохранился).
К этому времени Трезини
1721—1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов. Первое упоминание об этом участке было 19 сентября 1721 года, когда по указу императора Петра I это место было отдано Д. Трезини для строительства собственного дома. Дом представлял собой образец петровского барокко, это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна. С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Ван Звитен, позже — М. Земцов. Строительство шло достаточно медленно, фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй, в двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям[1].
Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII — первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения. В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера: перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерногоклассицизма, окна второго этажа были решены в виде арок. Дом был украшен аттиком, венчающим ризалит[1].
Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан, облик дома был решён в видеэклектики. Фасад был оформлен рустом, окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной, ряд комнат приобрёл камины. Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок, в таком виде здание просуществовало в течение долгого времени[1].
В 1949 году здание в очередной раз было перестроено и оформлено в классическом стиле.
В
1995—2010 году было восемь попыток реконструировать
здание, в 2005 году дом был расселён,
но работы планируется начать только
в 2010 году. После реконструкции в
здании будет размещена гостиница,
подконтрольная ООО
«Конкорд Менеджмент и Консалтинг»
Васильевский остров В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра — сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).
По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание — Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722—42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.
Жил
Трезини сначала в Греческой
слободе (в районе набережной р. Мойка
и современной улицы Халтурина)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время показало, что Трезини не был таким гением, как Растрелли или Росси. Он был, как говорится, крепким профессионалом, мастером высокого уровня. Но тогда, в первые годы Петербурга, и нужен был талантливый, умный, всезнающий прораб. Гений, свободный художник не смог бы один поднять всю огромную черновую работу, которую пришлось изо дня в день три десятилетия делать усердному Трезини. Он произвел в нашем городе как бы нулевой цикл работ. При нем первые земляные и деревянные сооружения города сменили мазанки и каменные строения. Сохранившиеся документы говорят нам о его характере. Архитектор Трезини был уравновешен и покладист, он мог попять, что хочет царь, приславший ему нацарапанный тупым карандашом, в спешке то ли рисунок, то ли чертеж. Он не обижался, когда царь заставлял все переделывать снова и снова. Он пытался понять и воплотить в каине стиль Петра Великого. Трезини строил, как велят, без фантазий.
Однако в какой-то момент Петр понял, что для его столицы нужен гений, нужен такой мастер, который поднимется над прозой счетов и типовых построек, создаст городской ансамбль, сочинит Версаль или что-нибудь еще лучше. И в 1713 г. он пригласил Шлютера, строителя Берлинского королевского дворца, а когда тот умер — великого французского архитектора Жана Леблона. И Трезини не обиделся, когда эти люди, а не он, стали генерал-архитекторами. Он знал, что без него, вечного прораба, не обойдутся. Он жил уединенно в своем доме, в кругу своей итальянской семьи, и ни с кем из русских не сходился. Наверное, он, как все истинные сыны Лугано, собирался вернуться домой, в свой благословенный край, в семейное гнездо в городке Астано, что лежит в уютной долине среди зеленых гор. Но не получилось. Сначала нужно было окончить Петропавловский собор, потом были другие заказы. Смерть пришла нежданно в 1734 г. Могила его потеряна, но он, первый архитектор Петербурга, лежит в земле нашего города и останется с нами навсегда. Мы даже не знаем, как выглядел Трезини. Есть рисунок петровского времени. На нем мы видим трех почтенных джентльменов, которые разглядывают какой-то чертеж. Говорят, что один из трех этих господ — Трезини, но который — только Бог один знает. Зато мы знаем и любим его главное творение — могучий и прекрасный шпиль Петропавловского собора — лучшая память об итальянце из-под Лугано.
Информация о работе Архитектор Доменико Трезини. Исторический портрет