Архитекторы и строители собора Святого Петра в Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем -это результат
перестроек,осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был
погребен апостол Петр. Во второй половине II столетия над этим местом был
установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Собор Св. Петра………………….………………………………………………..3
Источники……………………….………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

Кафедра дизайна архитектурной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитекторы и  строители собора Святого Петра  в Риме.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Долгих  А. А.

Преподаватель: Казаринова Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Собор Св. Петра………………….………………………………………………..3

Источники……………………….………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем -это результат 

перестроек,осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был 

погребен апостол Петр. Во второй половине II столетия над этим местом был  

установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собор Святого Петра.

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра и прилегающей к нему площади в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Святой Климент, тогдашний римский епископ, и верные ученики апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

В 326 году в память об этом император  Константин повелел построить на святом месте базилику во имя Святого  Петра, которая простояла более  тысячелетия. Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году решил начать строительство грандиозного нового собора. Но после его смерти в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году папа Юлий II поручил знаменитому архитектору Браманте возобновить строительство.

Почти все крупные архитекторы  Италии по очереди участвовали в  проектировании и строительстве  собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитекторКарло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданиютрёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала  бы большое количество верующих, стекающихся  к собору, чтобы получить папское  благословение или принять участие  в религиозных празднествах. Эту  задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

До 1990 года собор Святого Петра  в Риме являлся самым большим  христианским храмом в мире (в 1990 г. его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства  Кот-д,Ивуар — бывший Берег Слоновой Кости). В память об этом строители собора вмуровали в пол мраморные плиты с указанием размеров самых крупных в мире храмов. Размеры собора просто потрясают. Его площадь 22 067 кв. м. Высота собора составляет 189 м, длина без портика — 186,36 м, а с портиком — 211,5 м.

Новый алтарь поставили на месте  прежнего и в полу прорубили «окошечко»-«исповедальню», через которое верующие могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах в подземельях собора, доказали, что под алтарной частью собора находится большой некрополь римского времени, в центре которого — гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.

Перед входом в собор возвышаются  огромные статуи святых апостолов Петра  и Павла. Петр держит в руках ключи  от Царствия Небесного, врученные ему  Христом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны —  Святая, и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности  начало юбилейного года знаменовалось  звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей». Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Огромные бронзовые двери центрального входа принадлежат работе флорентийского мастера Филарета (XV в.). В их верхней  части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов (Леда и Лебедь, Ромул и Рем, похищение сабинянок) и басен Эзопа («Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица»), затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». С внутренней стороны дверей можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем и пр.).

На полу собора обращает на себя внимание большой круг из порфира. Он обозначает место, где в Рождественскую ночь 800 года Карл Великий, первый император  Священной Римской империи, преклонил  колени перед короновавшим его папой  Львом III.

Убранство собора чрезвычайно пышно. На протяжении веков его украшали выдающиеся мастера искусств. Храм производит незабываемое впечатление. Почти все изображения на стенах и сводах выполнены в технике  мозаики. Здесь находится скульптура «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело. Это, вероятно, наиболее часто воспроизводимое и наиболее знаменитое произведение мастера. Несколько лет назад маньяк повредил статую. Сейчас она отреставрирована и закрыта колпаком из пуленепробиваемого стекла.

Громадный купол собора Святого  Петра, сооруженный по проекту Микеланджело, взмывает вверх, словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 м, и в Риме его называют cupollone («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

К основанию купола ведет пологая  лестница и лифт. Стены лестничного  прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на опоясывающий купол внутренний балкон, с которого можно видеть всю алтарную часть собора. Под  куполом расположились сувенирные мастерские и лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп «Кровля Святого Петра». Отсюда можно попасть на вершину  купола, с высоты которого открывается  круговая панорама Вечного города и  его окрестностей.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — так называемые апокалиптические звери, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога (Откр. 4:6—8).

В центре собора возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они возжжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 м. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора алтарь и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию. Неподалеку расположена бронзовая фигура святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.

В центральной апсиде собора находится  вознесенная высоко над землей кафедра, инкрустированная слоновой костью, с  которой, по преданию, проповедовал еще  святой Петр. Ее обрамляют статуи отцов  римской и греческой христианских церквей. Над кафедрой, в небольшом  окне, сделанном из тонких алебастровых пластинок, неугасимым светом сияет  голубь, парящий в солнечных лучах, — символ Святого Духа.

В левой части трансепта располагаются  три алтаря. В центральном помещена мозаика, изображающая мученическую смерть святых Прочессо и Мартиниана, охранявших апостола Петра в Мамертинской тюрьме. В центре левого алтаря — мозаичная копия с картины Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», а по бокам — круглые медальоны с изображением святых князя Владимира и Ольги, принесших веру Христову на Русскую землю. Напротив — портрет Венцеслава, короля Богемии, а в центре и по бокам — медальоны с изображением славянских учителей Кирилла и Мефодия.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные  реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и  императоров. В соборной ризнице  находится мраморная доска с  именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого  — апостола Петра. Многочисленные надгробия  римских пап, установленные в  соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсеном.

В соборе хранится копье сотника  Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Иисус. Оно попало в Рим из Константинополя, когда после захвата византийской столицы турками султан Баязет прислал в дар папе хранившийся в Софийском соборе греческой столицы наконечник копья. С той поры копье сотника Лонгина находится в Ватикане. А в одной из капелл хранится часть мощей св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за дивное красноречие нареченного Златоустом.

Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика «Крещение Христа». Стоящая здесь крещальная купель сделана из мраморной крышки гроба императора Оттона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов.

Далее стоит саркофаг папы Льва XI. В 1605 году он служил знаменитую мессу, когда будущий король Франции  Генрих IV, первый из династии Бурбонов, отрекшись от протестантской веры, перешел в католичество, чтобы получить права на королевский престол. Именно тогда Генрих II произнес историческую фразу: «Париж стоит мессы». Папа Лев XI знаменит также тем, что пробыл на папском престоле всего двадцать семь дней.

Следующая капелла расположена  на месте распятия святого Петра. Ее украшают три алтаря и мозаичная  копия с картины Гвидо Рени «Распятие святого Петра». Другая капелла, капелла Колонны, названа так по древней иконе, которая представляет собой фрагмент колонны с написанным на нем ликом Богоматери. В этой капелле покоятся останки нескольких пап, в том числе Льва I Великого. Рельеф, выполненный из белого мрамора мастером Альгарди (XVII в.), изображает легендарную сцену, на которой папа Лев I, выйдя навстречу полчищам гуннов с одним только крестом в руках, обратил их в паническое бегство, сказав предводителю варваров Атилле, что Рим будут защищать не воины, а святые апостолы Петр и Павел.

Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины  Гверчино «Похороны святой Петрониллы». Мозаика эта, переливающаяся яркими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени «Святой Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану». В капелле находится надгробие папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных во всем XIX столетии.

Информация о работе Архитекторы и строители собора Святого Петра в Риме