Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:19, реферат
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода —эллинизма.
«История»
Вариант №9
Тема: «Архитектура и скульптура древней Греции»
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода —эллинизма.
Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.
Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра. В них только намечается интерес к передаче напряженной работы мышц, конструкции и пластике тела.
В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столько значительного места, как в классическом греческом искусстве. Ее опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. Тем не менее, в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела.
К числу хорошо сохранившихся
женских фигур относится «
Ярким примером мужских изображений
является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII—VI вековПолимедом Аргосским. Хотя само по себе решение
группы в виде двух почти одинаковых статуй
показывает ещё ограниченность приемов
архаики, созданный скульптором образ
двух легендарных героев ярко выражает
идеал дорического искусства Ат
апротив, ионийские мастера стремились к стройности фигур, легкости пропорций. В ионических куросах есть ясная жизнерадостность. Таковы куросы середины VI века с острова Мелос (Афины, Национальный музей) и из Тенеи («Аполлон Тенейский», Мюнхен, Глиптотека).
Города античного мира
обычно появлялись возле высокой
скалы, на ней же возводилась цитадель,
чтобы было где укрыться если враг проникнет
в город. Такая цитадель называлась акрополем.
Точно так же на скале, которая почти на
150 метров возвышалась над Афинами и издавна
служила естественным оборонительным
сооружением, постепенно образовался
верхний город в виде крепости (акрополя)
с различными оборонительными, общественными
и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться
еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских
войн (480—479 годы до н.э.) он был полностью
разрушен, позднее под руководством скульптора
и архитектора Фидия началось его восстановление
и реконструкция.
Акрополь относится к таким местам, «о
которых все твердят, что они великолепны,
неповторимы. Но не спрашивайте почему.
Никто вам не сможет ответить...». Его можно
измерить, можно пересчитать даже все
его камни. Не такой уж большой труд пройти
его из конца в конец — на это уйдет всего
несколько минут. Стены Акрополя круты
и обрывисты. Четыре великих творения
стоят и поныне на этом холме со скалистыми
склонами. Широкая зигзагообразная дорога
идет от подножия холма к единственному
входу. Это Пропилеи — монументальные
ворота с колоннами в дорическом стиле
и широкой лестницей. Их соорудил архитектор
Мнесикл в 437—432 годах до н.э. Но прежде
чем войти в эти величественные мраморные
ворота, каждый невольно оборачивался
вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона,
некогда охранявшего вход в акрополь,
высится храм богини победы Ники Аптерос,
украшенный ионическими колоннами. Это
дело рук архитектора Калликрата (вторая
половина V веке до н.э.). Храм — легкий,
воздушный, необычайно прекрасный — выделялся
своей белизной на синем фоне неба. Это
хрупкое, похожее на изящную мраморную
игрушку здание как будто улыбается само
и заставляет ласково улыбнуться прохожих.
Непоседливые, пылкие и деятельные боги
Греции походили на самих греков. Правда,
они были выше ростом, умели летать по
воздуху, принимать любой облик, превращаться
в животных и растения. Но во всем остальном
вели себя, как обыкновенные люди: женились,
обманывали друг друга, ссорились, мирились,
наказывали детей...
Богиня победы Ника изображалась
прекрасной женщиной с большими крыльями:
победа непостоянна и перелетает
от одного противника к другому. Афиняне
изобразили ее бескрылой, чтобы она
не покинула город, одержавший так недавно
великую победу над персами. Лишенная
крыльев богиня не могла больше летать
и навсегда должна была остаться в
Афинах.
Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть
повернут в сторону Пропилеи и играет
роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась
Афина Воительница, копье которой приветствовало
путника издалека и служило маяком для
мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале
гласила: «Афиняне посвятили от победы
над персами». Это означало, что статуя
была отлита из бронзового оружия, отнятого
у персов в результате одержанных побед.
На Акрополе находился и храмовый ансамбль
Эрехтейон, который (по замыслу его создателей)
должен был связать воедино несколько
святилищ, располагавшихся на разных уровнях,
— скала здесь очень неровная. Северный
портик Эрехтейона вел в святилище Афины,
где хранилась деревянная статуя богини,
якобы упавшая с неба. Дверь из святилища
открывалась в маленький дворик, где росло
единственное на всем Акрополе священное
оливковое дерево, которое поднялось,
когда Афина дотронулась в этом месте
до скалы своим мечом. Через восточный
портик можно было попасть в святилище
Посейдона, где он, ударив по скале своим
трезубцем, оставил три борозды с журчащей
водой. Здесь же находилось святилище
Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.
Центральная часть храма — прямоугольное
помещение (24,1х13,1 метров). В храме также
находились могила и святилище первого
легендарного царя Аттики Кекропа. На
южной стороне Эрехтейона — прославленный
портик кариатид: у края стены шесть высеченных
из мрамора девушек поддерживают перекрытие.
Некоторые ученые предполагают, что портик
служил трибуной почтенным гражданам
или что здесь собирались жрецы для религиозных
церемоний. Но точное предназначение портика
до сих пор неясно, ведь «портик» означает
преддверие, а в данном случае портик не
имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь
храма. Фигуры портика кариатид — это
по сути опоры, заменяющие столб или колонну,
они же прекрасно передают легкость и
гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие
в свое время Афины и не допускавшие по
своим мусульманским убеждениям изображений
человека, уничтожать эти статуи, однако,
не стали. Они ограничились лишь тем, что
стесали лица девушек.
В 1803 году лорд Эльджин, английский
посол в Константинополе и коллекционер,
пользуясь разрешением турецкого султана,
выломал в храме одну из кариатид и увез
в Англию, где предложил ее Британскому
музею. Слишком широко трактуя фирман
турецкого султана, он увез с собой также
многие скульптуры Фидия и продал их за
35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил,
что «никто не должен препятствовать увезти
ему несколько камней с надписями или
фигурами с Акрополя». Эльджин заполнил
такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил,
он взял только те скульптуры, которые
уже упали или которым грозило падение,
якобы для того, чтобы спасти их от окончательного
разрушения. Но еще Байрон назвал его вором.
Позднее (при реставрации портика кариатид
в 1845—1847 годах) Британский музей прислал
в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной
лордом Эльджином. Впоследствии слепок
заменили более прочной копией из искусственного
камня, изготовленной в Англии.
В конце прошлого века греческое правительство
потребовало от Англии вернуть принадлежащие
ей сокровища, но получило ответ, что лондонский
климат для них более благоприятен.
В начале нашего тысячелетия, когда при
разделе Римской империи Греция отошла
к Византии, Эрехтейон превратили в христианский
храм. Позднее крестоносцы, завладевшие
Афинами, сделали храм герцогским дворцом,
а при турецком завоевании Афин в 1458 году
в Эрехтейоне устроили гарем коменданта
крепости. Во время освободительной войны
1821—1827 годах греки и турки поочередно
осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения,
в том числе и Эрехтейон.
В 1830 году (после провозглашения независимости
Греции) на месте Эрехтейона можно было
обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные
украшения, валявшиеся на земле. Средства
на восстановление этого храмового ансамбля
(как и на восстановление многих других
сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман.
Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд
тщательно измерил и сравнил античные
фрагменты, к концу 70-х годов прошлого
века он уже планировал восстановить Эрехтейон.
Но эта реконструкция была подвергнута
строгой критике, и храм был разобран.
Здание было восстановлено заново под
руководством известного греческого ученого
П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано
в 1922 году.
Парфенон — храм богини
Афины — самое большое
Парфенон воздвигли в 447—432 годах до н.э.
архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского
мрамора. Он размещался на четырехступенчатой
террасе, размер его основания равен 69,5х30,9
метра. С четырех сторон Парфенон окружают
стройные колоннады, между их беломраморными
стволами видны просветы голубого неба.
Весь пронизанный светом, он кажется воздушным
и легким. На белых колоннах нет ярких
рисунков, как это встречается в египетских
храмах. Только продольные желобки (каннелюры)
покрывают их сверху донизу, от чего храм
кажется выше и еще стройнее. Своей стройностью
и легкостью колонны обязаны тому, что
они чуть-чуть сужаются кверху. В средней
части ствола, совсем не заметно для глаз,
они утолщаются и кажутся от этого упругими,
прочнее выдерживающими тяжесть каменных
блоков. Иктин и Калликрат, продумав каждую
мельчайшую деталь, создали здание, поражающее
удивительной соразмерностью, предельной
простотой и чистотой всех линий. Поставленный
на верхней площадке Акрополя, на высоте
около 150 метров над уровнем моря, Парфенон
был виден не только из любой точки города,
но и с подплывавших к Афинам многочисленных
судов. Храм представлял собой дорический
периметр, окруженный колоннадой из 46
колонн.
В скульптурном оформлении
Парфенона участвовали самые
известные мастера. Художественным
руководителем строительства и
оформления Парфенона был Фидий,
один из величайших скульпторов всех
времен. Ему принадлежит общая
композиция и разработка всего скульптурного
декора, часть которого он выполнил
сам. Организационной стороной строительства
занимался Перикл — крупнейший государственный
деятель Афин.
Все скульптурное оформление Парфенона
было призвано прославить богиню Афину
и ее город — Афины. Тема восточного фронтона
— рождение любимой дочери Зевса. На западном
фронтоне мастер изобразил сцену спора
Афины с Посейдоном за господство над
Аттикой. Согласно мифу, в споре победила
Афина, подарившая жителям этой страны
оливковое дерево.
На фронтонах Парфенона собрались боги
Греции: громовержец Зевс, могучий властитель
морей Посейдон, мудрая воительница Афина,
крылатая Ника. Завершал скульптурный
декор Парфенона фриз, на котором была
представлена торжественная процессия
во время праздника Великих Панафиней.
Этот фриз считается одной из вершин классического
искусства. При всем композиционном единстве
он поражал своим разнообразием. Из более
чем 500 фигур юношей, старцев, девушек,
пеших и конных ни одна не повторяла другую,
движения людей и животных были переданы
с удивительным динамизмом.
Фигуры скульптурного греческого рельефа
не плоские, у них есть объем и форма человеческого
тела. От статуй они отличаются только
тем, что обработаны не со всех сторон,
а как бы сливаются с фоном, образуемым
плоской поверхностью камня. Легкая расцветка
оживляла мрамор Парфенона. Красный фон
подчеркивал белизну фигур, четко выделялись
синевой узкие вертикальные выступы, отделявшие
одну плиту фриза от другой, ярко сияла
позолота. Позади колонн, на мраморной
ленте, опоясывающей все четыре фасада
здания, была изображена праздничная процессия.
Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные
в камне, двигались по двум длинным сторонам
здания и соединялись на восточном фасаде,
где происходила торжественная церемония
вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими
девушками для богини. Каждая фигура характерна
своей неповторимой красотой, а все вместе
они точно отражают подлинную жизнь и
обычаи древнего города.
Действительно, раз в пять лет в один из
жарких дней середины лета в Афинах происходило
всенародное празднество в честь рождения
богини Афины. Оно носило название Великих
Панафиней. В нем принимали участие не
только граждане Афинского государства,
но и множество гостей. Празднество состояло
из торжественной процессии (помпы), принесения
гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы,
спортивных, конных и музыкальных состязаний.
Победитель получал особую, так называемую
панафинейскую амфору, наполненную маслом,
и венок из листьев священной маслины,
растущей на Акрополе.
Самым торжественным моментом праздника
было всенародное шествие на Акрополь.
Двигались всадники на конях, шли государственные
мужи, воины в доспехах и молодые атлеты.
В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные
люди, глашатаи громко славили богиню,
музыканты радостными звуками наполняли
еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной
панафинейской дороге, вытоптанной тысячами
людей, поднимались на высокий холм Акрополя
жертвенные животные. Юноши и девушки
везли за собой модель священного панафинейского
корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом
(покрывалом). Легкий ветерок развевал
яркую ткань желто-фиолетового одеяния,
которое несли в дар богине Афине знатные
девушки города. Целый год они ткали и
вышивали его. Другие девушки высоко поднимали
над головой священные сосуды для жертвоприношений.
Постепенно шествие приближалось к Парфенону.
Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи,
а с другой, словно для того, чтобы каждый
сначала обошел, осмотрел и оценил красоту
всех частей прекрасного здания. В отличие
от христианских храмов, древнегреческие
не предназначались для богослужений
внутри их, народ во время культовых действий
оставался вне храма. В глубине храма,
окруженная с трех сторон двухъярусными
колоннадами, горделиво высилась знаменитая
статуя девы Афины, созданная прославленным
Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны
из чистого сверкающего золота, а лицо
и руки сияли белизной слоновой кости.
О Парфеноне написано множество книжных
томов, среди них есть монографии о каждой
его скульптуре и о каждом шаге постепенного
упадка с той поры, когда после декрета
Феодосия I он стал христианским храмом.
В XV веке турки сделали из него мечеть,
а в XVII веке — пороховой склад. В окончательные
руины его превратила турецко-венецианская
война 1687 года, когда туда попал артиллерийский
снаряд и за один миг сделал то, что не
смогло сделать за 2000 лет всепожирающее
время.