Архитектура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:59, реферат

Описание работы

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Важное место в становлении русской культуры занимает культура периода Киевской Руси. Цель данной контрольной работы показать достижения народа того периода в архитектуре, а также выявить влияние различных факторов на культурный процесс.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси
Глава 2. Архитектура Киевской Руси
2.1 Архитектура Киевской Руси до XI в.
2.2 Архитектура в период феодальной раздробленности
Архитектура Новгорода и Пскова
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по Киевской Руси.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суздальская земля  стала княжеством, господствующим над  остальной Русью. В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества.

Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились  на феодальных дворах. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включен в число построек византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длинные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, конечно, русского. Наличие богатого каменного декора храма свидетельствует о том, что его украшали мастера с романского Запада хотя в барельефах нет ничего апокалиптического, т.е. намекающей на конец света и Страшный суд. Южный фасад украшает подчеркнуто плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, несомненно русских мастеровой преобладание растительного и зооморфного орнаментов также свидетельствует о традиционно русском стиле. Можно предположить, что строителем собора был зодчий, хорошо знакомый с венецианским собором св. Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: невиданные львы, птицы и олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.

Все здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый  высокий, почти без украшений, его  гладь оживляют лишь глубокое пятно  портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено все декоративное убранство собора. Третий пояс - это массивная глава храма, поднятая на квадратном «постаменте».

Архитектура Новгорода и Пскова

Монголо-татарское  нашествие жестоко поразило Древнюю  Русь. Естественно, что в большинстве  городов центральной и северо-восточной  Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное  строительство. Однако Великий Новгород и Псков, сильные независимые  города, продолжали строить, в том  числе и каменные церкви, понимая, что богатый соборный храм - зримое свидетельство могущества города. Правда, после появления на Руси татар  полностью прекратилось сооружение крупных городских и монастырских соборов, появился обычай строить совсем небольшие храмы.

Были церкви монастырские, сооруженные по инициативе новгородских архиепископов, и уличанские, строителями которых выступали жители того или иного прихода, причем львиную долю расходов несли богатые «гости» - купцы.

Поскольку монастырская община состояла обычно из десяти-двадцати монахов, необходимости в монументальном монастырском храме и не было. Кроме  того, в этих городах княжеская  власть утратила свой авторитет и  уступила место республике, в которой  огромным влиянием пользовались архиепископы. Церковь же предпочитала иметь много, пусть и небольших, церковных  зданий.

Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным  в 1292 г., была монастырская церковь Николая  Чудотворца Липенского мужского монастыря. Другим образцом монастырского храма являлась церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане небольшое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - с. 287.

Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный. Почти все они, как и монастырские церкви, одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Вместо него на западной стене паперть - крыльцо перед входом.

Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное  завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями - частыми холодными дождями, снегопадами. Нетрадиционное устройство внутренних посводных перекрытий продиктовало и особую организацию внутреннего пространства новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется выше, чем на самом деле.

Новгородские храмы  строили целиком из кирпича или  из разноцветного булыжника с  вставками из плоского кирпича - плинфы,что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы  очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над  окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял  из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых  ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

Главные культовые  постройки Пскова располагались  на территории кремля и в Довмонтовом городе - участке, тесно примыкавшем к кремлю. Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Для создания большей устойчивости и внешней мягкости очертаний мастера слегка «заваливали» стены внутрь. Все они одноглавые, на четырех либо шести столбах, с одной (редко с тремя) апсидой, притвором и позакомарным покрытием.

Церковные паперти  были весьма массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец  арки, а другим она упиралась в  стену. Нередко сверху арки обрамляли  щипцовой кровлей.

Отличительной особенностью псковских церквей являлось наличие  подклета - специального подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.

Характерный признак  псковского церковного зодчества - асимметрия, создававшаяся наличием придела  и звонницы. Придел - небольшая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке  и посвященная какому-либо святому, пристраивался к храму с южной  либо северной стороны. Входили в  него через главный храм, но часто  он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся  впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором  или над папертью придела, являясь  неотъемлемой частью храма, либо представляли собой отдельно расположенное столпообразное сооружение-колокольню с проемами для  колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.

Склонность псковских  мастеров к асимметрии особенно просматривается  в церкви Николы на Усохе, построенной на границе осушаемого болота - усохе. Церковь представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами, подклетом, притвором, крыльцом-папертью. С северной стороны к нему примыкает обширный придел, имеющий притвор, над которым возведена звонница. К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо-паперть. Вся эта конструкция представляет собой сложную асимметричную композицию.

Построенные вновь  храмы непременно украшали. И если в Киевской Руси и крупных княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными ком позициями  и фресками, то во второй половине XIII в. главенствующая роль отводится иконе. Вообще с татаро-монгольским нашествием больше развивались такие виды художественного  творчества, которые не требовали  крупных денежных затрат и предметы которого в случае нужды легко  можно было перемещать. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - с. 281.

Заключение.

Мир Византии привнес  на Русь новый строительный опыт и  традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.

Языческая Русь не знала  храмового строительства. После  принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную  в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства  храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл  собой как бы уменьшенное отображение  мироустройства. Внимание к сводчатым  аркам определилось традицией, связанной  с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма  в плане образовывало крест.

Особенность зодчества  Киевской Руси проявлялась, с одной  стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера  были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных  путей в архитектуре. Так уже  в первой каменной церкви - Десятинной - наметились такие не характерные  для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Историческая заслуга  Киевской Руси состояла не только в  том, что была впервые создана  новая социально-экономическая формация и сотни первобытных племен выступили как единое государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего государственного единства успела и сумела создать единую народность. Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в складывании общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.

Список  использованной литературы.

1. Вернадский Г.В.  Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - 448 с.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная литература. - М.: академия, 2000. - 448 с.

3. История русской  культуры 9-20 вв./ Под ред. Л.В. Кошман. - М.: Дрофа, 2002. - 480 с.

4. Культурология.  История мировой культуры /Под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, 1998. - 600с.

5. Любимов Л. Искусство  Древней Руси. - М.: Просвещение, 1981. - 336 с.

6. Сахаров А.Н.  История России с древнейших  времен до конца 17 века. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.


Информация о работе Архитектура Киевской Руси