Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:31, реферат
Архитектура церкви Рождества Богородицы в Путинках тесно связана с развитием и прекращением строительства шатровых культовых сооружений на Руси, которое в XVI-ХVII вв. занимали особое место.
Шатровые храмы с высоким конусообразным граненым завершением (шатром) выполняли функции своеобразных "мемориальных памятников, отражавших в своих триумфальных формах общенародные патриотические идеи государства", в которых присутствовали победные мотивы одновременно память о русских воинах, героически сражавшихся за Родину.
Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тогда не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от франц. parterre — «на земле»). Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с античной мифологией.
Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. Впервые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома.
Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII века был окружён императорскими резиденциями — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных дворцах и городских парках проводились шумные торжества.
В годы правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), племянницы Петра I, в Петербурге появились новые крупные архитекторы. Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович Еропкин (около 1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701 — 1747) — в Голландии.
Земцов создал церковь Святых Симеона и Анны в Петербурге (1731 — 1734 гг.). Взяв за основу схему Петропавловского собора, мастер несколько изменил её: купол церкви увеличил, а колокольню сделал более низкой и объёмной.
По проекту Коробова в конце 20х — 30е гг. было перестроено здание Адмиралтейства. Именно тогда на нём появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, — служивший главным ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтейства расходился «трезубец» магистралей города — Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, которые начали застраиваться жилыми домами.
Архитекторы в то время в основном реконструировали старые здания, планировали и благоустраивали центр Петербурга, в частности мостили деревянными щитами набережные.
В 1741 г. на престол
взошла императрица Елизавета
Швейцарец Доменико Джованни Трезини, которого в России звали Андреем Якимовичем, приехал в страну в 1703 г. По 1714 г. он был практически единственным специалистом, который, по словам современника, «делал каждому, кто хотел или должен был строиться и не имел чертежа, плана или фасад». Он проектировал важнейшие постройки Петербурга — Петропавловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий.
Петропавловский собор (1712—1733 гг.) и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в.. Он не случайно стал символом Петербурга — в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе).
Здание Двенадцати
коллегий на Васильевском острове (1722—
1734 гг., закончено Михаилом Григорьевичем
Земцовым), также не обычно. Оно состоит
из двенадцати одинаковых частей, расположенных
на одной линии и украшенных только пилястрами.
Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под
прямым углом к ней. По замыслу архитектора,
длинный парадный фасад Двенадцати коллегий
должен был выходить на предполагавшуюся
площадь на стрелке острова.
XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII века учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.
По прошествии
всего ста лет Россия предстала
в обновлённом виде — с новой
столицей, в которой была открыта Академия
художеств; с множеством художественных
собраний, которые не уступали старейшим
европейским коллекциям размахом и роскошью.