Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 06:32, реферат
Эти строки принадлежат перу московского поэта Игоря Кобзева (стихотворение называется «Поездка в Суздаль»). К слову, именно такие впечатления производит прелестные путешествие по суздальским дубравам. Единожды посетив этот славный город, обыватель не в силах позабыть роскоши городских достопримечательностей.
Суздаль по праву зовется городом-музеем на территории его расположено немыслимое обилие различных музеев, монастырей и заповедников. Стоит ли говорить о баснословной прелести культурно – исторических памятников Суздаля?
Введение …………………………………………………………………
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта……………..
Центральный ансамбль Суздальского Кремля………………………
Ансамбль Александровского монастыря……………………………..
Ансамбль Васильевского монастыря…………………………………..
Ансамбль Покровского монастыря……………………………………
Ансамбль Ризоположенского монастыря………………………………
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря………………………………
Список использованных источников литературы…………………
Рисунок 11 – Покровский монастырь
Покровский собор (1510–1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.
Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго- западного и юго – западного углов на галерею ведут лестницы.
Рисунок 12 – Покровский собор
С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.) – интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром.
Рисунок 13 – Шатровая колокольня
Святые ворота
с Благовещенской надвратной церковью
(1510–1518) – своего рода крепостная башня
с двумя арками – большой проездной и
малой для пешеходов. Мощный трехглавый
четверик – уникальный образец древнерусского
зодчества, сочетающий в себе функции
крепостной башни и церкви. Собственно
церковь располагается в верхней части
квадратной в плане башни и представляет
собой небольшой четверик, окруженный
с двух сторон галереей с арочными проемами.
По композиции она повторяет большой Покровский
собор, хотя украшена более богато. В северном
и южном углах церкви расположены два
крошечных придела, увенчанные главками
на световых барабанах. Центральная глава
на массивном барабане с высокими узкими
окнами опирается на два яруса килевидных
закомар.
Еще один интересный памятник расположен
к северу от собора.
Рисунок 14 – Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью
Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви – большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой.
В нижнем этаже помещались
хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
Рисунок 15 – Зачатьевская трапезная церковь
6 Ансамбль Ризоположенского монастыря
Монастырь основан в 1207 году. Этот храм
сыграл огромную роль в сохранении топографии
города – в его ворота входила древнейшая
дорога Суздаля, идущая из Кремля через
посад по левому берегу реки Каменки. Уникальны
также и двухшатровые ворота Ризоположенского
монастыря. В 60-е годы XVIII века к девичьему
Ризоположенскому монастырю был присоединен
вдовий Троицкий монастырь с двухэтажным
Троицким собором. В настоящее время Ризоположенский
монастырь занят художественно-реставрационным
училищем и Центром детского туризма и
краеведения.
Ризположенский собор
(середина XVI в.) предположительно строился
Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших
к Василию III бояр, причастному к заточению
в Покровский монастырь жены последнего,
Соломонии Сабуровой. Трехглавый собор
с тремя апсидами необычен для суздальской
архитектуры этого времени. Бесстолпный
четверик был перекрыт крещатым сводом,
из-за чего на лишенную внутренних опор
кровлю пришлось ставить облегченные
главы с более тонкими и высокими, чем
это было принято в архитектуре того времени.
Ложные закомары и лопатки на боковых
фасадах здания не полностью соответствуют
его внутренней организации и расставлены
несколько путано. Стены собора разделены
пилястрами на три части; в центральной
части – перспективные порталы.
Южный портал украшен полуколонками с «дыньками», а северный – белокаменными вставками.
Рисунок 16 – Ризположенский монастырь
В 1813 г. в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм.
Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819 г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931 г. Сейчас на колокольне – новые колокола.
Рисунок 17 – Преподобенская колокольня
Трапезная Сретенская
церковь была построена из красного
кирпича в 1882 г., по-видимому, судя по остаткам
декора, в псевдорусском стиле. После революции
в ней разместился После революции в ней
разместился клуб работников местного
ОГПУ, а позднее – кинотеатр, следы работы
которого (афишная доска и надписи на выходящем
на улицу фасаде) сохранились до сих пор.
Сейчас здание требует реставрации и никак
не используется.
Рисунок 18 – Трапезная Сретенская церковь
7 Ансамбль Спасо – Евфимиева монастыря
Монастырь был основан в 1352 году. В XVI веке он превратился в один из самых крупных соборов Суздаля. Спасо-Евфимиев архитектурный ансамбль представляет классический образец монастырского ансамбля XVI–XVII веков. Спасо-Евфимиев монастырь был полностью передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Позже здесь начались комплексные ремонто-реставрационные работы.
Этот собор считается
самым крупным музейным комплексом
Суздаля.
Центральное сооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский
собор (XVI–XIX вв.). Он неоднократно достраивался
и расширялся в течение всего времени
своего существования. Поставлен он был
на месте древней деревянной церкви Спаса
Преображения, которую в 1507–1511 гг. сменила
маленькая бесстолпная каменная Спасская
церковь. Это и было древнейшее каменное
сооружение на территории монастыря. В
1594 году к ней пристраивается громадный
четырехстолпный собор, рядом с которым
прежняя церковь стала выглядеть как придел
и была названа Евфимьевским приделом.
Стены нового храма были разделены пилястрами
с закомарами на три части, а в XVII веке
украшены наружной росписью. По периметру
собор опоясан аркатурно-колончатым поясом.
В XVIII веке притворы собора были объединены
в одну галерею, идущую вокруг его стен,
а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия
Радонежского. Все это добавило массивности
собору, прежде сходному с Рождественским
собором Суздальского кремля.
Рисунок 19 – Спасо-Преображенский собор
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князей Пожарских, где в 1642 г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885 г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву.
Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. на этом месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
Рисунок 20 – Плита с барельефом Д.М. Пожарского
Успенская церковь (1525) – уникальный образец русского зодчества XV–XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников.
Маленькую главку придела
также поддерживают кокошники, меньшие,
но в три яруса, создающие эффект
ажурности и пышности. Под гладким
граненым шатром сделана деревянная
кровля – полица, добавляющая легкости
и стройности всему храму и гармонирующая
с крытой лемехом главкой.
Надвратная Благовещенская
церковь (первая половина XVII в.) – массивный, впечатляющий
памятник монастырского зодчества. Вероятно,
она была въездной башней до времени постройки
новой крепостной стены с башнями.
Рисунок 21 – Успенская церковь
Рисунок 22 – Надвратная Благовещенская церковь
Заключение
Яркое искусство старых суздальских мастеров и до сих пор оплодотворяет творчество художников большого края. В деревянной резьбе можно видеть монументализированные образы зверей, напоминающие мотивы знаменитой владимиро-суздальской белокаменной пластики XII—XIII веков. Но особенно велико значение художественного наследия для прославленного искусства лаковой миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры. Суздальская декоративная узорчатость сочетается в нем с изумительной композиционной слаженностью. При ювелирной отделке деталей миниатюры подчас кажутся произведениями монументального искусства.
Многие прекрасные произведения миниатюристов
вдохновлены бессмертной
Так «живая старина» Суздаля соприкасается с современностью, и город-музей становится городом вечно живой красоты.
Список использованных источников литературы