Аристотель Фиораванти. Работа в России и в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:11, доклад

Описание работы

Аристотель Фиораванти — мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением, достойным множества любых других. Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и — намного лет раньше — Италии, где также сохранилось лишь одно его произведение.

Файлы: 1 файл

Аристотель Фиораванти_10В_Винокурова Мария_презентация.pptx

— 417.96 Кб (Скачать файл)

Аристотель         Фиораванти

 

Аристотель  Фиораванти — мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением, достойным множества  любых других. Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество  инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству  не только Москвы, но и — намного  лет раньше — Италии, где также  сохранилось лишь одно его произведение.

 

Аристотель  Фиораванти (1415 - ~1486) 
Разные источники указывают разные имена этого инженера и зодчего (Ридольфо, Фиораванте), известен же он был под прозвищем «Аристотель». Аристотель Фиораванти родился в Болонье в 1415 году и умер, предположительно, в 1486 году в Москве.  
 

Биография

 

     Родом из итальянского города Болонья, из семьи потомственных

архитекторов, упоминания о которых встречаются  в хрониках

города  с середины XIV века. Отцу Аристотеля, Рудольфо

Фиораванти, приписываются такие значительные работы, как

перестройка Палаццо Коммунале (Дворца Общины) после пожара

и укрепление башни Аринго над дворцом дель-Подеста

(Болонского  Муниципалитета).

Сам Аристотель Фиораванти впервые упоминается  в хронике Болоньи в

1436 году, когда он и литейщик Гаспар Нади отлили колокол для

городской башни Аринго и подняли его туда. Следующий колокол в

1453 году  отлили те же мастера и подняли  наверх при помощи

специального  подъемного устройства, разработанного Фиораванти,

который был не только архитектором, но и  инженером.

 

Работа  в Италии

 

 Карьера  Аристотеля началась блестяще. С  1447 года продолжал работы  отца, вместе с дядей-архитектором работал  над рядом сложных инженерно-строительных  проектов. Под его руководством  в 1455 году была передвинута  колокольня Св. Марка в Болонье,  за что городской совет присвоил  ему звание старшины ложи каменщиков  родного города и назначил  пожизненное обеспечение. Тогда  же Фиораванти выпрямил колокольню  в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции

Главным образом в это время Аристотель был востребован как инженер, так как в городах северной части Италии, в том числе в  Милане, важном военном и политическом центре, требовались именно эти навыки. В Милане он работал с известным  архитектором Антонио Аверелино по прозванию Филарете, автором бронзовых дверей собора Святого Петра в Риме.

Вскоре  после возвращения в родной город, в 1465 году Фиораванти был приглашён  ко двору венгерского короля Матьяша Корвина, но городская ложа каменщиков отпустила его в Венгрию только в 1467 году. При дворе венгерского короля Аристотель строит в основном мосты через Дунай.

 

 

Шлюз Виаренна в Милане, построенный по проекту Фиораванти. 1439 год.

 

Работа  в России и строительство Успенского собора

 

В 1474 году в Москве обрушился строившийся  Успенский собор. По совету жены Ивана III, Софьи Палеолог, в Италию был  отправлен посол для поиска архитектора. В 1475 году Аристотель прибыл в Москву. Завалы были разобраны очень быстро, но, прежде чем начать строительство, Фиораванти отправился во Владимир познакомиться  с русским зодчеством. Затем у  Андроникова монастыря Аристотель поставил кирпичный завод. Структура  собора включала в себя и каменные, и кирпичные элементы. Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина  и Кривцова. Расчистка места для  нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и  поджигали их. Разбор стен окончился  бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может  не считаться с обычаями и вкусами  русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы  западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Для возведения нового собора необходим был материал — белый камень, кроме оставшегося  от разрушившегося храма. Древние разработки белого камня в Мячкове под  Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был  кирпич. Тот, что делали прежде, был  плохого качества и фактически представлял  собой древнюю плинфу, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.

 

 

Фундамент Успенского собора был заложен на глубине  двух саженей (то есть около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые  сваи, что для московского строительства  было новшеством.

С. В. Заграевский показывал, что основной инженерной идеей Фиораванти при возведении Успенского собора было включение в каменную технику кирпичных элементов (сводов, столпов, барабанов, восточной стены над алтарными апсидами) таким образом, что в целом постройка сохранила «белокаменный» (то есть для того времени «имперский») облик. Впервые в русской архитектуре появились и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Благодаря возведению в алтаре дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение цельности («зальности») и легкости конструкции.

 

    • Возводить стены начали уже в 1475 году, тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы Успенского собора — полностью кирпичные. Круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Сами стены собора были выложены в полубутовой технике из белого камня.
    • Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора.

 

Дальнейшая  жизнь

 

Кроме Успенского собора, Фиораванти не строил других зданий в России, но есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру  фортификационных работ, был заказан  генеральный план новых стен и  башен Кремля, которые планировалось  возвести вместо старых, обветшавших  белокаменных. Также Аристотелю приписывают  устройство Пушечного двора (на месте  нынешней Пушечной улицы). Также молвой ему приписывалось создание тайного  подземного хранилища на территории Московского Кремля для легендарной  Библиотеки Ивана Грозного. После 1485 года имя его не встречается в летописях, предполагается, что он умер в Москве около 1486 года.

 


Информация о работе Аристотель Фиораванти. Работа в России и в Италии