Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:05, реферат
Развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, к концу XIX в. вытеснила на второй план горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.
1.Культура Казахстана в 18вв – начале 20 вв.
2.Новый этап переселенческой политики.
3.Нациально-освободительное движение казахов в начале 20 вв.
4.Развитие промышленности и рабочее движение в Казахстане
5.Население Казахстана в начале 20 века
6.Казахстан в 1965-1985 годы
Содержание:
1.Культура Казахстана в 18вв – начале 20 вв.
2.Новый этап переселенческой политики.
3.Нациально-освободительное движение казахов в начале 20 вв.
4.Развитие промышленности
и рабочее движение в
5.Население Казахстана в начале 20 века
6.Казахстан в 1965-1985 годы
Введение
Развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, к концу XIX в. вытеснила на второй план горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.
Число наемных рабочих в разных регионах Казахстана было разным. Большие отряды национальных рабочих находились в центральных и восточных областях, где в 1855 году насчитывалось около 1,5 тыс. горнорабочих, а в 1900 году - 11 тыс., около 70 % которых составляли казахи.
Банковская система создавалась путем открытия отделений государственного банка в крупных городах Казахстана: Уральск (1876 г.), Петропавловск (1881), Семипалатинск (1887 г.), Омск (1895 г.), Верный (1912 г.). Также функционировали филиалы коммерческих банков – Сибирский торговый (7 отделений), «Русский торгово-промышленный», банковская сеть постепенно росла.
Железнодорожная сеть разрасталась малыми темпами, к 1905 году составив всего 1818 км. С городами России были связаны Уральск и Петропавловск, всего 178 из 3138 км Сибирской магистрали проходили через территорию Казахстана (построена в 1893-1895 гг.). В 80-х годов возникают проекты по созданию водного пути по Иртышу и озеру Балхаш. Для полного использования Иртышского бассейна в 1900 году было учреждено «Общество буксирного пароходства», куда вошли грузовые и пассажирские пароходы.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины.
В 1901 году царским
правительством был издан Закон
об отводе казенных земель частным
лицам. Под казенными землями
подразумевались и земли
Автором реформ по
аграрному вопросу был министр
сельского хозяйства царского правительства
П. Столыпин. Реформы были направлены
на разрушение сельской общины и формирование
социального слоя собственников
в деревне. Однако при сохранении
помещичьего землевладения
Массовое переселение
крестьян из Центральных губерний России
на территорию Казахстана привело к
тому, что огромные плодородные участки
были переданы на пользование крестьянам,
а казахи вытеснены на пустынные
и полупустынные регионы
В 1906-1912 годах статистическими экспедициями, руководимыми П. Скрыплевым и П. Румянцевым, были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. В 1904-1911 годах аналогичная экспедиция, руководимая П. Хворостинским, В. Кузнецовым и А. Переплетчиковым, провела статистическое обследование Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей.
В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков-колонизаторов. Осенью 1910 года было принято решение об отводе кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане переселенческих участков под единоличное владение. В марте 1911 года министерство земледелия издало особые инструкции, по которым переселенческие управления могли создать участки, удобные для единоличного владения. Только в 1911 году в Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях был образован 431 участок для единоличного пользования и 919 хуторских участков.
Более медленными темпами осуществлялось промышленное освоение Казахстана. Развитие в Казахстане промышленности, особенно мелких промышленных предприятий и сети железных дорог ускорило рост городов. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными и культурными центрами. Росли города, основанные как опорные пункты при колонизации Казахстана. Одним из торгово-промышленных центров на востоке Казахстана стал Семипалатинск.
Быстро росли такие города, как Павлодар, Гурьев, Усть-Каменогорск, Каркаралы, Кокшетау. Увеличилось население Чимкента и Аулие-Аты. В центре Семиреченской области, городе Верном в начале XX века насчитывалось около 37 тысяч жителей.
В городах заметно
росло казахское население. Усилившееся
расслоение в казахском ауле вынуждало
часть разорившегося населения
уходить в города на поиски работы.
Вместе с тем в городах Казахстана
жили и крупные казахские баи,
торговцы, перекупщики. Значительно
увеличилось казахское
Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. Многие их них занимались сельским хозяйством. Вместе с тем в городах, являющихся экономическими и административными центрами, жило много чиновников и торговцев.
Культура Казахстана в 18 - начале 20вв.
Разрушение
традиционных устоев казахского общества,
с одной стороны, и утверждение
новых общественно-
Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить букво слагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Там не менее новомстодные мектебы не получили широкого распространения. В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в 1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская советская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию — ислам. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин. В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования.
Благодаря стараниям И. Алтынса-рина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско- казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. К 18% г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек. Основными препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама. В составе учащихся начальных и средних учебных заведений доля казахских детей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось 316 русских и всего 10 казахов. В Сырдарьинской области, по данным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численности учащихся. Царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средств русификации национальных меньшинств. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д. А. Толстой, — бесспорно, должно быть обрусение и слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литература коренного населения. Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался не давать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской обл., собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; укомплектовал их учителями и учениками.