Астраханский кремль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:02, доклад

Описание работы

И стены, и башни завершались двурогими зубцами - так называемым «ласточкиным хвостом». Зубцы были прорезаны печурами с бойницами-стрельницами навесного боя для стрельбы из пищалей. В местах соедине-ния зубцов и боевой площадки были оборудованы наклонные отверстия – варницы - для обливания неприятеля кипятком (варом) или горячей смолой. Ширина площадки колеблется от 2,8 до 5,2 м в зависимости от толщины стен.

Файлы: 1 файл

Astrakhansky_kreml.docx

— 79.62 Кб (Скачать файл)

Нижний её каменный ярус выводил  в нижний храм Успенского собора, а  верхний деревянный ярус вёл прямо  из Крестовой церкви в верхний  собор. Галерея была украшена изящной  башенкой, увенчанной крутящимся флюгером в виде трубящего ангела.

Известно, что до середины XIX столетия из Крестовой церкви 15 августа, накануне дня чествования Нерукотворного образа Спасителя, отправлялся крестный ход к Пречистенской колокольне. Здесь, под сводами её, находилась часовня с чтимым астраханцами Нерукотворным образом Спасителя. Перед вечернею духовенство в полном облачении, в преднесении святых икон и хоругвей, в сопровождении множества народа, отправлялось из церкви к часовне. В это время на соборной колокольне начинался звон во все колокола и продолжался до тех пор, пока крестный ход не входил в городские ворота под колокольней. Звон тогда прекращался, и священники служили молебен, по окончании которого два священника брали Нерукотворный образ Спасителя и несли его с крестным ходом обратно – в Крестовую церковь. Здесь образ клали на аналой, снова служили молебен и на всю ночь оставляли его в церкви, где перед ним горела неугасимая лампада. 16 августа после вечерни при многочисленном стечении народа образ тем же порядком переносили обратно в часовню. После переноса, в середине XIX века, Нерукотворного образа Спасителя в Успенский собор этот крестный ход прекратил своё существование.

Осенью 1918 года Архиерейский дом был насильственным образом  занят штабными организациями 11-й  Армии. Здесь также разместился  и комендант астраханского кремля. В течение 20-х годов Архиерейский дом вместе с Крестовой церковью находился в полном небрежении, отчего к 1928 году пришёл к состоянию полной разрухи. Вот как описывает его  брандмейстер 1-й пожарной части, производивший 1 августа 1928 года обследование Архиерейского  дома: «При осмотре оказалось, что  владение горко (т. е. Архиерейский дом) состоит из разбитого, не имеющего ни окон, ни дверей, 4-этажного каменного под железной крышей дома, что служит убежищем для ночлега беспризорных и свободному доступу в само здание другим лицам». Ещё в 1927 году было принято решение о переоборудовании здания Архиерейского дома под общежитие для комсостава. Но специально созданная комиссия осмотрела на этот предмет помещёние и пришла к выводу, что «здание б/Архиерейского дома восстанавливать под общежитие комсостава она находит нецелесообразным, т. к. существующая планировка здания потребует сплошного перепроектирования и переоборудования». В связи с этим решено было разместить в Архиерейском доме Губархив. Но ремонт его здания настолько затянулся, что Губархив временно разместили в нижнем храме Успенского собора и в Троицком соборе. Когда же ремонт в Архиерейском доме закончился, его окончательно передали в военное ведомство. Помещёние Крестовой церкви было переоборудовано под красный уголок, а на месте алтаря была расположена сцена. Позже Крестовую церковь переоборудовали под актовый зал.

До настоящего времени  в Архиерейском доме располагались  различные военные учреждения: то дом офицеров, то дом астраханского  гарнизона, то дом Военно-Каспийской флотилии. Само здание обветшало и  пришло в состояние аварийности. Сейчас оно закрыто, законсервировано, и постепенно здесь начинаются реставрационные  работы.

Архиерейский дом сейчас сильно изменился по сравнению со своим первоначальным обликом. Ещё  в конце XVIII века, в 1777 – 1781 годах  к двум первым этажам был пристроен  ещё один. А в середине XIX века Архиерейский дом стал четырёхэтажным. Эти два верхних этажа сильно обезобразили, по общему мнению, его  внешний облик.

В советское время была сломана галерея, соединявшая дом  с Успенским собором. К северному  фасаду здания была приделана уродливая  пристройка. О Крестовой церкви сейчас напоминают только мощные трёхъярусные апсиды в восточной части здания.

С южной стороны около  Успенского собора находилось примыкающее  к нему Архиерейское подворье, где  в начале 17 века был выстроен Архиерейский дом, а в 1677 году - каменные Архиерейские палаты. Путешественник Корнелий де Бруин писал в 1703 году, что Митрополичьи палаты составляют «главное здание в городе, чрезвычайно обширное, длинное и каменное».

В 1709 году над ними была сделана  надстройка второго этажа с Крестовой  домовой церковью во имя Нерукотворного Спаса. Здание это описано С. Гмелиным: «Главный дом, в котором живет Архиерей, построен в три жила и соборною церковью соединен из кирпичей зделанных мостом».

В 1778 году Архиерейский дом  сильно пострадал от пожара, после  чего в 1799 году здание было надстроено третьим этажом, а в 19 веке стало  четырехэтажным. Позднее оно неоднократно приспосабливалось под размещение различных учреждений. При этих переделках древний комплекс Архиерейского  дома потерял свою архитектурную  выразительность и слился с безобразящей его двухэтажной надстройкой. Как  показали исследования, зданию Архиерейских палат и домовой церкви можно  вернуть их первоначальный вид, для  чего необходимо разобрать эту надстройку, восстановить утраченные детали и фрагменты  древних зданий, стесанные наличники, заштукатуренные ценнейшие изразцы 16 века и т.д.

План реставрационных  работ в кремле предусматривает  снос этих надстроек и возвращение  древнему зданию первоначального вида. Должна быть восстановлена и двухэтажная  крытая галерея, которая на уровне второго  этажа вела непосредственно из Архиерейских палат в Успенский собор.

Архиерейский дом ранее  состоял из домовой церкви, жилых  комнат и архиерейских палат. В плане  дом имеет форму прямоугольника, вытянутого по направлению с востока  на запад.

На наружном фасаде Архиерейских палат имеются изразцы с изображением сцен из «Александрии». На одном из них – Александр Македонский  на коне с саблей в руке, на другом - лев, охраняющий царский дворец, на третьем - крылатое чудовище.

19. ГАУПТВАХТА АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ. НАЧАЛО XIX В.

Гауптвахта – гарнизонная  постройка 1809 г. в стиле классицизма - один из уникальных объектов кремлевских  сооружений России, дошедших до наших  времен в исторически сохраненных  формах. Объект использовался для  содержания под стражей старших  офицеров кремлевского гарнизона.

С восточного фасада Гауптвахты исторически располагалась платформа. Она была обозначена на картах Астраханского  кремля вплоть до середины XIX в. платформа использовалась по военному уставу для развода караула и ограничения доступа к Гауптвахте. Архитектурные формы платформы соответствовали образцам 1797 г. первоначально она была сделана из досок. По ширине соответствовала протяженности фасада – около четырех саженей. По периметру имела деревянные ограждения. В 1867 г. дощатая платформа была положена на «подушку» из мелкого булыжчатого камня общей площадью 40 кв.саженей. В первой половине XIX в. уложена кирпичом «в елку».

22. Артиллерейский магазин.(Цейхгауз). 2-ая половина 19 века.

 Здание цейхгауза было построено в 1872-1889 годах. После революции 1917 года артиллерийский магазин использовался и как место для изучения материальной части оружия, и как площадка для физкультурных упражнений.

При начале масштабной реставрации  кремля в 1958 году здание цейхгауза планировалось  снести и устроить в этом месте  парк, но планы не были реализованы. В результате здание долгое время  было заброшено и утратило свои функциональные способности - от него остались только стены.

С 2007 года в астраханском кремле начался новый масштабный этап реставрации и воссоздания  исторического облика, в рамках этих работ здание артиллерийского магазина было отреставрировано - можно сказать  воссоздано. Реставрировались сохранившиеся  и воссоздавались утраченные кирпичная  кладка и стены, воссоздана крыша  – устроена стропильная система  и обрешетки, кровельное покрытие.

В будущем планируется  устройство в бывшем цейхгаузе двух выставочных залов (площадью по 700 кв.м.), предназначенных для экспонирования произведений живописи, графики и  декоративно-прикладного искусства.

Здание цейхгауза представляет собой однопролетное, одноэтажное, в виде вытянутого прямоугольника строение без подвала, площадью около 1700 квадратных метров (длина здания 86 метров, ширина 20 метров).

 

 

 

 


Информация о работе Астраханский кремль