Атилла - вождь гуннов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Портретов легендарного вождя гуннов не осталось, но есть описания Атиллы, оставленные людьми лично видевшими его.
Римский историк Приск говорит, Атилла был невысокого роста, широкоплечий, смуглый и темноглазый. Его редкая борода была тронута сединой. По описанию типичный азиат (тюрк). Он ведет себя как германский король, а не как кочевник. Приск видел Атиллу во время переговоров о мире в 448 году, когда ему было около 55 лет. Другие источники описывают его так: среднего роста, широкоплечий, черноволосый, узкоглазый. Целью работы является изучение способов и методов управления в эпоху Атиллы и Карла Великого.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

В 477 году войска Атиллы дошли  до Константинополя - столицы Восточного Рима. Великий Рим был унижен: он согласился платить ежегодную  дань, от чего потом отказался. Тогда  Атилла начал свой поход на Рим. Сначала  он направился в сторону нынешней Германии и Франции. Нашествие хуннов повергло Европу в ужас. Пыль, поднятая копытами бесчисленных коней, словно заволокла  весь континент. В Галлии они разбили  бургунов и уничтожили их королевство, завоевав на своем пути все города. Хунны дошли до Орлеана и направились  на Каталунскую равнину, ожидая римскую  армию, которая шла на встречу  Атилле.

В это время войско Атиллы насчитывало 100 тысяч тюркских и  около 100 тысяч разноплеменных воинов. Римский император спешно собирал  воинов со всего христианского мира. Под знамена Рима собралось свыше 200 тысяч воинов, готовых умереть  во имя Христа и во славу Рима. На Каталунской равнине две огромные армии встретились и выстроились  друг против друга. Против Атиллы выступил римский полководец Аесиус. Он был  красивым, сильным мужчиной, не имел равных в верховой езде, стрельбе из лука, метании дротика. Он дважды был  у хуннов: как заложник и как  изгнанник. Свободно говорил на германском и тюркском языках, что располагало  к нему легионеров. Атилла и Аесиус были приятелями с детства, а на Каталунской  равнине встретились как противники. Здесь две огромные армии сошлись  для смертельной схватки. История  не помнит скопления такого количества воинов в одном месте. Грянул бой. Обе стороны несли большие  потери, но горели желанием победить. Страшная резня длилась сутки. Напор Аесиуса  удержали не союзники хуннов, а их богатыри, которых много полегло на поле боя. К вечеру второго дня римские  легионеры отступили. Весь мир убедился - тюрки непобедимы.

Атилла не стал преследовать бежавшего врага; дав отдохнуть  своим воинам 20 дней, направил армию  на Рим. Он вторгся в Италию. Аесиус уже не имел сил для активного  отпора хуннам. Наконец, Атилла подошел  к воротам Рима.

Столица, народ, сенат и  папа- все были в панике. Не видели иного решения, кроме как сдаться. Тогда к Атилле выходит Римский  папа Леон в полном облачении апостольского  наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством императора Валентиниана, и от имени всего христианства умоляет не трогать город, в котором  находились накопленные культурные ценности Римской империи: прекрасные памятники архитектуры, книгохранилища, содержащие собранные с древнейших времен бесчисленные книги, рукописи. Было ясно как день, что уничтожение этих сокровищ было бы ударом по мировой культуре. Атилла прислушался к просьбе своего противника и решил не трогать город. Он взял лишь контрибуцию. Самый большой центр мировой культуры остался в целости и сохранности.

В 453 году Атилла скончался. Рим много раз готовил убийство Атиллы. Есть версия, что его отравили. Великий полководец хуннов Атилла заступился за эллинскую цивилизацию и увлек  за собой многие народы Европы на борьбу с христианским Римом. В открытой борьбе он победил, а в тайной- его  отравили. Некоторые заявляют, что  нет незаменимых людей, но это  неправда. Такой полководец, как  Атилла, на этот период не появился, и  вся Европа была покорена христианской цивилизацией. После его смерти Европейский  хуннский каганат распался. Его существование  имело большое значение для народов  Европы. Атилла навсегда остался для  европейцев легендарным полководцем  знаменитых хуннов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Карл  Великий  как реформатор государственного устройства.

           2.1. Создание империи Карла Великого. Источники права об империи  Карла Великого

Империя Карла Великого стала  наивысшим достижением государственного строительства варварских народов, разрушивших Западную Римскую Империю  и пребывавших в стадии формирования ранней государственности. Основным способом создания и нормой существования  империи были войны и завоевания.

Власть к Карлу Великому и его брату Карломану перешла  в 768 г. после смерти его отца Пипина Короткого. В 771 г. после смерти брата  Карл становится единоличным правителем. Ему удалось в результате целого ряда войн создать очень большую  по своим размерам империю. Эти войны  велись в интересах крупных землевладельцев-феодалов и были обусловлены стремлением  крупных франкских землевладельцев  к захвату новых земель и к  насильственному закрепощению крестьян, еще сохранявших свободу. [18 ]

В 70-х гг. Карл начинает войну  с лангобардами, которую вели еще  его предшественники, и захватив столицу лангобардов Павию, низлогает  лангобардского короля Дезидерия. Лангобардия  была присоединена к Франкскому королевству  и с этих пор управлялась уже  франкскими графами. Вице-королем Лангобардии  становится сын Карла I Пипин.

Вскоре Карл I начинает войну  с арабами, которые к тому времени  завоевали вестготское королевство  на Пиренейском полуострове. В 778 г. войско Карла I переходит Пиренеи  и пытается взять г. Сарагосу, один из важных арабских стратегических пунктов. Этот поход был неудачен, и Сарагосу взять не удалось. На обратном пути, в Ронсевальском ущелье, на франкский  арьергард нападают баски. В битве  франки потерпели поражение.

В конце VIII в. — в самом  начале IX в. франки предпринимают еще  несколько экспедиций за Пиренеи, в  связи с тем, что арабская конкиста не прекращается. Эти походы были уже  более удачны, чем поход 778 г. Карлу  Великому удалось завоевать область  на территории современной Испании, лежащую между Пиренеями и  рекой Эбро. На этой территории Карл I создает Испанскую марку, которая  служит пограничным форпостом для  защиты Франкской империи от арабских вторжений. На территории марки позднее  оформится Барселонское графство. Один из сыновей Карла I становится королем  Аквитании.Большую часть своих  завоеваний Карл I проводит на востоке, в Центральной Европе. Особенно долго и упорно он воюет с саксами (772-804). Присоединение Саксонии имело для Карла I большое значение — приобретение новых земель, крепостных крестьян (саксы в это время в своей массе были свободными крестьянами), выход на Балтийское море и балтийскую торговлю. Впервые Карл I покорил саксов в 70-х годах VIIIв [31].

На съезде в Падерборне в 777 г. вожди саксонских племен приносят присягу на верность королю франков. На этом съезде Карл ставит саксонским вождям условие: отныне они и все  их племена должны отказаться от язычества  и принять христианскую веру. В  Саксонию прибывает франкское духовенство. По всей Саксонии строятся церкви, создаются  монастыри. С этого времени саксы  облагаются новым налогом — церковной  десятиной. Свободное саксонское крестьянство закрепощается.

С конца 70-х гг. VIII в. в Саксонии начинаются восстания против франков. Карл Великий жестоко подавлял восстания  саксов. Тысячи восставших были казнены, но даже после этого свободолюбивые саксы не утратили стремления к независимости. Волнения продолжались. Тогда Карл I идет по другому пути: он щедро подкупает  саксонскую знать. В 785 г. один из главных  вождей восставших, саксонский герцог Видукинд, изменяет восставшим и переходит  на сторону Карла I. В XX в. фашистская историография возведет Видукинда  в ранг национального героя Германии.  Последнее восстание саксов произошло  в нач. IX в. Основными его силами были рядовые саксы. Восстание закончилось  неудачей. [ 28]

В тот же период Карл I воюет  с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши) . Несколько  славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью.

Карл I поставил в зависимость  от франков сильное Аварское царство  на среднем Дунае.

При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство  на Верхнем Дунае, которое ранее  платило франкам дань, и то нерегулярно.

Карл Великий присоединил  к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского  полуострова.

В результате завоеваний Карла  Великого и его паладинов границы  Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии.

Папство при Карле Великом  находилось от него в вассальной зависимости.

Обширность и значимость созданного государства приводила  Карла I и его советников к мысли  о перемене королевского титула на империю, а его самого на императора.

В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество  в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой  Львом III как «император римлян»  — именно в такой форме был  зафиксирован документально его  новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после  того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует  о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской  традиции. [30 ]

Информацию об империи  Карла Великого мы можем получить из многочисленных королевских и  императорских указов — капитуляриев, до нас дошло около 250 таких законодательных  памятников. Капитулярии составлялись Карлом Великим на все случаи жизни. Это были и предписания администраторам, и хозяйственные распоряжения, и  указы в отношении завоеванных  областей, и наставления духовенству, и заботы о школьном деле. Они  очень неодинаковы по форме. Некоторые  даже не разбивались на главы, а давались нерасчлененным текстом в форме  письма («Капитулярий о занятиях науками»), другие, помимо деления на параграфы, имели чередующиеся подзаголовки, вроде  «К епископам», «К священникам», «Ко  всем» («Капитулярий о церковном  порядке»). К капитуляриям часто  относят и многие другие документы, как например древние законы франков, аламаннов, баваров, королевские приговоры, определения, вопросники, рассылаемые  центральным правительством по регионам. Французский историк XIX века Ф. Гизо, специально занимавшийся этим вопросом, насчитал среди капитуляриев Каролингов 273 статьи уголовного и гражданского кодекса, 172 статьи морального и религиозного законодательства и 305 статей канонических установлений. Сам законодатель, однако, разграничивал их по другому принципу. Согласно оному, все капитулярии  распадаются на три категории: капитулярии, имеющие самостоятельное значение и составленные по какому-либо конкретному поводу (Capitularia perses cribenda), капитулярии, дополняющие уже существующие законы (Capitularia regibus addenda), и капитулярии, написанные как руководство «государевым посланцам» (Capitularia missorum). Капитулярии дополняющие законы, в основном, представляют статьи к «Правдам» — судебным кодексам салических и рипуарских франков, аламаннов, баваров и др. В современной источниковедческой литературе принято считать, что Карлом Великим было дано всего 56 «чистых» капитуляриев, из них 9 относятся к периоду до 800 года и 47 ко времени империи.  Среди капитуляриев совершенно особое место занимает «Капитулярий о поместьях» — ярчайший памятник эпохи, дающий неоценимые материалы по хозяйственной и социальной жизни VIII-IX веков. Согласно общепринятому предположению, капитулярий был дан около 800 года лично Карлом Великим. [3 ] Вероятно, он составлялся в спешке: в нем много повторов и неясных мест, нет логической завершенности, видно, что автор диктовал секретарю свои мысли по мере того, как они приходили в голову, не пытаясь их выстроить в правильные ряды. Но подобный «сырой» характер документа как раз и делает его особенно ценным, поскольку он отражает самое жизнь, показывая, что особенно волновало законодателя и представлялось ему особенно важным; в этом смысле «Капитулярий о поместьях» становится важным дополнением к «Жизни Карла Великого» Эйнгарда.

По форме капитулярий  — инструкция начальникам фискальных округов, управляющим (judices), в руках  которых сосредотачивались все  императорские поместья (виллы). Существовало, правда, мнение, будто этот документ имел локальный характер, относясь исключительно к Аквитании, и  был составлен не Карлом, а его  сыном, Людовиком Благочестивым  в более позднее время. Эта  точка зрения, предложенная австрийским  историком А. Допшем, не встретила  поддержки в ученых кругах и сегодня  почти забыта.

Наряду с капитуляриями  существовали еще сборники формул, т.е. образцов типичных грамот, по которым  писались реальные документы различного содержания, дающие представление о  всех типах совершавшихся сделок, но в абстрактной форме, без упоминания имен, дат, конкретных описаний земель и т. п. В VIII—IX вв. в монастырях возникают  полиптики, т. е. описи поместий (например, составленный в начале IX в. подробный  полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского  монастыря под Парижем).

Важнейшим источником права  являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права  вестготов (судебник короля Эврика), несколько  позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась  Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели  свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую  Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал  при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - LexSalica. Первоначальный текст  Салической Правды предположительно был  составлен при Хлодвиге, но сохранились  лишь рукописи времен Пипина Короткого  и Карла Великого (VIII в.).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

- представляет собой бессистемную  запись обычаев Салических франков;

- отражает пережитки первобытнообщинного  строя;

- раскрывает процесс разложения  первобытнообщинной собственности  и появление частной собственности;

- защищает интересы имущих  и их частную собственности;

- отличает ее формализмом,  казуистичностью, наличием символики  и тесной связью с религиозными  обычаями. [21 ]

Одним из основных источников по истории времени Карла Великого – является его биография, написанная Эйнхардом, но тем не менее не являющаяся во многом достоверной, так как "Эйнхард  мог широко заимствовать из жизнеописания  цезарей Светония, полагая, что таков  наилучший способ характеристики франкского государя, который не только подражал римским императорам, но и в собственных  глазах и в глазах современников  был таковым на самом деле.

Информация о работе Атилла - вождь гуннов