Аука и образование в начале XX в. Первые Нобелевские лауреаты. Связи российской науки с зарубежной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения.

Содержание работы

Наука и образование в конце 19 - в начале 20 века
Нобелевские лауреаты России
Нобелевские лауреаты по физике
Физик Лев Давидович Ландау
Нобелевские лауреаты по химии
Химик Николай Николаевич Семёнов
Нобелевские лауреаты по экономике
Связи российской науки с зарубежной

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение                                                                высшего профессионального образования                                                        Новгородский государственный университет  им.ярослава мудрого                                                    Институт непрерывного педагогического образования                                        Факультет педагогического образования, искусств и технологий

Реферат на тему:       Наука и образование в начале XX в. Первые Нобелевские лауреаты. Связи российской науки с зарубежной.

 

Выполнила:

 

 

 

Великий Новгород.




 

 

План

  1. Наука и образование в конце 19 - в начале 20 века
  2. Нобелевские лауреаты России
  3. Нобелевские лауреаты по физике
  4. Физик Лев Давидович Ландау
  5. Нобелевские лауреаты по химии
  6. Химик Николай Николаевич Семёнов
  7. Нобелевские лауреаты по экономике
  8. Связи российской науки с зарубежной

 

Наука и образование  в конце 19 - в начале 20 века

Реформа в области образования  явилась одной из важнейших среди  комплекса преобразований, последовавших  вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных  народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных  учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся  силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища  Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав  средних учебных заведений, которые  отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них  основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла  и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях  в основном учились дети дворян и  чиновников. Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим  вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители  буржуазии. Выпускники гимназий могли  без экзаменов поступать в  университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические  высшие учебные заведения. В конце  столетия (1896 г.) к названным типам  учебных заведений добавились коммерческие училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские  прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, С. — Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 г. в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).

Родоначальником научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат труды  по педагогике и учебники для школ, выдержавшие десятки изданий. Много  сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х  годов уровень грамотности составлял  всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря  усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России. Правительство не проявляло должного внимания к сфере образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада Россия продолжала оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.

Чертой своеобразия русской  культуры II половины XIX в. было то, что  относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства  населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами  развития отечественной науки, которая  достигла в это время больших  успехов. Особенно широкую известность  в мире получили исследования в области  естествознания. Основоположником отечественной  школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной  системы, явились крупным вкладом  в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849–1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845–1916) – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины. Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886), создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907) – ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но всего естествознания – периодический закон химических элементов.

Создание получившей мировую известность  петербуржской математической школы  связано с именем академика Пафнутия Львовича Чебышева (1821–1894). Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П. Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Ковалевская – первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН. Работы С. В. Ковалевской были удостоены премий Парижской и Шведской академий.

В физике конец XIX–начало ХХ вв. был  отмечен целым рядом блестящих  открытий, оказавших огромное влияние  не только на развитие фундаментальных  теоретических исследований, но и  на технический прогресс европейской  цивилизации на столетие вперед. Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы  электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделан существенный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин – изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболее распространенным осветительным прибором. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов. А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная им конструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небо из-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкого двигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие ХХ в., когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотить замысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН, основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи скромного преподавателя калужской гимназии К. Э. Циолковкого (1857–1935) впервые предложившего проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по праву считающегося отцом современной космонавтики.

Особое место в русской науке  рубежа веков принадлежит В. И. Вернадскому (1863–1945), академику Петербургской  АН, а в последствии и АН СССР. Для деятельности В. И. Вернадского характерны широта научных интересов, междисциплинарный подход к научным проблемам, философский, поистине глобальный взгляд на перспективы развития человечества. Он стал родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере – (от греч. noos – разум), новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека. Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее не вся земная поверхность была изучена равномерно. Много тайн хранили малодоступные районы Средней и Центральной Азии. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П. П. Семеновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н. М. Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

 

Нобелевские лауреаты России

В наши дни Нобелевская премия –  не только из-за денежного вознаграждения, которое сейчас превышает 2 млн. шведских крон (225 тыс. долларов США), – широко известна как высшее отличие для  человеческого интеллекта. Кроме  того, данная премия может быть отнесена к немногочисленным наградам, известным  не только каждому ученому, но и большой  части неспециалистов. В соответствии со статусом Нобелевская премия не может быть присуждена совместно  более чем трем лицам. Поэтому  только незначительное количество претендентов, имеющих выдающиеся заслуги, может  надеяться на награду.

Престиж Нобелевской премии зависит  от эффективности механизма, используемого  для процедуры отбора лауреата по каждому направлению. Этот механизм был установлен с самого начала, когда было признано целесообразным собирать документированные предложения  от квалифицированных экспертов  различных стран, тем самым еще  раз был подчеркнут интернациональный  характер награды.

Для присвоения награды по каждому  направлению существует специальный  Нобелевский комитет. Шведская королевская  академия наук учредила в своем составе  три комитета, по одному комитету по физике, химии и экономике. Каролинский  институт дал свое имя комитету, присуждающему премии в области  физиологии и медицины. Шведская академия выбирает также комитет по литературе. Кроме того, норвежский парламент, стортинг, выбирает комитет, присуждающий премии мира. Нобелевские комитеты играют решающую роль в процессе выбора лауреатов. Каждый комитет состоит из пяти членов, но может обратиться за помощью к  специалистам других областей науки.

для выбора лауреатов приходится проделывать  громадную работу. Например, из 1000 получивших право на выдвижение кандидатов по каждой из областей науки осуществляют это право от 200 до 250 человек. Поскольку  предложения часто совпадают, количество действительных кандидатов оказывается  несколько меньшим. В литературе указано, что Шведская академия производит выбор из общего числа от 100 до 150 кандидатов. Редкий случай, когда предлагаемая кандидатура получает премию с первого  представления, многие претенденты выдвигаются по нескольку раз.Выборы Нобелевских лауреатов часто подвергают критике в международной прессе как действие при закрытых дверях. Что касается жалоб на завесу секретности, достаточно сказать, что, согласно статусу, совещания, мнения и предложения Нобелевских комитетов, связанные с присуждением наград, могут и не быть доступными для публики раньше времени. Кроме того, никакие протесты относительно награждений не регистрируются и не разглашаются.Но в действительности существует гораздо больше достойных кандидатов, претендующих на одну премию. Лауреат Нобелевской премии по химии 1948 г. Арне Тиселиус, который работал председателем Нобелевского фонда несколько лет, описал эту ситуацию следующим образом: «Вы не можете на практике реализовать принцип награждения Нобелевской премией того, кто более других достоин этого; вы не сможете определить, кто же лучший. Следовательно, у вас остается только один выход: попытаться найти особенно достойного кандидата».


Информация о работе Аука и образование в начале XX в. Первые Нобелевские лауреаты. Связи российской науки с зарубежной