Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:43, реферат
Сегодняшнее положение России резко отличается от ее положения еще 10-15 лет назад. Страна, которая живет в условиях всемирной изоляции на протяжении полувека должна была рано или поздно закончить свое существование, к восьмидесятым годам прошлого столетия это было ясно очень многим. Оставался лишь вопрос, как и кем будет совершен этот процесс упадка мировой сверхдержавы, к которой относился СССР.
Разногласия среди членов ГКЧП относительно нейтрализации Президента РСФСР Ельцина и российского парламента дали Ельцину возможность обострить ситуацию до уровня вооруженного конфликта. К которому руководители ГКЧП были, очевидно, не готовы. Горизонтальные связи между руководителями местных органов власти, с одной стороны, и командующими дислоцированных на их территориях войск, руководителями территориальных органов КГБ и МВД, с другой оказались несколько сильнее, чем вертикальные связи воинской подчиненности. Поэтому выжидательная позиция руководителей союзных республик и областей РСФСР по отношению к борьбе между властями РСФСР и ГКЧП резко ограничила возможность маневрирования и применения силовых методов руководителями переворота.
Не подлежит сомнению, что Центр в его прежнем статусе прекратил свое существование. Теперь объем и содержание власти Президента СССР и тех органов, которые заменят Кабинет министров, Совет безопасности, Совет федерации, Верховный совет СССР, будут определяться президентами тех республик, которые подпишут вариант нового Союзного договора. Президент РСФСР получил в результате переворота особый статус. Ставивший его в исключительное положение “ первого среди равных”. Республики не собиравшиеся подписывать Союзный договор выйдут из состава нового Союза, и вполне возможно, будут стремиться оформиться в некоторое подобие “санитарного кордона” между Европейским сообществом, в которое так или иначе будут интегрированы пограничные бывшие социалистические страны, с одной стороны, и государствами, объединенными новым Союзным договором, - с другой.
Бывшие автономии РСФСР, претендующие на статус союзных республик, будут резко ограничены в своих возможностях, из-за усиления власти и авторитета Президента РСФСР.
Фактическая ликвидация Центра в прежнем его значении усилит центробежные тенденции, с одной стороны, интенсивность конфликтов между граничащими регионами всех уровней, с другой. Эти тенденции могут вылиться в вооруженные конфликты между регионами, как одного, так и разных административных уровней.
20 августа 1994 года открылась научно-практическая конференция: “ Уроки августа 1991 года. Народ и власть”, на которой присутствовали участники или свидетели тех событий. Перед открытием конференции было заслушано обращение Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина. В нем в частности говорилось, что люди по всей стране с огромной радостью встречали известие: ГКЧП пал, путч разгромлен!“ Не отменить того глубокого презрения, которым граждане России удостоили заговорщиков” (10 с. 3)
Ельцин также говорил о том, что необходимо признать, что о путче так, и не сказано всей правды. Предпринимаются попытки обелить участников путча. Предать забвению их зловещие замыслы, по его мнению, тот отпор, который дали путчистам в августе 1991года, был, по сути, первой революцией в нашей истории, произошедшей не против закона, а в защиту его.
В завершении своего обращения он призывал к единению демократических сил, анализу уроков тех дней.
Председатель конференции Филатов С.А., руководитель Администрации Президента Российской Федерации в 1994 году, в своем выступлении указал на то, что в августе 1991 года ГКЧП попытался вернуть бьющуюся в тисках политического и экономического кризиса страну к устоям командно-административной системы. В этом проявлялась большевистская уверенность в правоте своего дела, которую члены ГКЧП ставили выше законов и воли народов. Главным результатом деятельности ГКЧП стал окончательный распад СССР. Потерявшие доверие к московскому руководству республики бывшего Союза объявили себя независимыми государствами. В этой связи необходимо отметить, что участники Беловежского соглашения не развалили СССР, а лишь констатировали его распад и наметили контуры сближения стран СНГ на новых основах, которые были поддержаны ратификацией Соглашения законодательными органами стран СНГ.
Августовский кризис привел к разрушению институтов управления, стержнем которых были КПСС и КГБ. В результате чего Россию поразил глубочайший кризис управления, от которого страна не могла оправиться долгие годы. Оборвав эволюционность политического развития, августовский путч способствовал усилению поляризации политических сил, что вылилось, в конечном счете, в кровавую драму октября 1993 года.
Филатов указал и на положительные результаты после августовского развития. Главный из них - принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, что дало возможность введения политического процесса в нормальное русло и развитие гражданского общества. В начале апреля 1994 года Конституция была подкреплена Договором об общественном согласии, основная цель которого-создание механизмов и обработка процедур согласования интересов различных социальных сил и групп. Особенно в условиях дефицита законодательных актов. Стала возможной экономическая реформа и, хотя мы были вынуждены пройти через шоковый этап, уже реальны ее следующие шаги.
После августовских событий в обществе появилась обеспокоенность возможностью распада Российской Федерации. В 1992 и 1993 годах социологические опросы общественного мнения показывали эту обеспокоенность на первых местах. Сегодня такой угрозы уже не существует. Идет процесс укрепления. Формируется структура власти субъектов Федерации, продолжается процесс перераспределения властных полномочий между центром и регионами, который сейчас перешел в стадию конструктивной работы над региональным законодательством.
Значительно укрепилось доверие к России и ее связи со странами СНГ. Более быстрое, в сравнении с другими государствами СНГ, продвижение России по пути экономических и социальных реформ позволяет ей играть в интеграционном процессе ведущую роль.
Шапошников Е. И. говорил о том, что дата-19 августа стала своеобразной точкой отсчета нового исторического переходного периода нашей истории. Именно после этой даты республики, входившие в состав СССР, потеряли веру в декларации и утратили интерес к инициативам центрального руководства. После августа 1991 года все попытки реанимировать Новоогаревский процесс потерпели неудачу. Многие проблемы повисали в воздухе, их никто не решал, надвигался всеобщий кризис. ( С. 10)
По мнению доктора исторических наук М. Геллера (с. 427) все было закончено еще в августе. Свидетели и участники событий еще не знали, что история СССР завершилась. В сентябре 1991 года, в торопливо изготовленной советниками М. Горбачева книге “ Путч” М. Горбачев настаивает: “Советский Союз остается и будет великой державой, без которой не могут решаться мировые проблемы”. По мнению того же Геллера это были уже пустые слова.
Россия продолжала добивать Советский Союз. 19 августа, когда, казалось бы, “путч” был в разгаре, Борис Ельцин подписывает приказ о переходе “ всех органов исполнительной власти Союза СССР, включая КГБ СССР, МВД СССР, министерство обороны СССР” в непосредственное подчинение избранного народом Президента России. Президент Росси и при живом Президенте СССР, далеко выходя за пределы своих полномочий, объявлял себя, иначе говоря, – Россию – наследником Советского Союза. Спасительница демократии, Россия считала естественным свое притязание быть “ первой среди равных” в Союзе, который все еще существовал, хотя подписание нового договора, не состоявшееся 20 августа, было отложено навсегда.
В августе 1990 года вышла книга “ Седьмой секретарь” в ней задавался вопрос: почему Горбачев затеял перестройку? Сегодня, по мнению многих историков, исследователей этого периода, становится ясно, чтобы оттянуть как можно дальше гибель советской системы. В результате действий М. Горбачева система развалилась гораздо раньше, чем кто-либо это предвидел. Он этого не хотел. Он этому изо всех сил препятствовал.
Как считает Геллер, “ путч” являлся ни чем иным, кроме как хорошо разыгранным спектаклем, поставленным перед всем миром. Это объясняется тем, что главные роли в “путче” сыграли люди, каждого из которых тщательно выбирал и поставил на занимаемое место сам Горбачев. Это были его ближайшие соратники. Августовский “путч”, хотя Горбачев представляет его как предательство близких, носил иной характер. До последней минуты “заговорщики” убеждали Горбачева возглавить Комитет, начать действовать решительно, чтобы навести порядок в стране. 18 августа в Форос прилетела делегация от будущих “путчистов” упрашивать президента объявить чрезвычайное положение. После своего ареста “путчисты” утверждали, что Горбачев знал об их намерениях и уехал в Форос с напутствием: делайте, как хотите. Это наверное следует понимать: удастся - я буду с вами, не удастся- отвечайте вы.
Кроме того, два объективных факта позволяют видеть в августовском путче спектакль. Первый - программа “2 заговорщиков”. Трудно называть переворотом ситуацию, оставляющую на месте всю структуру государственной власти, кабинет министров в полном составе, всю партийную иерархию. Отсутствовал только президент. Но с ним шли переговоры. С ним или его сторонниками, которые оставались по соседству в своих кабинетах с “путчистами”.
Программа, изложенная в Обращении ГКЧП, несколько отличалась от взглядов Горбачева, которые он излагал в августе 1991 г. накануне “путча”, но они точно соответствовали его взглядам в январе этого же года.
Второй объективный факт - техника переворота. Московские “заговорщики” сделали все наоборот, как бы подчеркивая. Что они могли бы, но не хотели. Достаточно перечислить несколько ошибок Сообщение о путче появилось в понедельник, а не в субботу, когда начинаются все войны и перевороты. Не были арестованы потенциальные противники. Не была прервана связь между страной, в которой произошел переворот, и миром: остались открытыми все пути сообщений. Сохранялась телефонная связь, в СССР были допущены сотни иностранных журналистов, в том числе радио и телевидения. В Москву пришло несколько случайных воинских подразделений. Но командиры их не имели никаких приказов. Сразу после путча появилось множество легенд о “сопротивлении”.
Многие считают, что заговорщики были пьяны и не знали, что делают - отсюда все нелепости и ошибки. Главной причиной неудачи путча был фактор, неучтенный заговорщиками: наличие в Москве второго центра власти, который неожиданно, после создания внеконституционного ГКЧП, стал единственной легитимной властью. Да и вообще. Путч был очень выгоден Борису Ельцину.
А.К. Соколов говорит о том, что с 4 по 17 августа в стране велась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. Горбачев, отказавшись подписывать указ о назначении ГКЧП, на следующий день был изолирован от власти, а в целях предотвращения хаоса и анархии в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной был образован ГКЧП СССР, в который вошли министр обороны Язов и его первый заместитель Бакланов, председатель КГБ Крючков, министр внутренних дел Пуго, премьер-министр Павлов, назначенный исполнять обязанности президента СССР Янаев, а также председатель Крестьянского союза Стародубцев и президент ассоциации государственных предприятий и объектов промышленного строительства, транспорта и связи СССР Тизяков. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. Одновременно он заявил о популистской программе экономических и социальных мер (обещал снизить цены на некоторые товары, предоставить всем горожанам дачные участки, оказать помощь селу и т. д.).
19 августа, когда в Москву были введены танки и бронетранспортеры Ельцин, Хазбулатов и Силаев в своем заявлении “ К гражданам России” назвали ГКЧП “ реакционным, антиконституционным переворотом” и потребовали созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние руководства ГКЧП и народа. Авторитет российского руководства, в котором видели единственный противовес ГКЧП, возрастал как снежный ком, а эффектное выступление Ельцина на танке лишь добавило ему популярности. Своим указом Президент России переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, включая КГБ, МВД и Министерство обороны.
По мнению Соколова Августовский путч стал именно тем событием, после которого центробежные силы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. Сразу после прихода к власти ГКЧП, 20 августа 1991 года парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики. Аналогичный документ на следующий день принял парламент Латвии.24 августа, “исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной”, Верховный Совет республики объявил ее независимым государством. До конца августа такие же документы были приняты в Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Киргизии и Узбекистане.
Уже в ноябре указом Ельцина деятельность КПСС была запрещена. Следствием этого стала ликвидация КПСС как единой общесоюзной партии.
Подводя итоги нашего исследования мы можем сделать следующие выводы.
События, которые произошли 19-21 августа 1991 года были неизбежны. К этому СССР шел все последние годы. Они были необходимы для выхода на новый, качественно новый уровень развития государства.
Единого мнения на произошедшие события выработано не было, до сих пор историки спорят, как их называть. Одни считают эти три дня ни чем иным как переворотом в истории государства, другие рассматривают его просто как путч, а третьи вообще намекают на некую революцию которая произошла почти мирным путем. Мы не будем останавливаться на каком-либо одном из мнений, ибо на наш взгляд прошло еще слишком мало времени, чтобы давать этим событиям какую-либо строгую классификацию.
Указывая на практическую ценность данной работы, хочется отметить, что она может претендовать на некоторое стройное обобщение фактов и мнений на события августа 1991 года и впоследствии послужит некоей базой для последующих исследований в данном направлении.
Библиографический список