Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:45, реферат
Цель работы: дать представление о становлении и развитии прославленного предприятия, рассказать о его людях, судьбы которых связаны с автозаводом.
Введение………………………………………………………………….3
1.Разработка строительства «ГАЗ»……………………………………..5
1.1Начало развития «ГАЗ»………………………………………………5
1.2Строительство Автогиганта………………………………………….6
2.Развитие предприятия………………………………………………….9
2.1Первая продукция……………………………………………………..9
2.2Строительство завода…………………………………………….......10
2.3Автозавод во время Сталинских Репрессий……………………......11
3.Автозавод в годы Великой Отечественной Войны………………….13
3.1 Труд автозаводцев…………………………………………………...13
3.2 Поражение Горьковского автозавода………………………………17
4.Послевоенное время…………………………………………………..20
4.1 Последствия войны…………………………………………………..20
4.2 ГАЗ в наши дни…………………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………28
Источники и литература………………………………………………...30
4.Послевоенное время
4.1Последствия войны
Страна вновь вернулась к мирному труду. Необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства страны. Постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и развитии автомобильной промышленности”, принятое в августе 1945 года, явилось конкретной программой действий многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей в послевоенный период.
Многие из цехов пришлось перестраивать, расширять. В 1946 году было перемонтировано и смонтировано заново 4036 единиц оборудования.
Горьковским автомобилестроителям предстояло освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы воины, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легкового автомобиля “Победа”.14
Особого внимания заслуживает легковой автомобиль М-20 “Победа”. Ему было суждено стать не просто этапным, а вписать яркую страницу не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. “Победа” была первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом “бескрылой” формы. Независимая подвеска передних колес, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения, гидравлический привод тормозов - все это впервые нашло применение на автомобилях ГАЗ. Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников по прочности, надежности, топливной экономичности и комфортабельности, но и находился на уровне лучших зарубежных образцов своего класса. За создание “Победы ” и освоение производства группа инженеров под руководством главного конструктора А.А.Липгарта была отмечена Государственной премией СССР. Имя А.А.Липгарта стоит в одном ряду с известными автоконструкторами страны. У Липгарта было редкое сочетание таланта конструктора с врожденными способностями лидера, организатора. Пятикратный лауреат Государственной премии СССР был компетентен не только в конструировании, но и в технологии машиностроения, учитывал интересы не только завода , но и всего народного хозяйства.
Освоение новых автомобилей происходило одновременно с наращиванием выпуска прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. 28 июня 1946 года на небольшом участке, расположенном в цехе автоматов, собирается первая “Победа”.
Во втором полугодии 1949 года автозаводцы приступили к подготовке и освоению производства нового лимузина - легкового автомобиля большого класса ГАЗ-12. Освоение серийного выпуска автомобиля ГАЗ-12 представляло собой большой шаг и в то же время способствовало дальнейшему улучшению качества уже выпускаемой легковой машины “Победа”.15
В октябре 1950 года первая партия комфортабельных автомобилей ГАЗ-12 с эмблемой в виде бегущего оленя была отправлена потребителям. За разработку конструкции и освоение производства лимузина ГАЗ-12 группе работников автозавода была присуждена Государственная премия СССР. Более высокой ступенью в развитии советского автомобилестроения стало создание совершенного и экономичного легкового автомобиля ГАЗ-21 “Волга”. 15 октября 1956 года была изготовлена первая машина . Первая партия автомобилей направляется в Москву. Она предназначалась для участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего летом 1957 года. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году “Волга” ГАЗ-21, “Чайка” ГАЗ-13 и ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой выставки.
В 1959 году начался выпуск легковых автомобилей большого класса “Чайка” ГАЗ-13. Она заменила устаревшую модель ГАЗ-12.16
60-е годы - важный этап в развитии завода. Коллектив предприятия должен был заменить выпускаемые модели автомобилей на более совершенные и экономичные. И это ему удалось благодаря проведенной в эти годы реконструкции.
Она началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены старые корпуса , построены новые. Создан первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям, оборудованный оригинальными автоматическими линиями. Наряду с обновлением действующих цехов шло создание новых. Они были необходимы для организации выпуска автомобилей новых марок. Организуются новые цеха: шасси № 4, МСЦ-7, МСК № 4, 6, 9. Были построены новые заводы: первый в стране специализированный завод штампов и прессформ, завод коробок скоростей. Появились и другие филиалы. В их числе - завод гусеничных тягачей в городе Заволжье, заводы запасных частей в городе Арзамасе и городе Чернигове.
В эти годы на автозаводе был сделан ряд интересных технических разработок в области литейного, термического, прессового производства, значение которых вышло далеко за пределы предприятия. В реконструкции участвовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строительных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик поставляли оборудование и приборы.
Именно этот период характерен наибольшим успехом в создании и выпуске автомобилей новых марок. Был начат выпуск нового грузового автомобиля ГАЗ-52, грузоподъемностью 2,5 тонны. В сентябре 1961 года увенчались успехом усилия по созданию грузовика более высокой грузоподъемности. Автомобиль ГАЗ-53 (4 тонны), имеющий 40 модификаций, стал вскоре незаменимым в сельском хозяйстве. Высокую оценку специалистов получил автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66 с 8-ми цилиндровым двигателем.
Рубеж десятилетия автозаводцы отметили еще одним событием. 15 июля 1970 года без остановки конвейера произошел переход на выпуск нового, более комфортабельного автомобиля ГАЗ-24 “Волга” вместо устаревшей модели ГАЗ-21.
В 1971 году “За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства” завод был награжден орденом Ленина. Это - четвертый орден на знамени предприятия.
Начатые в 60-70-е годы реконструкция и техническое перевооружение особенно интенсивно развернулись в 80-е. 1 сентября 1985 года приказом генерального директора был утвержден план технического перевооружения Горьковского автомобильного завода
Реконструкция 80-х самая большая на заводе за всю историю, основная задача которой - дизелизация грузовых автомобилей. для организации производства нового семейства машин построены новые корпуса: дизельных силовых агрегатов (ныне завод автомобильных моторов, в январе 1993 года дал первую продукцию), цветного литья, прессового и кузнечного цехов и другие инженерные сооружения.
4.2 ГАЗ в наши дни
Сегодня ГАЗ - открытое акционерное общество. Зарегистрировано 21 декабря 1992 года и является одной из ведущих автомобильных компаний страны.
Специализируется на производстве легких и средних грузовиков, микроавтобусов и легковых автомобилей среднего и большого класса. Кроме того, в сферу деятельности компании входят: производство колесных и гусеничных транспортеров, производство автомобильных узлов и агрегатов, производство станков, штампов и прессформ, изготовление заготовок из чугуна, стали, цветных металлов, промышленное и жилищно-гражданское строительство, производство и переработка сельхозпродукции, производство и продажа тепловой и электрической энергии, производство товаров народного потребления, операции на финансовом и фондовом рынках. Число работников превышает 110 тысяч человек. Компания имеет 9 дочерних предприятий: 5 заводов(велозавод, Арзамасский машиностроительный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, Канибаданский завод тормозной аппаратуры), три треста (ГАЗжилстрой, ГАЗпромстрой, ГАЗстройиндустрия). Основные производственные мощности состоят из 5 заводов : автомобильных моторов, мостов грузовых автомобилей, штампов и прессформ, коробок скоростей, деревообрабатывающего завода "Новая сосна" и целого ряда структурных подразделений - производств и цехов.17
Производственное объединение прочно вросло в экономический организм страны. 256 заводов-смежников поставляют на ГАЗ около 7 тысяч наименований своих изделий, которые необходимы при производстве автомобилей. В свою очередь автозавод поставляет свою продукцию более 300 заводам страны. Чтобы предприятие эффективно работало, давало стране автомобили, нужны не только совершенные конструкции машин, но необходимы и самые современные методы их производства, и новое оборудование.
Основное и вспомогательное производства позволяют компании изготавливать все детали автомобиля за исключением электрооборудования, резины и стекла. ГАЗ имеет разветвленную сбытовую сеть. Дилеры станции технического обслуживания расположены в 200 городах России и ближнего зарубежья. Дилерская сеть производит не только продажу и предпродажную подготовку автомобилей, но и гарантийное техническое обслуживание, диагностику и ремонт, обеспечение запасными частями. ОАО"ГАЗ" участвует в деятельности 59 акционерных обществ, в 11 из них доля ГАЗа больше и равна 50%.
Коллектив предприятия спроектировал около 220 моделей и модификаций автомобилей, более 100 из них было освоено и запущено в производство. Это более 15 миллионов разных автомобилей.
Модели ГАЗ традиционно зарекомендовали себя надежными, долговечными и выносливыми на сложных российских дорогах.
ГАЗ и сегодня занимает особое место в российском автомобилестроении. Завод единственный выпускает как грузовые, так и легковые автомобили. И, может быть, по масштабам производства автозаводы России, рожденные в последние десятилетия ушли вперед, но ГАЗ, отдавший им немало своих специалистов, сохранил за собой роль мастера-универсала.
ОАО"ГАЗ" - традиционный поставщик универсальных грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии и гражданского сектора, а так же легковых автомобилей "Волга", модификации которых разрабатывались для сложнейших климатических условий и специфических дорог.
Принятая в настоящее время на ГАЗе техническая политика, предполагает на основании изученного спроса внедрять в производство новые современные агрегаты на существующие автомобили, в значительной степени улучшая их потребительские качества, и работать над созданием новых конструкций.
Первыми шагами в этом направлении были и освоение новой кабины базового грузовика, модернизация автомобилей "Волга" и ГАЗ-66, введение в строй уникального производства дизельных двигателей 6-ти и 4-х цилиндровых с турбонаддувом для существующих и перспективных грузовых автомобилей завода, освоение агрегатов для нового 16-ти клапанного двигателя с непосредственным впрыском топлива мощностью 150 л.с.,5-ти ступенчатой коробки передач и начало выпуска полуторатонных грузовых автомобилей ГАЗ-3302 ГАЗель.
Финансовая стабилизация завода связывается с наращиванием выпуска грузовиков ГАЗ-3302, подготовкой к производству и освоением семейства "полуторок" (микроавтобуса, цельнометаллического фургона, "скорой помощи", специального автомобиля для милиции и др.)
Сегодня рождается новое семейство малотоннажных грузовых, грузопассажирских и пассажирских автомобилей ГАЗель: ГАЗ-3223, ГАЗ-3221, ГАЗ-2705 "комби". Основная идея, заложенная при создании этого семейства - широкая унификация узлов и агрегатов при достижении различных потребительских свойств.
Обеспечение постоянного спроса на продукцию и получение прибыли главные задачи ОАО"ГАЗ". Перспективы развития: постановка на конвейер модернизированного варианта "Волги" ГАЗ-3110, освоение закупленной у австрийской фирмы "Штайер" лицензии на производство 4,5,6-ти цилиндровых дизельных двигателей водяного охлаждения для ГАЗели, "Волги" и среднетоннажных грузовиков, освоение модификаций на базе разработанных мини грузовиков типа "Атаман", выпуск на базе "Волги" ГАЗ-31029 особо малых грузовых и грузопассажирских моделей ГАЗ-2304 "Бурлак", разработка и постановка на производство принципиально новой модели переднеприводного автомобиля среднего класса.
Символом международного признания продукции ГАЗ является международный приз "За качество" и награда "Золотой Меркурий". Своим рождением и развитием Горьковский автомобильный в немалой степени обязан многим значительным людям, которые связали с ним свои судьбы. За 65 лет на предприятии сложился высокопрофессиональный коллектив. И не удивительно, что многие заводские специалисты стали крупными организаторами производства, учеными, главными конструкторами и технологами предприятий отрасли. Среди рабочих высокой квалификации, известных в стране, немало прошедших школу ГАЗа.18
Высокопроизводительный труд человека складывается из многих факторов, в том числе заинтересованности в работе, личном благополучии.
Социальному обеспечению, отдыху, культурному развитию, медицинскому обслуживанию автомобилестроителей уделяется на автозаводе большое внимание. Жилой фонд объединения составляет 4 700 000 квадратных метров. Количество мест в заводских детских садах и яслях превысило 22 тысячи. Ежегодно по льготным путёвкам в домах отдыха, пансионатах и санаториях отдыхает каждый третий автозаводец. Медицинское обслуживание трудящихся ведётся в современной большой заводской больнице, поликлинике, двух профилакториях, цеховых здравпунктах.
У автозаводцев свой Дворец культуры, дом “Юного автомобилиста”, Дом техники.
Увлечённых спортом автомобилестроителей объединяет спортивный клуб “Торпедо”. Он насчитывает в своих рядах около пятидесяти тысяч человек, которые занимаются тридцатью видами спорта. Наибольшие спортивные достижения автозаводцев связаны с хоккеем. Хоккейная команда “Торпедо” известна всей стране.19 К услугам автозаводцев - Дворец спорта, плавательный бассейн, стадионы, спортивные площадки.