Автозавод ГАЗ в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:45, реферат

Описание работы

Цель работы: дать представление о становлении и развитии прославленного предприятия, рассказать о его людях, судьбы которых связаны с автозаводом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Разработка строительства «ГАЗ»……………………………………..5
1.1Начало развития «ГАЗ»………………………………………………5
1.2Строительство Автогиганта………………………………………….6
2.Развитие предприятия………………………………………………….9
2.1Первая продукция……………………………………………………..9
2.2Строительство завода…………………………………………….......10
2.3Автозавод во время Сталинских Репрессий……………………......11
3.Автозавод в годы Великой Отечественной Войны………………….13
3.1 Труд автозаводцев…………………………………………………...13
3.2 Поражение Горьковского автозавода………………………………17
4.Послевоенное время…………………………………………………..20
4.1 Последствия войны…………………………………………………..20
4.2 ГАЗ в наши дни…………………………………………………..….23
Заключение………………………………………………………………28
Источники и литература………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

GAZ_HIST.docx

— 60.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

4.Послевоенное время

4.1Последствия войны

Страна  вновь вернулась к мирному труду. Необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия  войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства страны. Постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и  развитии автомобильной промышленности”, принятое в августе 1945 года, явилось конкретной программой действий многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей в послевоенный период.

Многие из цехов пришлось перестраивать, расширять. В 1946 году было перемонтировано и смонтировано заново  4036 единиц оборудования.

Горьковским автомобилестроителям предстояло освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы воины, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легкового автомобиля “Победа”.14

Особого внимания заслуживает легковой автомобиль М-20 “Победа”. Ему было суждено стать не просто этапным, а вписать яркую страницу не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. “Победа” была первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом  “бескрылой” формы. Независимая подвеска  передних колес, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения,  гидравлический привод тормозов - все это впервые нашло применение на автомобилях ГАЗ. Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников по прочности, надежности, топливной экономичности и комфортабельности, но и находился на уровне лучших зарубежных образцов своего класса. За создание “Победы ”  и освоение производства группа  инженеров под руководством главного конструктора А.А.Липгарта была отмечена Государственной премией СССР. Имя А.А.Липгарта стоит в одном  ряду с известными автоконструкторами страны. У Липгарта было редкое сочетание таланта конструктора с врожденными способностями лидера, организатора. Пятикратный лауреат Государственной премии СССР был компетентен не только в конструировании, но и в технологии машиностроения, учитывал интересы не только завода , но и всего народного хозяйства.

Освоение новых автомобилей происходило одновременно с наращиванием выпуска прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. 28 июня 1946 года на небольшом участке, расположенном в цехе автоматов, собирается первая “Победа”.

Во втором полугодии 1949 года автозаводцы приступили к подготовке и освоению производства нового лимузина - легкового автомобиля большого класса ГАЗ-12. Освоение серийного выпуска  автомобиля ГАЗ-12 представляло собой большой шаг и в то же время способствовало  дальнейшему улучшению качества уже выпускаемой легковой машины “Победа”.15

В октябре 1950 года первая партия комфортабельных автомобилей ГАЗ-12  с эмблемой в виде бегущего оленя была отправлена потребителям. За разработку конструкции и освоение производства лимузина ГАЗ-12 группе работников автозавода была присуждена Государственная премия СССР. Более высокой ступенью  в развитии советского автомобилестроения стало создание совершенного и экономичного легкового  автомобиля  ГАЗ-21 “Волга”. 15 октября 1956 года была изготовлена первая машина . Первая партия автомобилей направляется в Москву. Она предназначалась  для участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего  летом 1957 года. На всемирной выставке  в Брюсселе в 1958 году “Волга” ГАЗ-21, “Чайка” ГАЗ-13 и ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой выставки.

В 1959 году начался выпуск легковых автомобилей большого класса “Чайка” ГАЗ-13. Она заменила устаревшую модель ГАЗ-12.16

60-е годы - важный этап в развитии завода. Коллектив предприятия должен  был заменить  выпускаемые модели  автомобилей на более совершенные и экономичные. И это ему удалось благодаря проведенной в эти годы реконструкции.

Она началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены старые корпуса , построены новые. Создан первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям, оборудованный оригинальными автоматическими линиями. Наряду с обновлением действующих цехов шло создание новых. Они были необходимы для организации выпуска автомобилей новых марок. Организуются новые цеха: шасси № 4, МСЦ-7, МСК № 4, 6, 9. Были построены новые заводы: первый в стране специализированный завод штампов и прессформ, завод коробок скоростей. Появились и другие филиалы. В их числе - завод гусеничных тягачей в городе Заволжье, заводы запасных частей в городе Арзамасе и городе Чернигове.

В эти годы на автозаводе был сделан ряд интересных технических разработок в области литейного, термического, прессового производства, значение которых вышло далеко за пределы предприятия. В реконструкции участвовали 19 проектных и исследовательских НИИ, свыше 20 строительных и монтажных трестов, более 500 заводов и фабрик поставляли оборудование и приборы.

Именно этот период характерен наибольшим успехом в создании и выпуске автомобилей новых марок. Был начат выпуск нового грузового автомобиля ГАЗ-52, грузоподъемностью 2,5 тонны. В сентябре 1961 года увенчались успехом усилия по созданию грузовика более  высокой грузоподъемности. Автомобиль ГАЗ-53 (4 тонны), имеющий  40 модификаций, стал вскоре незаменимым в сельском хозяйстве. Высокую оценку специалистов получил автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66 с 8-ми цилиндровым двигателем.

Рубеж десятилетия автозаводцы отметили еще одним событием. 15 июля 1970 года без остановки конвейера произошел переход на выпуск нового, более комфортабельного автомобиля ГАЗ-24 “Волга” вместо устаревшей модели ГАЗ-21.

В 1971 году “За успешное освоение производства новых грузовых и легковых  автомобилей для народного хозяйства” завод был награжден орденом Ленина. Это - четвертый орден на знамени предприятия.

Начатые в 60-70-е годы реконструкция и техническое перевооружение особенно интенсивно развернулись в 80-е. 1 сентября 1985 года приказом генерального директора был утвержден план технического перевооружения Горьковского автомобильного завода

Реконструкция 80-х самая большая на заводе за всю историю, основная задача которой - дизелизация грузовых автомобилей. для организации производства нового семейства машин построены новые корпуса: дизельных силовых агрегатов (ныне завод автомобильных моторов, в январе 1993 года дал первую продукцию),  цветного литья, прессового и кузнечного цехов и другие инженерные сооружения.

 

4.2 ГАЗ в наши дни

Сегодня ГАЗ - открытое акционерное общество.  Зарегистрировано 21 декабря 1992  года  и является одной из ведущих автомобильных компаний страны.

Специализируется на  производстве  легких  и  средних грузовиков, микроавтобусов и легковых автомобилей среднего и большого класса. Кроме того, в сферу деятельности компании входят: производство колесных и гусеничных транспортеров,  производство автомобильных узлов и  агрегатов, производство станков,  штампов и прессформ, изготовление заготовок из чугуна,  стали,  цветных металлов, промышленное и жилищно-гражданское строительство,  производство  и  переработка сельхозпродукции, производство и продажа тепловой и электрической  энергии,  производство товаров народного потребления,  операции на финансовом и фондовом рынках. Число работников превышает 110 тысяч человек. Компания имеет 9 дочерних предприятий: 5 заводов(велозавод,  Арзамасский машиностроительный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов,  Канибаданский завод тормозной аппаратуры), три треста (ГАЗжилстрой, ГАЗпромстрой, ГАЗстройиндустрия). Основные производственные мощности состоят из 5 заводов : автомобильных моторов, мостов грузовых автомобилей, штампов и прессформ, коробок скоростей, деревообрабатывающего завода "Новая сосна" и целого  ряда  структурных подразделений - производств и цехов.17

Производственное объединение прочно вросло в экономический организм страны. 256 заводов-смежников поставляют на ГАЗ около 7 тысяч наименований своих изделий, которые необходимы при производстве автомобилей. В свою очередь автозавод поставляет свою продукцию более 300 заводам страны. Чтобы предприятие эффективно работало, давало стране автомобили, нужны не только совершенные конструкции машин, но необходимы и самые современные методы их производства, и новое оборудование.

Основное и вспомогательное производства позволяют компании  изготавливать все  детали  автомобиля  за исключением электрооборудования, резины и стекла. ГАЗ имеет разветвленную сбытовую сеть. Дилеры станции технического обслуживания  расположены в 200 городах России и ближнего зарубежья. Дилерская сеть производит не только продажу и предпродажную подготовку автомобилей, но и гарантийное техническое обслуживание, диагностику и ремонт, обеспечение запасными частями. ОАО"ГАЗ" участвует в деятельности 59 акционерных обществ, в 11 из них доля ГАЗа больше и равна 50%.

Коллектив предприятия спроектировал около 220 моделей и модификаций автомобилей, более 100 из них было освоено и запущено в производство. Это более 15 миллионов разных автомобилей.

Модели ГАЗ традиционно зарекомендовали себя надежными,  долговечными и выносливыми на сложных российских дорогах.

ГАЗ и сегодня занимает особое место в российском автомобилестроении. Завод единственный выпускает как грузовые, так и легковые автомобили. И, может быть, по масштабам производства автозаводы России, рожденные в последние десятилетия ушли вперед, но ГАЗ, отдавший им немало своих специалистов, сохранил за собой роль мастера-универсала.

ОАО"ГАЗ" -  традиционный поставщик универсальных грузовых автомобилей для сельского хозяйства,  надежных полноприводных грузовиков для армии и  гражданского сектора,  а так же легковых автомобилей "Волга", модификации которых разрабатывались для сложнейших климатических условий и специфических дорог.

Принятая в настоящее время на ГАЗе техническая политика,  предполагает на  основании  изученного  спроса внедрять в производство новые современные агрегаты на существующие автомобили, в значительной степени улучшая их потребительские качества, и работать над созданием новых конструкций.

Первыми шагами  в  этом  направлении были и освоение новой кабины базового грузовика,  модернизация автомобилей "Волга" и ГАЗ-66, введение в  строй  уникального производства дизельных двигателей 6-ти и 4-х цилиндровых с турбонаддувом для существующих и перспективных  грузовых автомобилей завода,  освоение  агрегатов  для  нового 16-ти клапанного двигателя с непосредственным впрыском топлива мощностью 150  л.с.,5-ти ступенчатой коробки  передач  и начало выпуска полуторатонных грузовых автомобилей ГАЗ-3302 ГАЗель.

Финансовая стабилизация завода связывается с наращиванием выпуска грузовиков ГАЗ-3302,  подготовкой к производству и освоением семейства "полуторок" (микроавтобуса,  цельнометаллического фургона, "скорой помощи", специального автомобиля для милиции и др.)

Сегодня рождается новое семейство малотоннажных грузовых,  грузопассажирских и пассажирских автомобилей ГАЗель: ГАЗ-3223, ГАЗ-3221, ГАЗ-2705 "комби". Основная идея,  заложенная при создании этого семейства - широкая унификация узлов  и  агрегатов  при достижении различных потребительских свойств.

Обеспечение постоянного спроса на продукцию и получение прибыли главные задачи ОАО"ГАЗ".  Перспективы развития: постановка на конвейер модернизированного варианта "Волги" ГАЗ-3110,  освоение закупленной  у австрийской фирмы "Штайер" лицензии на производство 4,5,6-ти цилиндровых дизельных двигателей водяного охлаждения  для  ГАЗели,  "Волги"  и среднетоннажных грузовиков, освоение модификаций на базе разработанных мини грузовиков типа "Атаман",  выпуск на базе "Волги" ГАЗ-31029 особо малых грузовых и грузопассажирских моделей ГАЗ-2304 "Бурлак", разработка и постановка на производство принципиально новой модели переднеприводного автомобиля  среднего класса.

Символом международного признания продукции ГАЗ является  международный приз "За качество" и награда "Золотой Меркурий". Своим рождением и развитием Горьковский автомобильный  в  немалой степени обязан  многим значительным людям,  которые связали с ним свои судьбы. За 65 лет на предприятии сложился высокопрофессиональный  коллектив. И не удивительно, что многие заводские специалисты стали крупными организаторами производства,  учеными,  главными конструкторами и технологами предприятий  отрасли.  Среди рабочих высокой  квалификации, известных в стране, немало прошедших школу ГАЗа.18

Высокопроизводительный труд человека складывается из многих факторов, в том числе заинтересованности в работе, личном благополучии.

Социальному обеспечению, отдыху, культурному развитию, медицинскому обслуживанию автомобилестроителей уделяется на автозаводе большое внимание. Жилой фонд объединения составляет 4 700 000 квадратных метров. Количество мест в заводских детских садах и яслях превысило 22 тысячи. Ежегодно по льготным путёвкам в домах отдыха, пансионатах и санаториях отдыхает каждый третий автозаводец. Медицинское обслуживание трудящихся ведётся в современной большой заводской больнице, поликлинике, двух профилакториях, цеховых здравпунктах.

У автозаводцев свой Дворец культуры, дом “Юного автомобилиста”, Дом техники.

Увлечённых спортом автомобилестроителей объединяет спортивный клуб “Торпедо”. Он насчитывает в своих рядах около пятидесяти тысяч человек, которые занимаются тридцатью видами спорта. Наибольшие спортивные достижения автозаводцев связаны с хоккеем. Хоккейная команда “Торпедо” известна всей стране.19 К услугам автозаводцев - Дворец спорта, плавательный бассейн, стадионы, спортивные площадки.

Информация о работе Автозавод ГАЗ в годы войны