Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:49, реферат
Первый по времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона, он родился в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его был священником и рано умер. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.
Аввакум Петрович
Аввакум Петрович
(1615-1681)
Первый по времени и
талантливейший из противников нововведений
патриарха Никона, он родился в
селе Григорово Нижегородской
Переехав в Москву, Аввакум стал известен в среде придворного духовенства и был представлен царю Алексею Михайловичу. Его поставили в протопопы города Юрьевца. Но здесь ревностный и неуклонно строгий обличитель человеческих пороков возбудил против себя как прихожан, так и духовенство, поднявшее на протопопа весь город. Он вновь отправился в Москву, поселился у своего единомышленника Неронова и стал “ведать, при отлучках его, церковь” (Казанский собор в Китай-городе).
Казалось, все устроилось
как нельзя лучше. Аввакум был
в столице в почете и довольстве
и думал заняться общеполезным делом.
Но именно в это время Никон, вступив
в патриаршество, начал проводить
церковно-обрядовую реформу. Аввакум
стал ярым отрицателем церковной
новизны. Он считал, что всякое изменение
в богослужебных книгах — ересь,
а всякое выражение, употреблявшееся
исстари, должно быть свято и оставаться
неизменным, как догмат. Он сделался
врагом Никона, против которого открыто
выступил в 1654 г., когда указом патриарха
вместо 12 земных поклонов были введены
поясные и троеперстное (вместо двуперстного,
как было в старину) знамение креста.
Возмутителя спокойствия
Патриарх решил Аввакума расстричь (15 сентября 1655 г.), но государь упросил вместо расстрижения сослать его в Сибирь на жительство. Однако следствием этой ссылки оказалось то, что в Сибирь было занесено раскольническое учение.
Через шесть лет Аввакума возвратили в Москву. Враги патриарха Никона всюду искали людей, готовых против него выступить с обвинениями, и протопоп оказался самым ярым и непреклонным из них.
В первое время государь
часто встречался с Аввакумом
и говаривал: “Благослови меня и
помолись о мне!” Одно время он
даже думал сделать его царским
духовником. Но неукротимый нрав Аввакума
скоро опять сказался. Боярыня
Феодосия Морозова сделалась горячей
его сторонницей, Аввакум даже переехал
в ее дом. К числу приверженцев
протопопа принадлежала и царица
Марья Ильинична, урожденная Милославская,
просившая об Аввакуме царственного
супруга. Однако Аввакум в милосердии
видел только слабость. Государь оскорбился
на пренебрежение к своему расположению
и, увидев, что протопоп не унимается,
пригрозил ему новой ссылкой.
Последовали отлучение и
После этого Аввакума сослали в Пустозерск, дав 70 ударов кнутом. Здесь содержали его в остроге 14 лет.
Аввакум обратился с дерзким посланием к царю Федору Алексеевичу, в котором просил позволения перебить иерархов, уподобляя себя пророку Илии, а их — жрецам царя Ахава. О царе Алексее Михайловиче Аввакум поместил в послании оскорбительную укоризну, что он на том свете “в муках сидит” за неприятие мнений протопопа.
В Великую пятницу, 1 апреля 1681 г., в Пусто-зерске взвели на костер в срубе Аввакума и трех его соузников. Подожгли дрова — народ снял шапки, и все замолкли. Аввакум сложил двуперстный крест и с угрозою начал говорить: “Будете так креститься — не погибнете, а оставите — городок ваш погибнет, мхом его занесет. А погибнет городок — настанет веку конец!” Тут огонь охватил страдальцев. Один из трех мучеников закричал. Аввакум наклонился к нему и стал шепотом увещевать, чтобы тот потерпел; сам же он до самого конца не произнес ни слова.
Аввакум — это образ русского мученика за идею, причем идеей этой было не только отстаивание права “болеть о законе своем”, но и само мученичество. Нельзя забывать, что в религиозной среде, в которой прошла вся жизнь мятежного протопопа, образцом нравственного совершенства являлись именно христианские мученики. Вся история жизни Аввакума, его духовного развития показывает, что он жаждал тернового венца, сознательно шел к нему, увлекая за собой и своих последователей, завороженных величием его личности и той идеи, которую он исповедовал. Ярчайший пример тому — жизнь и смерть сестер Урусовых (старшая известна как боярыня Морозова).
Все дошедшие до нас в рукописях сочинения Аввакума содержат богатейший материал для изучения не только его личности, но его времени. Самое обширное и наиболее важное из творений Аввакума — его “Житие”, к которому примыкает “Краткая записка о своем страдании и страдании своих соузников”. Время написания большинства Сочинений Аввакума определяют лишь приблизительно.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/