Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:18, статья
Балтийский флот – старейший флот нашей Родины. В ходе Великой Отечественной войны он являлся важной составной частью Советских вооруженных сил, оборонявших Северо-Запад страны. Его главной задачей была помощь войскам Красной Армии в обороне Латвии, Эстонии, удержании центра и опорного пункта всего Северо-Запада – Ленинграда.
Защита Ленинграда, крупнейшего промышленного, культурного и научного центра Советского Союза, являлась общенародным делом. С сентября 1941 г. И до окончательного разгрома фашистских захватчиков под Ленинградом в 1944 г. Балтийские моряки вместе с войсками Ленинградского фронта непосредственно защищали город, участвовали в контрбатарейной борьбе с осадной артиллерией врага, обеспечивали перевозки по ладожской коммуникации.
Плечом к плечу с воинами Ленинградского фронта и народными ополченцами сражались бойцы преград морской пехоты сформированных их экипажей боевых кораблей. В течение 1941 г. КБФ послал на сухопутный фронт под Ленинградом свыше 80 тысяч моряков, которые в боевом содружестве с пехотинцами, саперами, танкистами, летчиками отражали попытки фашистов овладеть героическим городом. Атаки вражеской авиации были успешно отбиты.
Не
сумев захватить Ленинград
Положение в Ленинграде было исключительно напряженным. В блокированном городе осталось 2 489 400 жителей. В результате массированных налетов вражеской авиации погибли крупнейшие в Ленинграде Бадаевские продовольственные склады, где были сосредоточены основные запасы продовольствия. Однако гитлеровцам не удалось уничтожить крупные артиллерийские корабли, хотя некоторые и них получили повреждения. Командование предприняло попытку прорвать блокаду Ленинграда в районе Синявино, Мга. Войска должны были форсировать Неву в районе Невской Дубровки и после захвата плацдарма развивать наступление на Мгу. В ночь на 20 сентября через реку в район Московской Дубровки скрытно переправился батальон капитана В,П. Дубика. На помощь ему был переброшен батальон морской пехоты. Затем после мощной артиллерийской подготовки, в которой участвовала и морская артиллерия, начали переправу 115-я стрелковая дивизия и 4-я отдельная бригада морской пехоты. Обеспечивал форсирование реки специальный отряд моряков, которым командовал капитан 2-го ранга В.Ф. Зозуля. В результате на левом (южном) берегу Невы был создан плацдарм – Невский пятачок. Ожесточенная борьба за этот небольшой плацдарм продолжалась почти беспрерывно в течение 7,5 месяцев.
В сентябре же при содействии Ладожской флотилии были высажены десанты на южное побережье озера. Однако войска 54-й армии Волховского фронта не смогли прорвать вражескую оборону и выйти на соединение с десантниками.
Хотя первая попытка прорыва блокады и не имела успеха, она позволила сковать значительные силы противника и задержать намечавшуюся переброску трех дивизий из-под Ленинграда на московское стратегическое направление.
В
конце октября Балтийский флот оказал
существенную помощь войскам Ленинградского
фронта в наступательной операции,
проводившейся в целях
В
октябре Военный совет
В октябре в организации флота произошли некоторые изменения взамен штаба морской обороны Ленинграда была создана Ленинградская военно-морская база. На базу возлагались задачи содействовать войскам фронта в обороне Ленинграда, обеспечивать противовоздушную и противоминную оборону кораблей. Кронштадт в связи с этим из главной военно-морской базы был преобразован в крепость, на которую возлагалась оборона ораниенбаумского плацдарма. Несколько позже, в ноябре, Военный совет и штаб флота были переведены из Кронштадта в Ленинград, что способствовало улучшению взаимодействия между фронтом и флотом.
В связи с тем, что приближалась зима, военные советы фронта и флота решили провести перегруппировку войск фронта и сил флота. 8-я армия, оборонявшая ораниенбаумский плацдарм, была доставлена в Ленинград. Она заняла позиции на одном из угрожаемых направлений – правом берегу Невы, не располагались части Невской оперативной группы.
К 19 ноября Невскую Губу до маяка Толбухин сковал лед, увеличив линию фронта в обороне Ленинграда на 50 километров. Силы Ленинградской военно-морской базы и дислоцировавшиеся здесь корабли были включены в систему зимней обороны города. На флот возлагалась также охрана ледового фарватера между Ленинградом и Кронштадтом. В связи с ледоставом была создана круговая оборона Кронштадтской крепости, фортов Обручев и Первомайский. Поперек Невской губы от Ораниенбаума до мыса Лисий Нос протянулась по льду линия инженерных заграждений. Кронштадтская крепость прочно удерживала покрытую льдом Невскую губу, не давая возможности соединиться немецко-фашистским и финским войскам, находившимся на южном и северном берегах.
Блокировав Ленинград гитлеровцы рассчитывали задушить его героических защитников костлявой рукой голода. Еще в конце августа они перерезали все железнодорожные линии, связывавшие город со страной. 27 августа в него прорвался последний эшелон с грузами. После этого для ленинградцев наступили тяжелые времена.
В кольце вражеской блокады остался небольшой просвет – узкая полоска воды адожского озера между берегами, занятыми на юге немецко-фашистскими, на севере – финскими войсками. Именно здесь и пролегла жизненно необходимая блокированному городу коммуникация.
До
тех пор, пока воды Ладожского озера
не были скованы льдом, перевозка
грузов для Ленинграда осуществлялась
кораблями и транспортными
Гитлеровцы подвергали Дорогу жизни нерперывным ударам. Днем и ночью над Ладогой не смолкал рев моторов вражеских самолетов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лед, вызывали потери в людях и транспорте. Но противнику не удалось прервать движение на трассе. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали ее летчики и зенитчики Ленинградского фронта, КБФ и Ладожской военной флотилии. Они надежно контролировали воздушные подходы к ледовой дороге, решительно и смело отражали налеты фашистских самолетов на трассу.
Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надеждой и кормилицей ленинградцев. За пять зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в город 360 тыс. тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов.
За
период действия ладожской трассы,
авиация флота совершила 2500 самолето-вылетов.
Вдоль дороги на искусственно наращенных
площадках были установлены зенитные
пулеметы и орудия. Противник потерял
десятки самолетов, но не мог прервать
Дорогу жизни. Героизм личного состава
Военно-автомобильной дороги (ВАД-102) и
массовое патриотическое движение шоферов
позволили довести перевозки по ледовой
трассе до 2000 тонн в сутки, а после 16 января
до 2500 и более. С ноября 1941 по 21 апреля 1942
года через Ладогу было перевезено 361 109
тонн грузов. Из Ленинграда было эвакуировано
554 181 человек. Дорога жизни позволила преодолеть
голодную блокадную зиму, она спасла сотни
тысяч жизней ленинградцев, помогла отстоять
Ленинград в тяжелейших условиях.
Провал новой попытки захватить Ленинград
Пришла зима 1942 г. Под теплыми лучами солнца стала разрушаться ледовая трасса. Но еще не успел полностью растаять лед. А через озеро уже пошли суда с грузами для осажденного города. Они надежно охранялись судами Ладожской военной флотилии. Гитлеровцы бросили против них сотни самолетов, однако пресечь судоходство не смогли. Тогда командование группы армий «Север» решило прибегнуть к другим мерам. 9 октября 1942 г. на Ладоге появились вражеские корабли. В бой с ними вступили корабли Ладожской флотилии. Затем гитлеровцы попытались высадить десант на остров Сухо, батарея которого прикрывала ладожскую трассу.
На рассвете 22 октября защитники Сухо обнаружили большой отряд вражеских кораблей, приближавшийся с северо-запада. Гитлеровцы открыли огонь по острову. Балтийцы вступили в неравный бой. Первыми же залпами батарея острова подожгла головной вражеский корабль. Вскоре пожары вспыхнули и на десантных баржах. На тральщике успешно действовали расчеты орудий. Они пустили ко дну катер противника.
Около двух часов батарея Сухо, тральщик и малый охотник вели тяжелый бой с отрядом неприятельских десантных судов. Убедившись в тщетности своих попыток артиллерийским огнем подавить сопротивление защитников острова, гитлеровцы бросили в атаку авиацию. Затем им удалось на нескольких надувных лодках высадить на остров десант. Ряды защитников Сухо таяли с каждой минутой. Но в самый критический момент боя но помощь им пришли самолеты Балтийского флота. Штурмовики потопили 7 десантных судов. Советские истребители сбили над островом 12 самолетов противника. это позволило защитникам Сухо разгромить высадившийся десант. Остатки десантного отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьезные потери. Противник лишился 17 из 23 десантных судов и уже до конца войны не предпринимал активных действий на Ладожском озере.
(«Дважды Краснознаменный Балтийский флот»/Н.М. Гречанюк, В.И. Дмитриев, А.И. Корниенко, Ф.С. Криницын, Ю.И. Чернов; М.: Воениздат, 1990 г, - 342 с, 24 л. Ил., стр. 192 – 203 (203 абзац 2)
Информация о работе Балтийский флот в великой отечественной войне