Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:32, доклад
Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.
Балы XIX века
Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Начиная с
петровской эпохи во всех государственных
высших и средних учебных заведениях,
высших школах, иностранных пансионах
танец стал обязательным предметом.
Его изучали в царском лицее
и в скромных ремесленных и
коммерческих училищах. В России не
только прекрасно знали все новейшие
и старинные бальные танцы, но
умели исполнять их в благородной
манере. Иностранные специалисты - владельцы
частных танцевальных классов - невольно
перенимали русскую манеру обучения.
Танцевальная культура России в XIX веке
стояла на большой высоте. Русская
школа классического танца с
каждым десятилетием, с каждым новым
творческим этапом заявляла о себе
как о сильной художественно-
Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.
По
сложившейся в России традиции
не принято было устраивать
балов, как и других
Дворянские балы
Балы проходили
в огромных и великолепных залах,
окруженных с трех сторон колоннами.
Зал освещался множеством восковых
свечей в хрустальных люстрах
и медных стенных подсвечниках В
середине зала непрерывно танцевали, а
на возвышенных площадках по двум
сторонам залы у стены стояло множество
раскрытых ломберных столов, на которых
лежали колоды нераспечатанных карт.
Музыканты размещались у
Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали
с раннего детства — с 5—6
лет. Обучение танцам напоминало тренировку
спортсмена, которая в нужный момент
придавала танцорам ловкость, уверенность,
привычность в движениях, непринужденность.
Танцы придавали манерам
Полонез, которым
открывался бал, вошел в моду при
Екатерине И. Длился он 30 минут. Все
присутствующие должны были принять
в нем участие. Его можно было
назвать торжественным
Вторым танцем
был вальс, о котором А. С. Пушкин
писал: Однообразный и безумный, Как
вихорь жизни молодой, Кружится вальса
вихор шумный, Чета мелькает за четой.
Танец этот действительно немного
однообразный, так как состоит
из одних и тех же постоянно
повторяющихся движений. Вальс —
танец романтический и
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий.
Выделяли
в бальной семье также
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих». Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.