Балы XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:32, доклад

Описание работы

Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.

Файлы: 1 файл

Про бал.docx

— 16.19 Кб (Скачать файл)

Балы XIX века

Одна из примет  XIX века – бал как элемент дворянского  быта, дворянской культуры.

Начиная с  петровской эпохи во всех государственных  высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах  танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее  и в скромных ремесленных и  коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной  манере. Иностранные специалисты - владельцы  частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская  школа классического танца с  каждым десятилетием, с каждым новым  творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими  центрами Европы.

Слово «бал»  пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину  в Германии существовал такой  обычай: на Пасху сельские девушки  с песнями обходили дома своих  подруг, которые за минувший год  вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или  пухом. В ответ молодая женщина  обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв  за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок  с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В  1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.

   По  сложившейся в России традиции  не принято было устраивать  балов, как и других многолюдных  развлечений, в период больших  постов, Особенно Великого поста,  а также во время траура.  Традиционно бальный сезон длился  с Рождества (25 декабря по старому  стилю) и до последнего дня  масленицы. В остальное время  года балы устраивались редко,  по особым случаям.

Дворянские  балы

Балы проходили  в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах  и медных стенных подсвечниках В  середине зала непрерывно танцевали, а  на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество  раскрытых ломберных столов, на которых  лежали колоды нераспечатанных карт. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных  амфитеатром скамейках. Протанцевав  минут пять, старики принимались  за карты.

Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми  дочерьми.  На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Балы проводились  по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы  вечера. В XVIII веке было принято открывать  бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее  записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

Танцы осваивали  с раннего детства — с  5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Танцы придавали манерам дворянина  величавость, грацию, изящество. Это  было, как говорят, «в крови» и воспитывалось  с детства.

Полонез, которым  открывался бал, вошел в моду при  Екатерине И. Длился он 30 минут. Все  присутствующие должны были принять  в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали  кавалеров. Иностранцы называли этот танец  «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень  постыдным на балу потерять такт.

Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как  вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. Танец этот действительно немного  однообразный, так как состоит  из одних и тех же постоянно  повторяющихся движений. Вальс —  танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию  и кружит ее по зале. Только русские  исполняли на балах «летучие, почти  воздушные вальсы».

Мазурка —  это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в  1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет  активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе  он должен ударить нога об ногу три  раза. Умелое пристукивание каблуками  придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку  стали танцевать спокойнее, и  не только потому, что от нее страдал  паркет.

Мазурку танцевали  в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. В конце  бала исполняли французский танец  котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают  через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные  танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей  балов.

Около девяти часов вечера на балу в частном  доме накрывали ужин. Персики и  ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился  о гостях. Ужин заканчивался в 11-м  часу, после чего играли русскую  и гости пускались в пляс. Когда  хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал  знакомых, трепал их по плечу. Улица  заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг  был подчинен подготовке к ним. В  дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Балы позволяли  дворянским детям усваивать азы  хороших манер и светских приличий.

   Выделяли  в бальной семье также маскарады  , благотворительные балы, на которые  продавали билеты, а в залах  устраивали благотворительную торговлю.

Наиболее  веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как  правило несколько десятков человек.

Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Бал – это  совершенно  особенное  событие  в  жизни человека  прошлого  века. Как  отмечал  большой  знаток  русской  истории Юрий  Михайлович  Лотман: «Здесь реализовывалась частная  жизнь  дворянина:  он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек  на  государственной  службе – он  был  дворянин  в  дворянском обществе, человек  своего  сословия  среди  своих».  Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но  любили  их  и  в Москве, и  в  провинциальных  городах.

 

 

  

 


Информация о работе Балы XIX века