Беларусь в первобытный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:01, лекция

Описание работы

1. Доиндоевропейский период (каменный век).
2. Индоевропейский период (бронзовый, железный века). Балты и славяне.
3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

Файлы: 1 файл

Belarus_v_pervobytny_period.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие религиозных представлений привело  к появлению анимизма – веры в потусторонний мир, населенный духами, управляющими всеми явлениями материального мира. Согласно представлениям первобытных людей, каждый человек, животное, даже предмет обладает двойником или духом. Между миром людей и миром духов существует тесная связь и взаимодействие. Анимистические представления  нашли воплощение в фантастических существах – полевиках, домовиках, лесунах.

Развитие анимизма привело к возникновению фетишизма – веры в сверхъестественные свойства и качества неодушевленных предметов, которые становились объектами поклонения (камни, деревья, амулеты, идолы). На стоянке Юровичи найдена орнаментированная пластина из бивня мамонта, которая считается древнейшим памятником искусства на Беларуси, предполагается, что это амулет. Проявлениями фетишизма являются также палеолитические Венеры (небольшие женские статуэтки) – они символизировали плодородие земли, продолжение человеческого рода. На территории самой Беларуси таких статуэток не обнаружено, но найдены на территории Брянской области, возле деревни Елисеевичи.

Религиозные представления  первобытного человека оформлялись  в культах – совокупности обрядов и ритуалов, основанных на вере в сверхъестественное. Одним из первых возник культ огня. В позднем палеолите оформляется культ предков, который проявился в погребальных обрядах и ритуалах, связанных с верой человека в загробную жизнь. Погребальные обряды были различными: умерших чаще хоронили в могильниках, иногда практиковали кремацию. Археологи в могильниках находили различные бытовые предметы, оружие, запасы еды, что должно было обеспечить человеку существование в загробном мире. Частью обряда был обычай делать над могилой земляную насыпь – курган. Самые древние курганы на территории Беларуси относятся к эпохе бронзы – это д. Ходасавичи Рогачевского района. Кроме того, почитание культа предков нашло отражение в праздновании Дедов, Радуницы.

До возникновения пантеона богов на белорусских землях основу первобытных верований и культов составляло мифилогическое мировоззрение людей. Мифология - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок, это уникальный и способ человеческого мировоззрения, выдающееся достижение человеческой культуры. Зарождение мифа в эпоху первобытности не случайно, оно обусловлено переносом общинно-родовых отношений на природу и весь мир, поэтому в первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира: конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания мира, и миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире. Характерные черты мифа: отождествление фантазии с реальностью, объяснение действительности в наглядно-образной форме, связь с магией. Среди известных персонажей народной демонологии встречаются великая Мать-Богиня, Леший – хозяин леса, Водяной, Болотяник, Русалки, Полевик, Домовой, Хлебник, Лазник и др. Все они наделялись антропоморфными чертами и считались добрыми для человека. Существовали и злые духи – ведьма, мара, трасца, ночницы, крыксы, напускающие болезни, порчи и страшные сны. Духов задабривали с помощью заговоров и жертвы (еда, животные, снопы зерновых культур, ткани). Мифологическое сознание проявилось в карнавальных обрядах календарного цикла – Погребение стрелы (орудия Перуна), Коляды, Масленица, Семуха, Купалье (солярный культ – культ солнца, он возник с переходом к земледелию и животноводству).

С переходом от родового строя к государству происходили  изменения в мировоззренческой  сфере. На смену культу природы приходит земледельческий культ Рода как  символа жизни, бога Вселенной. Складывается пантеон богов, представляющих различные природные стихии: Род (демиург - творец мира), Перун (бог огня), Ярила (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Лада (богиня любви), Велес (бог животноводства) и другие. В местах поклонения богам (капищах) находились скульптурные изображения богов (идолы), проводились обряды и ритуалы.

Вместе с религиозными представлениями зародилось и первобытное  искусство. В палеолите и мезолите оно представлено изображениями животных (человеческие изображения редки), амулетами, украшениями, а также музыкальными инструментами (их изготавливали из кости, глины, дерева). Искусство эпохи неолита больше внимания уделяет человеку, появляются многофигурные композиции и сцены со сложным сюжетом. Особым видом искусства является орнаментация, которая была связана с сельскохозяйственными культами: орнаментом украшались ритуальные и бытовые предметы, детали одежды, украшения.

Таким образом, на протяжении первобытной эпохи возникает  человек, происходит его расселение по планете, начинается изготовление орудий труда, сначала из камня, потом из бронзы и железа, развивается присваивающее хозяйство и примитивное производящее, эволюционирует социальная организация – от первобытного стада к соседской общине.




Информация о работе Беларусь в первобытный период