Белорусская национальная идея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 21:43, реферат

Описание работы

Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя как социальной целостности. Известный немецкий психолог и философ В. Вундт в своей работе «Проблемы психологии народов», изданной в начале XX в., утверждал, что народ выступает как носитель «духа целого», выражающегося в ритуалах, мифах, легендах, религиозных представлениях и искусстве. На основе такой духовной целостности, возникающей на общности экономики, социальных условий жизни, языка, культуры и религии, у народа формируется этническое (позднее - национальное) самосознание и самоназвание.

Файлы: 1 файл

бел нац идея.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

Введение

   Каждый  народ на  определенной исторической ступени  своего развития приходит к  осознанию самого себя как  социальной целостности. Известный  немецкий психолог и философ  В. Вундт в своей работе «Проблемы  психологии народов», изданной в  начале XX в., утверждал, что народ  выступает как носитель «духа  целого», выражающегося в ритуалах, мифах, легендах, религиозных представлениях  и искусстве. На основе такой  духовной целостности, возникающей  на общности экономики, социальных  условий жизни, языка, культуры и  религии, у народа формируется  этническое (позднее - национальное) самосознание  и самоназвание.

   Именно  такое самосознание  и самоназвание становится разграничителем, отделяющим один народ от другого, прежде всего – соседнего. Так  в одном регионе мира появляются  итальянцы, испанцы и французы, в  другом - шведы, норвежцы, датчане, финны, в третьем - украинцы, белорусы, русские.

   Самосознание  народа - явление многогранное. Оно включает  в себя и самовосприятие, и  самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Но центральным  звеном самосознания, его духовной  доминантой является идея, представляющая  собой форму постижения в мысли  объективной реальности и самого  субъекта (индивида, группы, народа). Великий  русский писатель Ф. М. Достоевский  отмечал, что без такой идеи  не может существовать ни человек, ни нация. Созданную и выраженную  мысль о том, что данная общность  людей является особым социальным  субъектом - народом, нацией, в силу  чего она считает себя вправе  по собственному усмотрению строить  свою внутреннюю жизнедеятельность  и свои отношения с другими  народами, принято называть национальной  идеей.

   Национальная  идея  всегда выражена в некоем кратком, единичном утверждении. Оно в  предельно сжатой форме подытоживает  опыт исторического развития  народа и одновременно содержит  установку — в явной или  неявной форме — на направление  его дальнейшего развития как  общности. Разумеется, в специальных  научных, художественных, общественно-политических  произведениях национальная идея  может быть конкретизирована  и представлена в более или  менее развернутом виде, однако  выражение ее сути будет непременно  кратким.

ФОРМИРОВАНИЕ  БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ ВО 2 ПОЛ.   XIX – XX ВВ.

   Национальная  идея  белорусов выкристаллизовывалась  на протяжении столетий по  мере формирования белорусского  этноса. Впервые представление о  белорусах как особой нации  и в связи с этим об их  праве самим распоряжаться своей  судьбой было заявлено белорусскими  народниками в 1884 г. в изданных  ими в Петербурге двух номерах  журнала «Гомон». В начале XX в. оно  было с предельной ясностью  выражено в творчестве народного  поэта Беларуси Янки Купалы. В  стихотворении «А хто там ідзе?»  поэт объявил о существовании  белорусов как самобытного народа  и тут же заявил об их  праве на уважительное отношение  к себе («Людзьмі звацца!») или, как  сказано им в другом стихотворении, занять «свой пачэсны пасад  між народам!». Эта выраженная  в поэтической форме мысль  есть не что иное, как заявление  или, точнее, декларация о самоосознании  белорусами себя в качестве  особого народа, о своей принадлежности  к определенной — славяно-русской  — цивилизационной общности и  о своем стремлении к самоопределению  в качестве народа, равного в  своих правах с другими народами.

   Чуть  позже эта  идея была трансформирована в  практическую задачу осуществления  белорусской национальной государственности. Огромную роль в аргументации  этого аспекта сыграл выдающийся  белорусской поэт М. Богданович. В своём публицистическом произведении  «Хто мы такія?» он писал, что  «рускіх народаў тры» и что  «усе яны аднаго кораню». Однако  единство корней не даёт оснований  считать белорусов частью русского  народа, а белорусскую культуру  – ответвлением русской. И то  и другое представляет собой  явления национально самобытные, обладающие только им присущими  традициями и специфическими  особенностями. Вместе с тем М. Богданович говорит, что «агромістай  грамадзе» не адзін мільён  беларусаў … на плячах носяць  … сваю адвечную крыўду». Но  такая ситуация, по его мнению, не требует жалости, а «патрэбны  ўвага, давер, пашана да яго (народа) грамадзянскіх правоў». Но уважение  граждански прав – не самоцель, а средство объединить усилия  и оказать активное содействие  «стремлению к государственной  самостоятельности Беларуси».

   Если  выстроить  воедино высказанные  Я. Купалой  и М Богдановичем суждения  о  специфических особенностях  белорусского народа, его духовных  исканиях и стремлениях в одну  линию, то вырисовывается вполне  определённая логика в формулировании  и развитии белорусской национальной  идеи. Согласно ней,  национальную  идею можно выразить в словах  «Мы — белорусы, мы – народ, особая нация».  Кроме того, в  процессе развитии белорусской  национальной идеи акцент постепенно  смещается от социокультурной  ориентированности национального  самосознания на ориентированность  национально-государственную. Национальная  идея превращается в идеал  желательного будущего, путеводную  звезду, которая указывает путь, ведёт к цели. А цель эта  – государственная самостоятельность  Беларуси.

   В этом духе  действовала первая национальная  партия  - Белорусская социалистическая  громада, созданная по инициативе  братьев  И. и А. Луцкевичей, А. Пашкевич (Цётка), В. Ивановского и др. Она  выступала  за свержение самодержавия  и создание Российской демократической  федеративной республики со свободным  самоопределением и культурно-национальной  автономией народов. Для Беларуси  она требовала государственной  автономии и создании местного  сейма.

   Ряд сторонников  и активистов БСГ  приняли участие  в провозглашении в 1918 г Белорусской  Народной Республики (БНР). Хотя она  провозглашалась в этнических  границах белорусов, однако, в силу  ряда причин, не смогла утвердиться  как реально существующее государство. Тем не менее, это была первая  попытка создания белорусской  государственности.

   Чуть  позже данная  задача была реализована  на  советской основе в форме Белорусской  Советской Социалистической Республики (БССР). Именно БССР выполнила  государственно-политическую, социально-экономическую  и культурно-национальную роль  объединения белорусской нации  в единую социальную целостность. За годы её существования в  жизни белорусского народа произошли  огромные изменения: создан мощный  экономический потенциал, получила  развитие социальная сфера, созданы  реально действовавшие аппарат  государственной власти, национальная система образования, науки, культуры. Всё это впоследствии заложило прочный фундамент в строительстве независимой Республики Беларусь.

   Таким образом, национальная  белорусская  идея в течении  ХХ века получила реальное  воплощение: белорусский народ завершил  консолидацию в единую нацию, обрёл государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – это  реальные шаги становления белорусской  государственности. И если первая  из республик государственность  белорусов декларировала, но не  обеспечила, вторая государственность  реализовала, но в ограниченных  масштабах, то третья стала воплощением  подлинной, реализованной в полном  объёме в общепризнанных международным  сообществом рамках белорусской  государственности.

 

БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

   Наличие государственной  независимости Беларуси, ее широкое  международное признание ставят  национальную идею в XXI в. в совершенно  иную плоскость, чем в начале XX в. Сегодня еще более ясным, чем  в начале XX столетия, становится  понимание того, что лишать народ  веры в себя - все равно что  обезоружить воина перед боем, что без национальной идентификации  невозможно выйти на определение  национальных интересов, а, следовательно, целей и задач внутренней и  внешней политики страны, найти  правильное место Беларуси в  современном мире. Нам нужна идеология, которая бы не расшатывала  страну и народ; а собирала  их воедино. Поэтому стержнем, ядром  нашей идеологии может и должна  быть национальная идея.

   Кроме этого, белорусская  национальная идея должна сливаться  с идеей белорусской государственности, национальной независимости. Только  слияние воедино этих двух  понятий позволило руководству  страны разработать пусть не  особый, но всё же характерный  для Беларуси, не похожий ни  на российский, ни на польский, ни на литовский путь развития, так называемую «белорусскую  модель».

   Однако  в сегодняшней  нашей действительности, говоря  словами Салтыкова-Щедрина, «есть  немало сорванцов, у которых  на  языке государство, а в мыслях  пирог с казённой начинкой». Поэтому  наряду с реализацией национальной идеи и идеи белорусской государственности фундаментальное значение идеи гражданственности.  Сегодня наша страна как никогда нуждается в гражданах, готовых  способных эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия Родины. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания и поведения, на формирование сознательного, целеустремлённого и эффективно работающего гражданина Республики Беларусь. Но ведь сегодня в стране народ составляют не только белорусы, но и русские, украинцы, поляки, литовцы, евреи, татары. Для всех них Республика Беларусь является Родиной. Поэтому национальная идея Беларуси на современном этапе развития не должна быть только национальной. Она должна быть объединяющей по более обобщённому, чем национальность, критерию, каковым может быть только гражданство, т.е. неразрывная связь человека или группы со своим государством – Республикой Беларусь.

   Однако  поиск формулы  белорусской национальной идеи, понимаемой как некая особая, Богом избранная, роль или особый  путь развития нации в нынешних  условиях является бессмысленным. После того как белорусы реализовали  свою государственность, любые отвлеченные  идеи, которые оторваны от реальных  интересов людей, занятых в массе  своей поиском способов выживания  в сложнейших условиях своего  нынешнего бытия, не имеют никаких  шансов занять доминирующее положение  в сознании народа. Как справедливо  заметила Я.В. Леверовская, в такой  ситуации роль национальной в  указанном смысле может сыграть  самая простая идея — жить  не хуже других народов. Эта  мысль фактически и является  в настоящее время преобладающей  в умонастроениях различных категорий  населения Беларуси. В сущности  своей она есть не что иное, как модификация с поправкой  на современность выраженного  Я. Купалой стремления белорусов  «людзымі звацца». Только теперь  «людзьмі звацца» означает желание  не только приобрести равные  с другими национальные права, но и жить не хуже других  народов. Сильная и процветающая  Беларусь — такими словами  ныне может быть представлен национально-государственный идеал белорусского народа, который формирует ядро белорусской национальной идеи. Эта формулировка национальной идеи подразумевает под собой ряд задач, реализация которых поможет приблизиться к сформулированному в ней идеалу. На данном этапе развития руководством Республики Беларусь к подобным задачам отнесены следующие:

Обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых технологий, неуклонного роста производительности труда и валового внутреннего продукта;Достижение на основе повышения эффективности экономики и опережающего развития социальной сферы европейских стандартов материального обеспечения граждан и повышения качества их жизни;Формирование гражданского общества и создание эффективного правового социального государства, обеспечивающего реализацию указанных ориентиров.

   Приведённое понимание  белорусской национальной идеи  положено в основу нашей интерпретации  прошлого и альтернатив развития  белорусской государственности, юридически  закреплённой в Национальной  программе социально-экономического  развития на 2005-2010 гг.

Заключение

Таким образом, современное понимание  национальной белорусской идеи не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости государственной независимости и суверенитета Беларуси, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны иеенарода. 
       В национальной идее формулируется ключевая ценность и образ цели, к которой стремится народ на основе четкого осознания принципиальных возможностей данного общества, в котором вызревает и реализуется идея, превращающаяся в идеал. Но идея и идеал несут в себе цели и социальные нормы на качественном  уровне, они невыразимы в определенной системе показателей - экономических, социальных или политических.Чтобы перейти к определению конкретных путей и средств реализации идеи, необходимо учитывать реальные возможности  и ресурсы, позволяющие государству и обществу осуществить идеологическое обоснование цели социально-экономического и социокультурного развития. А для этого на основе содержательного истолкования избранного идеала конструируется характерная для данного государства, а именно белорусская модель социально-экономического и духовно-культурного развития страны.

 

 ЛИТЕРАТУРА

Бабосов Е. М. Идеология белорусского государства: теоретические  и практические аспекты. – Минск: Амалфея, 2008.

   На  основе обобщения  фактического материала исследуются  и характеризуются сущность идеологии, её структура, функции, особенности  проявления и роль в различных  типах общества.

Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007.

Информация о работе Белорусская национальная идея