Белорусская общность, национальная идея и государственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:03, лекция

Описание работы

Процесс формирования белорусов как самобытной этнической общности достаточно сложен, многогранен, продолжителен по времени. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов

Файлы: 1 файл

Тема1.docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

Тема1: Белорусская общность, национальная идея и государственность.

1. Формирование белорусов  как самобытной этничной общности.

Процесс формирования белорусов как  самобытной этнической общности достаточно сложен, многогранен, продолжителен  по времени. Существуют различные взгляды  и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса этногенеза белорусской этнической общности. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской  народности начался еще в VII-VIII вв. (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). С точки зрения В. Седова, белорусская этническая общность сложилась в XIII-XIV вв. Много концепций имеют политическую окраску и часто взаимоисключают одна другую. Еще в XIX в. польская и великорусская концепции отрицали существование самостоятельного белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси будто бы не было самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции считали белорусский язык диалектом польского, а белорусов -- частью польского этноса. Создатели великорусской концепции утверждали, что Беларусь -- часть великорусской этнической территории, а белорусский язык -- диалект русского. Ошибочность этих концепций доказана исследованиями по белорусскому языку Е. Карского.

В современной концепции  возникновения белорусского этноса (М. Пилипенко) предлагается считать, что  в результате широкого расселения славян и смешения их с восточными балтами в IX-X вв. образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. После в XI в. они вместе с другими восточнославянскими сообществами консолидировались в новое этническое сообщество с общим восточнославянским языком, материальной, духовной культурой и названием «Русь». Этническая территория "Руси" не была однородной. Земли Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входили в две диалектно-этнографические зоны -- южно-поприпятскую («Полесье») и северную, подвинско-днепровскую («Белая Русь»). В первой зоне на основе трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс формирования нового этнического сообщества -- полешуков. Во второй зоне в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей -- древних белорусов, наших предков. С течением времени на основе соединения поприпятской и подвинско-днепровской групп на пространстве между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, к середине XVI в. сформировался новый комплекс этнической культуры и связанный с ним язык -- белорусский.

Итак, белорусский этнос -- это устойчивое сообщество людей, которое исторически сложилось на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется общими особенностями языка, культуры, черт психики и самосознания, что передаются из поколения в поколение. Наша этническая территория охватила преимущественно восточнославянские земли, на которых жили наследники кривичей , дреговичей, радимичей.        В ХІІІ - ХVІ вв. на ней формируется новый самостоятельный язык. Он отличается от русского и украинского языков, древневосточнославянского (церковнославянского). В фонетике его особенностями стали «дзеканне», «цеканне», «аканне», «яканне», твердый звук «р». Развитию белорусского языка содействовало то, что в конце ХІV-ХVІІ вв. он был государственным в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ). На нем работали судебные учреждения, княжеская канцелярия, магистраты, писались законы, летописи, мемуары и публицистические произведения. Такой статус языка был закреплен в конституции того времени -- Статуте ВКЛ 1588 г. Франциск Скорина ввел родной язык и в Библию, тем самым показав его равноправие с классическими каноническими языками -- латинским, греческим, древнееврейским.

2. Этапы становления  белорусской государственности:

А) Раннефеодальное  государственное образование 9-12в.

Ещё до середины IX в. на территории, населённой древнеславянскими племенами, стали формироваться раннефеодальные княжества. У них были свои территории, которые складывались из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости было своё вече и свой князь с дружиной. Законодательная власть в волости принадлежала вечу – народному собранию. Вече выбирало князя, объявляло войну и заключало мир, принимало решения, которые регулировали хозяйственные и общественно-правовые отношения. Исполнительная власть в волостях осуществлялась волостными князьями. Они вместе с дружинами защищали территории волостей от внешних врагов, совершали военные походы в соседние земли, вершили суд над своими подданными.

Развитие  земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также  необходимость объединения для  защиты славянских земель от набегов  хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к  созданию могущественной державы, которая  называлась Киевской Русью. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи – варягам. Они оказались под защитой Руси.

Киевская  Русь представляла собой специфическое  раннефеодальное государство. Она  не была единым, централизованным, монолитным государственным образованием. Киевская Русь сформировалась как федерация  феодальных княжеств, каждое из которых  сохраняло относительную самостоятельность  и самобытность. Киевскую Русь можно  назвать феодальным федеративным монархическим  государством с мощной военной организацией.

В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. В Полоцке существовала местная княжеская династия. Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячеслав и Всеслав, которые правили Полоцким княжеством на протяжении ХІ в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику.

В начале ХІІ в. Полоцкое княжество вступило в период феодальной раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.

Другое  раннефеодальное княжество на территории Беларуси – Туровское – возникло в конце ІХ в. Туровское княжество принадлежало то Полоцку, то Киеву в качестве части великокняжеских владений. Во второй половине ХІІ в. в Турове возникла самостоятельная княжеская династия, однако уже в конце ХІІ – начале ХІІІ в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровенское.

Таким образом, Полоцкое и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти – законодательной (вече), исполнительной (князья и дружина), судебной (князья и тиуны). Эти княжества можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.

Киевская  Русь сыграла важную роль в собирании  и объединении всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. Во второй половине Х в. утвердилось общее название этой территории – Русь. В древнерусском государстве была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, решительно доминировали общерусские черты, которые обеспечивали культурную монолитность восточнославянского “русского мира” на всей территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли единые славянские корни всех составляющих древнерусскую народность общностей. Славянский характер этноса был закреплён в самоназвании – “русь”, “русы”, “русские”. Поэтому древнерусскую народность следует считать важнейшим этапом в формировании трёх братских народов – белорусского, великорусского и украинского.

Таким образом, уже в ранней древности  была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности  восходит к древнерусской государственности  и имеет общерусские корни.

 

Б)  Белорусские  земли в составе ВКЛ и РП.

Процесс создания ВКЛ был продолжительным и сложным. Он длился более столетия – со 2-й четверти ХІІІ в. до 3-й четверти ХІV в. Пути, способы и обстоятельства присоединения отдельных земель к Великому княжеству Литовскому были различны.

Великое княжество Литовское представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов – белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне занимали примерно 11/12 территории и составляли около 80 % населения страны.

Объединение всех земель Беларуси в одно государство  обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV – ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа – развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию.

В конце  ХІV – ХVІ вв. важнейшим направлением внешней политики Великого княжества Литовского стали отношения с Польшей. Первой серьёзной попыткой инкорпорации ВКЛ в Польскую Корону была Кревская уния 1385 г. Условия унии предусматривали лишение княжества самостоятельного существования и включение его в состав Польши. Однако благодаря сопротивлению белорусско-литовских феодалов ещё полтора века ВКЛ оставалось суверенным государством, находясь только в состоянии персональной унии с Польшей.

Люблинская уния, силой навязанная Великому княжеству Литовскому поляками во главе с Сигизмундом ІІ Августом на Люблинском сейме 1569 г. после аннексии и присоединения большей части территории княжества к Польскому королевству (Подляшье, Волынь, Подолия, Киевщина), предусматривала инкорпорацию остатков Великого княжества Литовского в польское государство под названием “Речь Посполитая”. Во главе этого государства стояли выборный польский король (его титулами были: великий князь литовский, русский, прусский и т.д.) и единый высший законодательный орган – коронный (т.е. польский) сейм, в котором голоса представителей ВКЛ заглушались подавляющим большинством коронных послов.

В результате жёсткой борьбы на Люблинском сейме и после Люблина за независимость и территориальную целостность правящим кругам Великого княжества Литовского удалось сохранить остатки территории бывшего государства, а также остатки государственности и автономию в границах Речи Посполитой.

В результате Брестского церковного собора 1596 г. и принятой на нём церковной унии была создана униатская церковь. Униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе

На  протяжении всего периода существования  Речи Посполитой в ней постепенно назревают условия политического кризиса, который наиболее остро проявился во второй половине ХVІІІ в. и привёл к распаду этого государства.

Более чем два века Беларусь находилась в составе Речи Посполитой. Этот период имел исключительное значение, в первую очередь, для национальной самоидентификации белорусов и для их политического самоопределения. Следует учитывать тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая менее всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа. Напротив, она делала всё, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянно нараставшего польско-католического давления большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этого является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях, которая не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

 

В) Провозглашение БНР  и БССР.

Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме. БНР не была реальным государственным образованием. Это была скорее декларация о намерениях. БНР так и не смогла реализовать свои представительские и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юриспруденцию на этой территории она не осуществляла.

Рада  БНР и Народный секретариат пытались выступать как законодательная  и исполнительная власть, но не обладали реальными властными полномочиями. БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительствами  ведущих стран мира – США, Англии, Франции, Германии и др. В основной своей массе самоопределение  БНР не поддержало и население  Беларуси. У БНР не было армии, отсутствовала  финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Деятельность правительства БНР ограничивалась исполнением урезанных полномочий при германской оккупационной администрации  и решением некоторых задач в  культурно-образовательной сфере, в  области местной промышленности и торговли.

Несмотря  на это, провозглашение Белорусской  Народной Республики было важным шагом  в создании белорусской государственности, потому что привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской  России, к белорусским проблемам. БНР потерпела крах, но как альтернатива ей родилась белорусская государственность на советской основе.

1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

Несмотря  на то, что в СССР был утверждён  безусловный приоритет общих  союзных интересов над интересами республик, Белорусскую Советскую  Социалистическую Республику в составе  СССР следует признать первым реальным национальным белорусским государством, обладающим всеми атрибутами такового.

При всей ограниченности реального суверенитета в советский период БССР не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности  имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего  ХХ столетия. Ещё в довоенный период Белорусская ССР постепенно собрала  основную часть этнической территории белорусов (“укрупнение” БССР в 1924 и 1926 гг., воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г.).

Именно  БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской  нации. Впервые были сформированы реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса, созданы другие институты суверенного государства.

Информация о работе Белорусская общность, национальная идея и государственность