Белорусские промыслы и ремёсла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:38, доклад

Описание работы

В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты , в нем отразились историко-культурные связи Беларуси с их соседями – украинцами, русскими, поляками, литовцами, латышами.

Файлы: 1 файл

белорусская соломка.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Белорусские промыслы и ремёсла

 

    В конце 19- нач.20 века формируется традиционный  белорусский костюм, особенности  которого сложились под воздействием  природно-географических условий, основных  занятий населения, исторических  традиций и т.д. На народное  убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты , в нем отразились историко-культурные связи Беларуси с их соседями – украинцами, русскими, поляками, литовцами, латышами.

    Народный костюм  в Беларуси обязательно украшался  вышивкой, особенно этим отличались  праздничные наряды. Вместе с  эстетической функцией вышивка  играла роль национального символа  ( например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

   Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверье отразилось целостность мировосприятия, представления о том, что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

 

  С давних времен  к традиционным народным промыслам  на Беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную  утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

 

   При всем разнообразии  гончарные изделия белорусских  мастеров сохраняют общие художественные  особенности, что придаёт им характерный  национальный колорит. Преобладающими  являются простые выразительные  формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное  выражение подчеркивается с помощью  своеобразной пластичности, подчеркнутого  выражения природных качеств  материала. В соответствии с различными  технологиями изготовления керамических  изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства

 

   Разнообразие и  богатство декоративно-художественных  приемов, неповторимость форм керамики  сохраняется и по сей день  в традиционных центрах производства  керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений мастеров Беларуси гончарного дела.

 

  За последние годы  в Беларуси созданы и работают  много Центров и Домов народного  творчества и ремесел, клубов  и объединений по интересам. Среди  них наиболее ярким центром  традиционного народного искусства  является Саморядовский Дом ремесел (Большесолдатский район), где работают мастера ручного художественного ткачества, плетения из пеньки, вышивки. Особое место в саморядовском ткачестве занимают домотканные рушники и пояса с неповторимым орнаментом, сохранившим в себе заметные следы языческой архаики. В Саморядовском Доме ремесел народными умельцами не только сохраняются традиции ручного ткачества, лаптеплетения, но и передаются навыки подрастающему поколению, изучается местный фольклор.А благодаря информационным технологиям, с народным творчеством знакомятся многие люди из других стран.На сайтах посвещенных декоративно - прикладному искусству можно дистанционно обучиться художественным приемам изготовления различных предметов народного творчества.

 

 

Белорусская соломка

 

    На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

    Бесчисленны поверья и обряды связанs с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

 

«Пауки»

                                            

   Конструкции из соломки, подобные белорусским соломенным "паукам", известны многим народам мира. Самой древней формой "паука" является шарообразная. "Пауки" в форме шара символизировали солнце, их изготавливали во времена языческих верований на весенний новый год.

  Возможно, не одну тысячу лет насчитывают и другие формы "пауков" - ромбические и пирамидальные. Основой их конструкций является модуль в форме объемного ромба.

 

 

Маски

Ряженные в масках черта, козла, аиста, медведя ходили по домам во время колядных праздников. Желали хозяевам здоровья, приплода скотине, урожая на полях и огородах.

                                                 

 

  Черт и козел, по старинным поверьям, были символами плодородия, аист - приносил в семью детей. Эти мифологические создания должны были помогать людям и охранять их.

  Колядные маски стали темой в работах современных мастеров и художников при создании декоративных настенных панно.

         Композиции и техники плетения Царских врат - неиссякаемый источник тем для интерпретации в творчестве современных мастеров. Сочетания квадратов с объемными шнурами дают нескончаемое разнообразие в решениях композиций декоративных настенных панно.

 

 

 

Скульптура

                      Возрождение соломенной скульптуры началось от древнего обычая изготовления соломенных животных и кукол имевших и магический смысл, и, одновременно, служивших забавными игрушками.

    Мастера, возродившие древнее ремесло, темы для своих работ черпали из народного фольклора и быта. Композиции могли включать одну или несколько фигур,часто они повествовали о каком-либо событии из народной жизни .

 

Бытовые изделия

 

   В крестьянском быту с давних времен были широко распространены изготовленные из соломенных жгутов емкости, на Беларуси их называли "шияны".

                            

 

Бижутерия

                  Незатейливые украшения из соломки: колечки, бусы, плела и носила, еще в недалеком прошлом, сельская молодежь.

   Современные мастера изготавливают из соломки женские украшения разнообразных стилевых направлений.

 

Головные уборы

Соломенная шляпа была обязательной частью белорусского народного мужского костюма. Картузы из соломки появились во второй половины 19 века, как повторение фабричных изделий.

  Соломенные шляпки, украшенные лентами и цветами, носили в Европе горожанки среднего и высшего сословий. Находят они свое место и в гардеробе наших современниц.

                                      

 

 

 

Вытинанка

 

   Вытинанка-так называют в Беларуси изысканное искусство вырезания из бумаги. В некоторых районах Бе-ларуси оно называлось “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”.

 

                   

 

  Ранее деревенские хаты украшались ажурными выре-зками из больших листов белой бумаги.  

На окнах висели бумажные занавески – “фiранкi”, столы и полочки украшали бумажные салфетки, подзоры, “вугольнiкi”, а на стенах красовались настоящие картины, сложные сюжетные композиции.

              Но и сегодня можно изготовить много интересных, красивых и полезных вещей: поздравительные откры-тки, закладки для книг, новогодние маски, валентинки и много другого. Ведь вытинанка – это полет фантазии!

              

     Традиционная белорусская вытинанка – это бумажная вырезка, сделанная без предварительной прорисовки выре-заемых контуров из одного сплошного листа бумаги, чаще всего черного, красного или белого цвета, изготовленная путем сложения бумаги в разных направлениях и применения определенных приемов вырезания.

                      Основные мотивы белорусской вытинанки – это “древо жизни”, птицы, солнце, дома, реже – животные и люди.  Дерево – символ жизни. Корнями своими оно уходит глубоко в землю, а ветвями тянется к небу, солнцу, теплу, жизни, символизируя память о предках, о душах умерших.  Дерево окружено птицами, символизирующими связь земли и неба, двух противоположностей, двух стихий. Такое изображение имеет глубокий философский смысл.

 

Белорусская деревообработка

 

                           

    В Беларуси, находящейся в лесной полосе Европы, практическая и художественная обработка древесины среди других видов ремесел издавна занимала ведущее место. Из этого доступного, универсального, легкого в обработке материала возводили жилье и хозяйственные постройки, мастерили мебель и транспортные средства, изготавливали орудия труда и посуду.

                                         

  Традиционная народная деревообработка характерна тем, что на протяжении времени не претерпела радикальных изменений.  Зародившись еще в первобытнообщинное время, она и в XIX веке выделялась древними формами и характерным декором.

Для изделий, предназначенных и используемых в крестьянском хозяйстве, были характерны простые геометрические узоры, символизировавшие растительные и животные формы, которым придавалось магическое значение

Лодка-долбленка -рукотворный памятник лодочных дел мастера Крука Ивана Емельяновича из деревни Игуменского повета Минской губернии

 

Плетение из лозы

Лозоплетение - одно из древнейших ремесел Беларуси. Оно было известнобелорусскому народу задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви ивы. Мебель, посуда, бытовые изделия - первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

        

 


Информация о работе Белорусские промыслы и ремёсла