Биография А. И. Покрышкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 22:45, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием 20 века, определившим судьбы многих народов. Она потребовала от людей величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, при штурме Берлина и в других сражениях. Каждый из них внес свой вклад в победу, при этом многие так и не дожили до великого дня. Однако были среди героев них те, чьи действия позволили радикально изменить ход войны

Файлы: 1 файл

Letchik_Aleksandr_Ivanovich_Pokryshkin_162434.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием 20 века, определившим судьбы многих народов. Она потребовала от людей величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, при штурме Берлина и в других сражениях. Каждый из них внес свой вклад в победу, при этом многие так и не дожили до великого дня. Однако были среди героев них те, чьи действия позволили радикально изменить ход войны. Таким великим человеком был и Александр Иванович Покрышкин.

Цель данной работы – проследить становление А. И Покрышкина как летчика-героя, а также определить его роль в истории нашей страны. В связи с этим перед нами встает ряд следующих задач:

  • Проанализировать биографию героя, уделить особое внимание довоенному и послевоенному периоду;
  • Рассмотреть его деятельность в период военного времени;
  • Изучить памятники (в широком смысле), посвященные Покрышкину, его культурно-историческое наследие. 

Вопросы о войне, ее предыстории, причинах, характере, периодизации, об исторических личностях войны были и остаются предметом дискуссий в научных, политических кругах и в общественном мнении. Однако в этом году они приобрели особую остроту в связи с 70-летней годовщиной начала войны. Вероятно, это последний «юбилей» на котором мы можем в живую видеть ветеранов, свидетелей тех страшных лет. И мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить память о великих подвигах и великих героях.

Глава первая. Биография А. И. Покрышкина.

Будущий герой, отважный летчик-ас Александр Иванович Покрышкин, родился в 1913 году 6 марта в Новониколаевске (теперь Новосибирск). Его семья была небогата, жила в достаточно неблагополучном районе города. В1908, получив травму на стройке, его отец стал инвалидом. С тех пор Покрышкины «перебивались» случайными заработками. У будущего летчика было пять братьев и одна сестра.

С ранних лет Покрышки отличался живым умом, упорством, тягой к знаниям, любопытством. Александр учился «на отлично» и смог сразу пойти во второй класс, а после «перепрыгнул» четвертый, поскольку, как отмечали его современники, он доказал, что ему там (в четвертом) нечего делать.

Еще в детстве Покрышкин влюбился в самолеты. Его знакомство с летающими машинами началось с «Юнкерса», агитсамолета Общества друзей воздушного флота, который был куплен на пожертвования сибиряков. Так писал Покрышкин о самых волнующих минутах детства: «Десятилетним я увидел первый самолет. Это был агитсамолет, прилетевший в мой родной город… Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком. И эта мечта стала целью моей жизни. Вся она была подчинена претворению этой мечты в действительность. Но чтобы быть летчиком, надо иметь крепкое здоровье и высокую техническую грамотность. В школе меня мои соученики за мою еще в то время одержимость называли Сашка - летчик, чем я гордился»1. Уже тогда Покрышкин видел себя только летчиков и прикладывал максимальное количество усилий, чтобы добиться осуществления своей мечты. В 1928 году он окончил семилетнюю школу в 1928 году, параллельно работая кровельщиком на стройках. Сразу после этого он поступил в фабрично-заводское училище, поскольку в летную школу нельзя было попасть, не имея рабочей специальности. Родители не одобряли выбор сына, но он продолжал двигаться к своей мечте и поступил на летное отделение авиационной школы в Перми. Однако удача отвернулась от него: летное отделение было перепрофилировано в авиационно-техническое. В 1933 Покрышкин закончил летную школу, а после курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова. Таким образом, в 1974 году будущий летчик поступил на службу старшим авиатехником в 74 стрелковую дивизию. Покрышкин и здесь смог проявить себя: предложил несколько улучшений к элементам вооружения, в том числе к пулемёту ШКАС. Стоит упомянуть, что В 1935 – 1938 году Покрышкин обучался и тренировался в аэроклубе Краснодарской авиационной части. Здесь ему помогли освоить профессию летчика. Покрышкин много отдавал тренировкам, учился стрельбе. Ему было разрешено участвовать в окружных учениях в качестве летчика-наблюдателя. Первым инструктором Александра был В. И. Севастьянов.

Интересно отметить, что после окончания Пермской авиационной школы, Покрышкин неоднократно отправлял рапорты (всего 44) с просьбой направить его на обучение летной специальности, и каждый раз получал отказ. Наконец, в 1938 году ему разрешают поступить слушателем в знаменитую Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. школу. В связи с этим в том же году году он по своей инициативе, в тайне от начальства, всего за месяц сдал на «отлично» теорию и практику полетов, которой должны были обучаться два года. Советская летная школа не знала подобных прецедентов. Чуть позже в том же 1938 году Покрышкин поступает в знаменитую Качу и оканчивает ее с отличными результатами менее, чем за год. Таким образом, прямо перед войной лейтенант Покрышкин в должности младшего летчика отправляется в 55 истребительный авиаполк, располагавшийся под Бельцами (Молдавская ССР, западная граница). Далее следуют 4 тяжелых военных года, в течение которых Покрышкин проявляет себя как настоящий герой и гениальный летчик (подробнее о его участии в войне будет описано в главе 2).

На военном Параде Победы герой СССР выступил знаменосцем сводного полка первого Украинского фронта. Сразу после войны он продолжил свое обучение и уже 31 июля 1945 года поступил в Военную академию им. Фрунзе, а 3 года спустя закончил ее с золотой медалью. В 1957 году он окончил Академию Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза, после чего успешно защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата военных наук. Покрышкин был автором большого количества трудов и книг. Конфликт между Василием Сталиным и Покрышкиным, возникший в результате того, что последний отказался служить в ВВС Московского военного округа, вынудил летчика перейти в войска ПВО СССР, где он служил с 1948 по 1969 год. Здесь он прошел длинный путь и в 1968 году был назначен заместителем главнокомандующего ПВО страны. В 1972 году герою СССР присваивают звание маршала авиации (награждение производил председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный). В том же году Покрышкин становится председателем ЦК ДОСААФ СССР. Упорный и ответственный, Покрышкин приложил все усилия, чтобы укрепить престиж воинской службы. Благодаря его усилиям происходило весьма эффективное совершенствование плановой подготовки специалистов в сфере вооруженных сил. Он способствовал развитию сети аэродромов, улучшению парка вертолетов и самолетов. Многие проблемы авиационных спортклубов были решены после открытия в двух авиационных училищ. В зрелом возрасте Покрышкин сохранил качества, присущие ему с детства - сознательность, самостоятельность, инициативность. Это во многом объясняло нелюбовь к нему начальства. Со своей стороны, летчик старался как можно внимательнее относится к людям, оценивать их по достоинству, поощрять инициативу и труд. Одним из главных направлений его деятельности являлось военно-патриотическое воспитание и работа с молодежью. При этом Покрышкин продолжал летать. Он освоил все имеющиеся в истребительной авиации нашей страны самолеты, выполнял самые сложные полеты как в дневное, так и в ночное время. Покрышкин вел и активную политическую и общественную деятельность. С 1946 года он был депутатом Верховного совета СССР нескольких созывов, принимал участие в комиссии по иностранным дела и лично возглавлял зарубежные делегации. При этом Покрышкин не гнался за богатством и высоким положением, нередко отказывался от соблазнительных и выгодных должностей.

Однако главное место в жизни гениального летчика всегда занимали семья и друзья. Со своей женой он познакомился во время войны в санчасти, во время визита к своему раненому товарищу. Как рассказывал сам Покрышкин, это была любовь с первого взгляда, которую он пронес через всю жизнь. В доме героя всегда было весело и шумно, приходили друзья, однополчане. Стоит упомянуть, что сын, внук и правнук летчика носят имя Александр.

А. И. Покрышкин дожил до 72 лет и скончался в Москве в 13 ноября 1985 года.

Таким образом, на протяжении всей жизни герой СССР А. И. Покрышкин трудился на благо своей Родины, способствовал развитию и укреплению оборонных сил государства, привитию чувства патриотизма у молодого поколения. Не смотря на тяготы войны, он не растерял своей находчивости, инициативности, упорства и до конца жизни оставался верен своим идеалам.

 

Глава вторая. Военные годы А. И. Покрышкина.

В данной главе мы более подробно рассмотрим подвиги великого летчика на военных фронтах. Как мы упомянули выше, к началу войны его авиационная дивизия находилась в Молдавии. Первой задание (в отличие от большинства других в первые месяцы войны) оказалось достаточно простым. Покрышкину и его товарищам было поручено сопровождать группу бомбардировщиков. Достигнув цели и отбомбившись, летчики спокойно вернулись на родной аэродром. Уже 23 июня Покрышкин сбил свой первый самолет. Однако удача не всегда сопутствовала герою. Полет 3 июля чуть не кончился для него трагедией. Как свидетельствуют источники, Покрышкин сумел приземлиться и благодаря помощи пехотинцев, отступавших на восток, добрался до своего полка. При этом он попросил прицепить свой полуразрушенный самолет к грузовику и доставить назад вместе с самим летчиком. Таким образом, он уже в первый месяц войны провел ряд блестящих вылетов, одержал несколько побед в воздушном бою и заслужил нерасположение со стороны командиров, поскольку, как они считали, был слишком дерзким и строптивым. Стоит отметить, что у прямого, упрямого и нетерпящего подхалимства Покрышкина часто возникали конфликты с начальством, что сказалось и на его послевоенной судьбе. Однако были среди высших чинов и те, кто помогал и поддерживал героя.

Первые годы войны были крайне тяжелыми для всех бойцов и людей, оставшихся в тылу. Как вспоминал сам Покрышкин: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел».2 Нелегко приходилось и летчикам: нередко они работали в условиях перебоев со связью, бойцам приходилось осуществлять атаки на лишенных броневой защиты истребителях. Но даже эта «пляска смерти», как называли ее сами летчики, не сломила их решимости и боевого духа. Отчасти это была заслуга Покрышкина, который показывал «чудеса» в воздухе и придавал уверенности своим товарищам. Как отмечали современники Покрышкина, он не раз чудом избегал смерти: практически у ног героя несколько раз взрывались сброшенные бомбы, в одном из полетов пуля попала в правый борт кабины, зацепила плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, при этом только слегка оцарапала подбородок летчика. Сам он видел в этом знак: судьба призывала его жить и продолжать борьбу за Родину.

В конце 1941 года Покрышкин совершает подвиг, за который получает орден Ленина. Он смог в одиночку отыскать замаскировавшиеся в лесопосадке танки генерала фон Клейстера (всего 200 танков), которые при внезапном появлении могли нанести серьезный урон русским войскам. Покрышкин не позволил осуществиться этим планам. Разведку он проводил на бреющем полете, при этом нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров.

В 1942 году, после проведения невероятно тяжелых боев в предгорьях Кавказа, 16-й гвардейский полк был переведен в тыл, где пилотам предстояло освоить новую технику: поставленные по ленд-лизу американские самолеты  «Аэрокобра». Предстояло приспособить их к условиям войны, поскольку, как считали сами американцы, эти самолеты были слишком тяжелы в управлении, их было трудно вывести из плоского штопора. Однако советские летчики успешно справились с задачей и вскоре Аэрокобры, отличавшиеся отличной радиосвязью и мощным вооружением, стали одними из самых результативных машин в войне.

К этому моменту Покрышкин успел нажить немало недругов, которые воспользовавшись случаем, нанесли «удар в спину». Новый руководитель полка обвинил летчика в нарушении инструкций и наставлений. Покрышкин оказался в опале: его исключили из партии (куда он вступил в летом 1942 года), отстранили от должности, отозвали представление его к званию Героя Советского Союза. Однако не смотря на все неприятности, Покрышкин продолжал свои теоретические работы, составлял планы атаки и тактических приемов, поскольку они, по его словам, могли помочь товарищам, не зависимо от его собственной судьбы. Вскоре в дело вмешались вышестоящие руководители и «провинившийся» был оправдан, восстановлен в партии. Тогда же генерал-майор Н. Ф. Науменко предлагает талантливому стратегу стать заместителем командира полка, но Покрышкин отказывается от предложения. Стоит отметить, что ему несколько раз предлагали привлекательные, более спокойные и почетные должности, однако он считал своим долгом быть в самом центре боевых действий, рядом со своими товарищами и учениками.

В апреле 1943 летчик возвращается на фронт. В это время начинается крупномасштабное сражение на Кубани. Подобное противостояние было уникальным по плотности боев и концентрации самолетов во всей второй мировой войне. Нашим войскам предстояло столкнуться с элитными истребительными эскадрами противника. Как отмечают источники, стояла ясная погода, ежедневно в воздухе происходили столкновения; иногда в сражении принимало одновременно до 200 самолетов. В одно из первых полетов Покрышкин сбил 4 машины врага, за что получил орден Красного знамени. Всего за два месяца было уничтожено более 800 самолетов.

С этого момента слава о Покрышкине распространилась по всему миру. О нем говорили на радио, писали в советских и иностранных газетах. Упоминали не только его успехи как летчика-истребителя, но и новаторские и реформаторские достижения (подробнее о них мы расскажем ниже). Президент США Франклин Рузвельт признался, что считает Покрышкина величайшим летчиком второй мировой войны, после чего героя наградили американской медалью «За боевые заслуги». Что касается немцев, после сражений на Кубани, они боялись великого героя и даже предупреждали друг друга «Внимание! В воздухе Покрышкин!». К весне 1943 года на счету аса было 13 лично сбитых и 6 сбитых в группе с товарищами самолетов.  24 мая было принято решение присвоить ему звание Героя Советского Союза. Через три месяца число сбитых самолетов возросло до 30, а Покрышкин был удостоен второй медали «Золотая Звезда».3 Еще через год эта цифра возросла до 53 (была вручена третья «Золотая Звезда»). К этому времени у Покрышкина насчитывалось более 130 воздушных боев.

Среди знаменитых боев с участием летчика особо отмечают сражение 29 апреля 1943 года, когда восьмерка «Аэрокобр», ведомых Покрышкиным, смогла рассеять и развернуть назад целых три эшелона (81 машина) самолетов Ю-87. При численном превосходстве противника, как свидетельствовал сам герой, очень часто единственным возможным выходом была скорейшая ликвидация командира-аса. Это вводило дезорганизацию в ряды врага, сеяло испуг; немецкие истребители теряли инициативу и драгоценные секунды. «В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами».4

24 августа 1943 года Покрышкину вторично присвоили звание Героя Советского Союза.

Еще один памятный бой, происходивший на глазах у его товарищей и командиров, состоялся 21 сентября 1943 около Большого Токмака. Это сражение чуть не стало роковым для Покрышкина. Как вспоминал герой, накануне битвы в их полк вернулся инженер, у которого случилось настоящее несчастье: немцы уничтожили всех его близких. Покрышкин дал обещание отомстить обидчикам и сделал для этого всевозможное. Так Покрышкин вспоминал об этом дне: «Вхожу в строй бомбардировщиков. В прицеле ведущий. Очередь - и передо мной возникает огромный круг огня. Оторванное крыло взорвавшегося Ю-88 бьет рядом идущий бомбардировщик и проносится мимо меня с медленно вращающимся винтом мотора. Какое-то мгновение, не успев среагировать рулями, пронизываю центр огненного шара и оказываюсь в строю бомбардировщиков. Правее меня, отставая, горел Ю-88, поврежденный взрывом ведущего. Ошеломленный неожиданным взрывом, я какие-то секунды соображал, что делать. В панике высыпая бомбы, "юнкерсы" начали разворачиваться в обратную сторону. Бросаю самолет на ближайший справа. Он с разворотом входит в пикирование. Очередь по правому крылу - и из него потянулись струйки дыма. Но бомбардировщик с углом пикирования градусов сорок тянет к линии обороны. Переношу прицел на левый мотор и даю в упор очередь. Из мотора и центроплана хлынула полоса черного дыма с огнем, Ю-88 падает и врезается в крутой берег реки Молочной».5 

В 1944 году Покрышкин становится командиром авиадивизии. При этом он продолжает летать на боевые задания и в августе ему вновь присваивают звание Героя Советского Союза. Он стал первым из трех, кто получил это звание трижды (кроме Покрышкина трижды Героями Советского Союза были Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб).

Легендарный летчик принимал участие в Берлинской операции. Как отмечают источники, к тому времени наша армия активно продвигалась вглубь Германии, отвоевывая все новые и новые территории. Авиация обеспечивала пехоте поддержку с воздуха. Однако вскоре у летчиков возникли серьёзные трудности. Поскольку продвижение войск происходило быстро, авиация все дальше отдалялась от аэродромов, при этом новых посадочных мест было крайне мало, особенно с учетом дождливой и слякотной весенней погоды. В итоге горючего в самолетах стало хватать лишь на то, чтобы долететь до границы боевых действий, пробыть та пару минут и полететь назад. Тогда было принято решение садится на автострады, хотя это было трудным и иногда опасным выбором. Первым такую экспериментальную посадку произвел Покрышкин.

Информация о работе Биография А. И. Покрышкина