Блокада ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими[4] и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Файлы: 1 файл

Блокада Ленинграда.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Категория снабжаемого населения (в граммах)[40]

Дата

установления нормы Рабочие

горячих цехов Рабочие

и ИТР Служащие Иждивенцы Дети

до 12 лет

16 июля 1941 1000 800 600 400 400

2 сентября 1941 800 600 400 300 300

11 сентября 1941 700 500 300 250 300

1 октября 1941 600 400 200 200 200

13 ноября 1941 450 300 150 150 150

20 ноября 1941 375 250 125 125 125

25 декабря 1941 500 350 200 200 200

24 января 1942 575 400 300 250 250

11 февраля 1942 700 500 400 300 300

23 февраля 1943 700 600 500 400 400

[править]Система оповещения жителей. Метроном

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла  информацию для населения о налётах  и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады  Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через  эту сеть. Быстрый ритм означал  воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Также тревогу объявлял диктор Михаил Меланед[41].

[править]Ухудшение ситуации в городе

В ноябре 1941 года положение  горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Специальные  похоронные службы ежедневно подбирали  только на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших  — дома или на работе, в магазинах  или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала:

Теперь умирают  так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают[42].

Е. А. Скрябина, пятница, 7 ноября 1941 год 

Смерть хозяйничает  в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле  передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее  лицо. Подумала про себя: наверное, скоро  умрёт. Тут действительно можно  было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько  шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла  к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что  не сопротивляются смерти. Умирают  так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них  никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней  привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая  участь ожидает каждого. Когда утром  выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы  долго лежат, так как некому их убирать[42].

Е. А. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год 

Д. В. Павлов, уполномоченный ГКО по обеспечению продовольствием  Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет:

Период с  середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время  блокады. Внутренние ресурсы к этому  времени оказались полностью  исчерпанными, а завоз через Ладожское  озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу[43]. 

 

 

Жертва «Ленинградской болезни» — дистрофии

Несмотря на низкие температуры  в городе, часть водопроводной  сети работала, так были открыты  десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов  могли брать воду[44]. Большая часть  рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение, но жителям  приходилось также брать воду из повреждённых труб и прорубей[45].

Число жертв голода стремительно росло — каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в  сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6—7 тысяч человек. Только в декабре умерло 52 881 человек, потери же за январь—февраль — 199 187 человек[46]. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

[править]Воздействие холода

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились  запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление  домов, замёрзли или были отключены  водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

Зима 1941—1942 годов оказалась  значительно холоднее и продолжительнее  обычного. Среднесуточная температура  устойчиво опустилась ниже 0 °С уже 11 октября, и стала устойчиво положительной после 7 апреля 1942 года — климатическая зима составила 178 дней, то есть половину года. За этот период было 14 дней со среднесуточной t > 0 °С, в основном в октябре. Даже в мае 1942 года наблюдалось 4 дня с отрицательной среднесуточной температурой, 7 мая максимальная температура днём поднялась лишь до +0,9 °С[47]. Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра. По максимальной высоте снежного покрова (53 см) апрель 1942 года является рекордсменом за весь период наблюдений, по 2010 год включительно[48].

Среднемесячная температура  в октябре была +1,4 °С (среднее значение за период 1743—2010 года составляет +4,9 °С), что на 3,5 °С ниже нормы. В середине месяца морозы доходили до −6 °С. К концу месяца установился снежный покров.

Средняя температура ноября 1941 года составила −4,2 °С (средняя многолетняя — −0,8 °С), ход температур был от +1,6 до −13,8 °С.

В декабре среднемесячная температура опустилась до −12,5 °С (при средней многолетней в −5,6°С). Температура колебалась от +1,6 до −25,3 °С.

Первый месяц 1942 года был  самым холодным этой зимой. Средняя  температура месяца была −18,7 °С (средняя t за период 1743—2010 года — −8,3°С). Мороз доходил до −32,1 °С, максимальная температура — +0,7 °С. Средняя глубина снега достигла 41 см (средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см).

Февральская среднемесячная температура составила −12,4 °С (средняя многолетняя — −7,9 °С), ход температуры от −0,6 до −25,2 °С.

Март был немногим теплее февраля — средняя t = −11,6 °С (при средней многолетней t = −4 °С). Температура изменялась от +3,6 до −29,1 °С в середине месяца. Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год.

Среднемесячная температура  апреля была близка к средним значениям (+2,8 °С) и составила +1,8 °С, в то же время минимум температуры составил −14,4 °С[47][48].

В книге «Воспоминания» Дмитрия  Сергеевича Лихачёва, о годах блокады  сказано:

Холод был  каким-то внутренним. Он пронизывал всего  насквозь. Тело вырабатывало слишком  мало тепла.

Человеческий ум умирал в  последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп  мертвеца с оскаленными передними  зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. 

[править]Отопление и транспортная система

Главным отопительным средством  для большинства обитаемых квартир  стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей  частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие  стало важным фактором, способствовавшим росту смертности.

По свидетельству Д. С. Лихачёва,

… когда остановка  трамвайного движения добавила к  обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного  марша от места жительства к месту  работы и обратно, это обусловливало  дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной  остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. 

«Свеча горела с двух концов»  — эти слова выразительно характеризовали  положение жителя города, жившего  в условиях голодного пайка и  огромных физических и психических  нагрузок. В большинстве случаев  семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы  были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

[править]Попытки прорыва блокады. «Дорога жизни»

[править]Попытка прорыва. Плацдарм «Невский пятачок»

Основные статьи: 1-я Синявинская операция (1941), 2-я Синявинская операция (1941), Любанская операция, Синявинская операция (1942)

Осенью 1941 года, сразу после  установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью  восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление  велось в районе так называемого  «синявинско-шлиссельбургского выступа»[49], ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены.

Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» —  узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км (это по воспоминаниям И. Г. Святова) на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат[50].

В начале 1942 года высшее советское  командование, воодушевленное успехом  в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» (нем. Nordlicht).

Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько  попыток прорыва блокады, но все  они оказались неудачными. Район  между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между  линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров (так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ»), продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта.

[править]«Дорога жизни»

Основная статья: Дорога жизни

«Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимами 1941—42 и 1942—43 годов, после достижения толщины льда, допускающей транспортировку  грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения  Ленинграда с Большой землёй.

 

Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась  к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал  через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз.

В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной…[51]

 

[править]Весна—лето 1942 года

 

 

 

Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде, 1942 год

 

 

[править]Сокращение уличных смертей

Весной 1942 года, в связи  с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в  мае — 50 трупов. В марте 1942 года все  трудоспособное население вышло  на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение  условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий.

[править]Восстановление движения городского общественного транспорта

8 декабря 1941 года Ленэнерго  прекратило подачу электроэнергии  и произошло частичное погашение  тяговых подстанций. На следующий  день по решению горисполкома  были упразднены восемь трамвайных  маршрутов. Впоследствии отдельные  вагоны ещё двигались по ленинградским  улицам, окончательно остановившись  3 января 1942 года после того, как  полностью прекратилась подача  электроэнергии. 52 поезда так и  замерли на заснеженных улицах. Занесенные снегом троллейбусы  простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты,  сгорели или получили серьёзные  повреждения. Весной 1942 года городские  власти распорядились убрать  машины с магистралей. Своим  ходом троллейбусы идти не  могли, пришлось организовывать  буксировку. 8 марта впервые было  дано напряжение в сеть. Началось  восстановление трамвайного хозяйства  города, пущен грузовой трамвай. 15 апреля 1942 года было дано напряжение  на центральные подстанции и  пущен регулярный пассажирский  трамвай. Чтобы вновь открыть  грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около  половины всей эксплуатируемой  в то время сети. Пуск троллейбуса  весной 1942 года городские власти  сочли нецелесообразным[52].

Информация о работе Блокада ленинграда