Блокада Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:24, реферат

Описание работы

Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград.

Файлы: 1 файл

блокада ленинграда.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

УО «Белорусский Университет Потребительской Кооперации»

Реферат

на тему

Блокада Ленинграда

Орлова М.И.

Преподаватель

В.В. Кривоносова

Выполнила учащаяся

группы Сс11

Гомель 2010г

 

Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками.

Нас, живущих в ХХI веке, отделяют от Великой Отечественной войны 60 с лишним лет - целая жизнь. И слова "блокада Ленинграда", "блокадник" сегодня часто можно услышать в ироническом, шутливом контексте ("почему не можете? что, блокада Ленинграда?", "оделся, как блокадник", "выбросить давно пора - не блокада же" и т.п.). Вряд ли мы задумываемся над их истинным значением. Возможно, это произошло не только оттого, что человеческой памяти со временем свойственно забывать нанесенные тяжелые травмы.

Тема блокадного Ленинграда долгие годы питала вдохновение представителей самых разных творческих профессий. Подтверждением тому множество произведений литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографа (в том числе, бесспорно талантливых), посвященных блокадным 900-м дням и ночам. И как-то так получилось, что реальные события утратили, свойственные жизни шероховатые и часто неприглядные подробности, став неким стерильным символом "героизма, борьбы и беспримерной стойкости".

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

Горожане начали готовиться к осаде: люди бросились изымать средства из сберкасс, за несколько часов был выбран весь денежный запас по городу. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом, солью. Даже по официальным данным спрос на эти продукты в некоторых районах превышал 500 процентов.

Первый удар по Ленинграду был нанесен с воздуха 22 июня 1941г от 4.00 до 5.40 утра - "мессершмитты" минировали Финский залив севернее Выборга, одновременно пытаясь блокировать аэродром под Выборгом. В Прибалтике войска нашего Северо-Западного фронта терпят поражение в приграничных сражениях, и немецкая группа армий "Север" начинает стремительное продвижение на северо-восток: одной из ее первоочередных задач является захват Ленинграда и Кронштадта. Преодолев слабую оборону наших войск, подвижные соединения гитлеровцев 09.07.41 овладели Псковом. Почти в то же время (с 29 июня 1941г по 1 июля 1941г) группа войск "Норвегия" двинулась на Ленинград через Карельский перешеек, наступая одновременно на Мурманск, Кандалакшу, Ухту, Петрозаводск, Свирь. В составе группировки "Север": 18-я армия, 4-я танковая группа (1 000 машин) и часть сил 16-й армии. Всего - 23 дивизии, в том числе 3 танковые и 3 моторизованные с численным составом солдат и офицеров в полмиллиона человек.

Наступая на Лугу, немцы рвались к Киевскому шоссе (чтобы с ходу подойти к Ленинграду). Однако попытка не удалась - на Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные бои. Понесенные в связи с этим противником большие потери вынудили гитлеровское командование предпринять обходной маневр и ударить по Кингисеппу. Форсировав Лугу юго-восточнее города (там, где его не ожидали), враг 14 июля занял на ее правом берегу два плацдарма. Почти месяц обороняющие Лугу будут сдерживать натиск противника на этом направлении.

В первой половине августа, завершив перегруппировку войск и подтянув тылы, немцы перешли в наступление сразу на 3-х направлениях: Красногвардейском, Лужско-Вырицком и Новгородско-Чудовском. Почти одновременно финские войска нанесли удар на Карельском перешейке. 10 августа 1941г захвачен Кингисепп, 16 августа 1941г - Новгород, а 20 августа 1941г - Чудово. Перерезанными оказались обе железные дороги, связывающие Ленинград с Москвой (Октябрьская и Варшавская ЖД). 24 августа наши части оставили Лугу. 29 августа за линией фронта оказались Тосно, Саблино и др. населенные пункты. Неприятель был остановлен только на подступах к Колпину.

К началу сентября вражеские войска вышли к Финскому заливу (в районе Лигова) и заградительной полосе у Пулковских высот. В их планах было форсировать Неву, чтобы соединиться с частями финской армии, занявшими часть Карельского перешейка. Осуществлению этого плана помешали наши соединения, закрепившиеся в районе Невской Дубровки ("Невский пятачок") с левого берега Невы и оказывающие упорное сопротивление. В связи с этим, немецкое наступление в дальнейшем разворачивается вдоль левого берега Невы.

Бои за плацдарм, получивший название "Невский пятачок" (3 км в длину и 2 км в глубину), продолжались до апреля 1942 г. Здесь погибло 200 000 наших бойцов.

Взяв 28 августа 1941 станцию Мга, фашисты отрезали от Ленинграда последнюю железную дорогу, связывавшую его со страной. После захвата немцами Шлиссельбурга 8 сентября Ленинград оказался блокированным с суши. (В тылу у врага оставался наш плацдарм в р-не Ораниенбаума - между Петергофом и Сосновым Бором, который немцам так и не удалось взять).

На Карельском перешейке с начала августа бои велись от Ладоги до Финского залива. Между Онегой и Ладогой войска группы "Норвегия" рвались к Свири, чтобы, соединившись с финскими войсками опоясать Ленинград еще одним кольцом. Первые попытки штурма города противник предпринимает уже в первых числах сентября 41-го. Наступление войск предваряют массированные удары по городу с воздуха и обстрелы орудий тяжелой и зенитной артиллерий. 9 сентября немцы нанесли сокрушительный удар по Красносельскому сектору Красногвардейской укреплинии: 12 сентября советские части оставили Красное Село, а 13.09.41 - Красногвардейск (Гатчину).

В этот критический для Ленинграда момент (10сентябрь 1941) командование Ленинградским фронтом принял Г.К. Жуков. Он сумел предугадать, что основной удар по Ленинграду будет нанесен со стороны Урицка и Пулковских высот. В связи с этим, по его приказу за 6-8 дней на самые опасные участки переброшены войска с Карельского перешейка, усилена противотанковая и зенитная оборона южных подступов города, создана глубоко эшелонированная инженерная оборона на всех уязвимых направлениях, сформированы воинские резервы из моряков Балтийского флота, учащихся военно-учебных учреждений города, подразделений НКВД.

Северный и Северо-Западный фронты были созданы в первые дни войны. В августе 1941 года Северный фронт был разделен на два: Ленинградский и Карельский. Почти одновременно сложилась Волховская группа войск, а в декабре 1941 года на ее основе создан Волховский фронт.

14 сентября началась битва за  Ленинград. Пулково бомбили непрерывно. Несмотря на брошенные Жуковым  к Урицку резервы, к вечеру 15 сентября 1941г. немцы отрезали наши части  от Пулкова и Урицка, и танки  противника вышли на шоссе  Петергоф - Ленинград (до Ленинграда  оставалось менее 30 км). 18 сентября  был захвачен Пушкин, враг утвердился  в Урицке и Лигове. Немцы упорно  штурмовали Пулковские высоты, пытаясь  обойти их с запада и пробиться  к Ораниенбауму. Почти до конца  сентября враг продолжал настойчиво  атаковать город. Несмотря на  огромные потери (с обеих сторон) попытки противника продвинуться  дальше оказались безрезультатными. Со стороны Кронштадта (с северо-запада) враг был остановлен в 30-40 км, а  с юга (на линии Урицк -Пулково) его от города отделяли лишь 3-4 км. Фронт на подступах к  Ленинграду в основном стабилизировался.

Большие потери (одна треть вооруженных сил Германии была брошена под Ленинград) убедили Гитлера отказаться от дальнейшего штурма города. Согласно директиве Военно-Морского штаба Германских вооруженных сил от 29.09.41 за № 1-а 1601/4 Ленинград надлежало физически уничтожить: "…после поражения Советского Союза нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…". О своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города-порта (побежденного противника) непосредственно у своей границы заявила также Финляндия. Для осуществления данного решения Ленинград надлежало тесно блокировать и путем обстрела артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. Любые просьбы о сдаче вследствие создавшегося положения должны были быть отвергнуты.

На случай сдачи города немцам был приказ Сталина о заминировании промышленных объектов и кораблей Балтфлота. Все это при отступлении надлежало взорвать, чтобы через образовавшуюся брешь можно было вывести войска из окружения.

С этого момента Ленинград ежедневно подвергается мощнейшим бомбардировкам и обстрелам. Во внутреннем кольце блокады город обороняют несколько наших армий и Балтийский флот со всей своей морской пехотой, а также Ладожская военная флотилия.

После успеха наших войск под Тихвином (освобожденным 18декабря 1941г) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось - бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани - к концу января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород - Ленинград и Новгород - Чудово). 8 ноября 1941г Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано.

В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием "Искра" - по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов).

12 января 1943 войска Ленинградского  и Волховского фронтов одновременно  перешли в наступление на Шлиссельбургско-Синявинском  направлении. Форсировав по льду  Неву и преодолев оборонительную  полосу (минные и проволочные  заграждения, огневые точки дотов  и дзотов) 18января 1943 в 9.30 на восточной  окраине Рабочего поселка №1 под  Шлиссельбургом части 123-й стрелковой  бригады Ленинградского фронта  соединились с частями 372-й дивизии  Волховского фронта. К концу дня  произошли встречи и других  соединений наших войск. В этот  же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои  в самом городе). Блокада была  прорвана. На очищенном от врага  южном побережье Ладожского озера  образовался сухопутный коридор  для сообщения с Большой землей.

В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы "Поляны" до станции "Шлиссельбург". Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06 февраля 1943г по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий.

Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100 000 вагонов.

Целью готовившегося наступления под Ленинградом и Новгородом было сокрушение всего северного крыла восточного германского фронта, полная ликвидация блокады Ленинграда и освобождение Ленинградской области. Подготовка началась с конца октября 1943 г. На приморский плацдарм перебрасываются войска, вооружение, техника, формируются складские резервы. Для обеспечения только боеприпасами 42-й и 2-й ударных армий, потребовалось 1 150 железнодорожных вагонов. На кораблях Балтийского флота через Финский залив перевезено более 44 000 человек, около 600 орудий, тысячи тонн боеприпасов и других грузов.

К этому моменту (к 14 января 1944г.) под Ленинградом и Новгородом были сосредоточены в общей сложности 44 дивизии и 4 бригады противника (в т.ч. резервные формирования), входившие в группу войск "Север". Поддержку с воздуха им обеспечивали более 200 самолетов. Кроме того, немцы создали отлично оснащенную и спланированную оборону, которая была особенно крепкой южнее Пулковских высот и севернее Новгорода (общая глубина оперативной обороны достигала 230-260 километров; помимо орудийных и пулеметных дзотов здесь были возведены железобетонные доты, противотанковые рвы, надолбы и эскарпы).

Начало наступательной операции было назначено на 14 января 1944г. (По плану одновременно должны были также начаться наступления наших войск на Правобережной Украине, а также на центральном участке советско-германского фронта. Такая стратегия лишала гитлеровское командование возможности переброски подкрепления группе армий "Север"). Для наступления привлечены силы 3-х фронтов: Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского, а также Балтийский флот, авиация дальнего действия и партизанские силы. Для подавления огня крупнокалиберной артиллерии врага и уничтожения опорных пунктов и дотов было задействовано свыше 200 орудий среднего и крупного калибра корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота.

14-15 января 1944 г. советские войска  развернули наступление одновременно  от Копорского залива до озера  Ильмень, от Ораниенбаума и Пулкова  на Ропшу. Приходилось продвигаться  по лесисто-болотистой местности  со множеством рек и озер  при почти полном отсутствии  проложенных трасс (грунтовых дорого  было мало, а большинство железнодорожных  путей выведено из строя партизанами). Продвижение затрудняли и многочисленные  оборонительные заграждения противника, а также установившаяся в ходе  операции оттепель - требовалось  прокладывать дороги и сооружать  переправы, проводить разминирование. На Ленинградском фронте в  исходных районах было разминировано 926 минных полей и снято около 324 тыс. мин.

Первыми противника атаковали войска 2-го Прибалтийского фронта. В их задачу входило сковать 16-ю немецкую армию и не дать ей возможности перебросить свои части под Ленинград. 59-я армия Волховского фронта прорывала фашистскую оборону севернее Новгорода. 2-я ударная армия Ленинградского фронта при поддержке артиллерии Балтийского флота наступала на Петергоф и Стрельну, чтобы перерезать пути отхода врага на этом направлении.

Утром 19 января 1944 г. части Ленинградского фронта очистили от немцев Красное село и Ропшу, выбили их из Урицка, Стрельны, Володарского, Петергофа. 20 января 1944г был освобожден Новгород, 21 января - Мга, а в конце января - Кингисепп. 27 января вражеская блокада была полностью снята. В феврале 1944 г. гитлеровцы были отброшены от Ленинграда с юга и запада на 200 км.

То, что вынес Ленинград, причем не только в войну, но и вскоре после нее ("Ленинградское дело"), не пережил ни один другой город мира. Не случайно любые попытки рассказать о блокаде с точки зрения, отличной от утвержденной в свое время советской идеологией с ее принудительным оптимизмом, немедленно пресекались. Сама память о количестве жертв, трагизме блокады, людских страданиях была запретной.

Тем не менее, и с позиций настоящего времени, когда многое тайное отечественной истории стало явным, переоценены ценности и расставлены иные акценты, трагедия, постигшая Ленинград, остается на своем месте, хотя и предстает несколько в иной свете - еще более ужасающем и мрачном. И потому подвиг людей (блокадников, солдат, партизан - всех тех, кто защищал Ленинград) делается еще более значительным.

К счастью, судьба областного центра, уготованная великому городу после героической 900-дневной эпопеи, не состоялась. Несмотря ни на что Ленинград – Санкт-Петербург по-прежнему является не только культурной и интеллектуальной столицей России (пусть и неофициальной), но и городом мира. И его история (в том числе Ленинградская блокада) - не только часть истории города и России. Это часть мировой истории, которую необходимо знать.

 

Список используемой литературы

ленинград блокада война

1. Дэвид Гланц Блокада Ленинграда

2. Статья журнала «VIP» « О  блокаде Ленинграда»

3. И.Л. Эттингер Город не горит  «Химия и жизнь» (№1, 1984 г.)

 

При использовании материалов сайта, активная ссылка на GREAT-VICTORY.RU обязательна!


 

      

 


Информация о работе Блокада Ленинграда