Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:10, реферат
Актуальность проблемы диверсификации методов обучения в системе образования Украины обусловлена сложными процессами вхождения Украины в Европу, которые включают в себя: интеграцию в Европейское экономическое пространство, унификацию и согласование законодательной и правовой базы, контроль миграционных потоков, согласование политических решений по предотвращению угрозы распространения глобального терроризма на территорию Европы, в том числе и Украины и т.п. Неотъемлемой частью этих процессов является вхождение Украины в Европейское образовательное пространство.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
диверсификации методов
Цели Болонского процесса
Болонской декларацией определены шесть основных целей создания единого европейского пространства высшего образования:
Первый этап должен иметь продолжительность не менее трех лет и завершаться получением диплома бакалавра, при этом выпускник должен иметь законченное высшее образование и возможность претендовать на работу на соответствующих должностях.
Второй этап высшего образования предполагает получение студентом более высокого уровня знаний в какой-либо узкой специализации. Длиться он должен один - два года и заканчиваться получением степени магистра (или доктора).
Повышение привлекательности
европейского высшего образования,
в том числе за счет межуниверситетского
сотрудничества, обеспечения мобильности
студентов и совместимых
Болонский процесс в Украине
Прежде чем говорить о
достоинствах и недостатках
Болонский процесс в ходе
своего развития прошёл ряд этапов,
на каждом из которых расширялся круг
стран-участниц процесса и декларировались
новые цели. Следующий этап Болонского
процесса состоялся в Праге 19 мая
2001 года, где представителями уже
33 стран Европы было подписано Пражское
коммюнике. Одним из наиболее важных
решений этого саммита стало
решение о содействии повышению
привлекательности и
Очередной этап Болонского
процесса состоялся в Берлине 18-19
сентября 2003 года, где также было
подписано соответствующее
Важно также отметить, что
ещё одной составляющей Болонского
процесса является т.н. «Великая Хартия
университетов» — результат предложения
о создании содружества университетов,
с которым еще в 1986 году Болонский
университет обратился к
В то же время нельзя не сказать
о том, что европейская научная
и образовательная сферы весьма
консервативны. Это касается и сроков
образования, и процедур присуждения
ученых степеней, особенности которых
формировались в различных
Кроме всего этого, в ряде
европейских университетов
Правда, среди тех, кто видит для нашей страны преимущества в присоединении к Болонскому процессу, одним из таковых представляется предполагающаяся ликвидация Высшей аттестационной комиссии, контролирующей процесс защит докторских и кандидатских диссертаций и постоянно ужесточающей требования, предъявляемые к этим диссертациям. Но, во-первых, еще никто из представителей министерства образования и науки Украины ни одним словом не обмолвился о ликвидации или хотя бы трансформации ВАКа. Во-вторых, насколько можно понять из Болонской декларации (а надо сказать, это весьма неконкретный документ) программы подготовки PhD будут существовать лишь в некоторых избранных (кем и как?) университетах, имеющих соответствующую международную аккредитацию. Чем это отличается от нашей централизованной системы контроля процесса защиты диссертаций и где же провозглашаемая автономия университетов?
Следует также отметить, что, по мнению критиков Болонской декларации, этот документ является скорее свидетельством кризиса европейского образования, нежели программой выхода из него. Возможно, такая оценка черезчур радикальна, но, тем не менее, очевидна неоднозначность и Болонского процесса, и отношения к нему, что нам необходимо понимать и учитывать. Как, впрочем, необходимо понимать и то, что для нашей страны, руководство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет
Болонский процесс в Украине – "за" и "против"
Процессы интеграции
систем образования как России,
так и Украины, в Европу
В нашей современной педагогической практике
метод обучения можно охарактеризовать
как иллюстративно-воспроизводящий или
репродуктивный метод подачи учебного
материала. Репродуктивный метод получил
широкое распространение в системе образования
Украины и является наследием продолжительного
периода «позитивистского» подхода к
усвоению и воспроизводству «фактов»
в советской педагогике. Основная функция
репродуктивного метода обучения – усвоение
учебного материала в ходе лекций с целью
его дальнейшего воспроизведения и практического
закрепления на семинарах. Конечной целью
является экзамен или зачёт, который выявляет
степень усвоения материала студентом.
Многочисленные научные эксперименты
показали низкую эффективность репродуктивного
метода. Стрессовая ситуация на экзамене,
зазубривание, т.е. перевод усвоенного
учебного материала из долговременной
памяти в кратковременный регистр воспроизведения,
приводит к низкому проценту остаточных
знаний у студентов. Проще говоря, студент,
получив вожделенную оценку, стирает из
памяти ненужную уже ему информацию, а
вместе с ней и образ экзаменатора.
Другой метод обучения – креативный (творческий)
метод обучения личности предполагает
определенную степень свободы. Обучаемый
должен сам принимать решение и создавать
нечто новое на основе полученных от преподавателя
знаний и навыков. Главной задачей, целью
обучения является не копирование, репродукция,
воспроизведение материала, а обучение
навыкам самостоятельной творческой работы.
В системе
Оба эти типа
Очевидно, что накопленный в Европе педагогический
опыт и методология преподавания вовсе
неоднозначны и требуют тщательного изучения. Поэтому необходимо
рассмотреть, как проблема единства репродуктивного
и креативного подхода к обучению студентов
решается на Западе.
Во-первых,
на начальном этапе студенты слушают обзорный
курс изучаемого предмета, знакомятся
с историей развития, конкретным содержанием
той или иной научной дисциплины.
Во-вторых,
на старших курсах студенты выбирают индивидуальную
форму специализации, и их обучение начинает
приобретать творческий характер – написание
научной статьи, эссе или решения актуальной
проблемы или производственной задачи.
Студент получает научного руководителя,
который корректирует творческий поиск
студента в заданном направлении. Общение
преподавателя и студента переходит от
контроля к сотрудничеству – поощряется
самостоятельная работа студента и его
творческий потенциал.
В-третьих,
характерно то, что форма контроля студентов
– тот же экзамен – носит в корне отличный
характер и ориентирована на творческую
сторону деятельности сознания, а не на
воспроизведение (зазубривание) материала.
Студенту разрешается работа с источниками,
пользование справочной литературой и
т.п. Отпадает необходимость в шпаргалках
различной модификации, так как проверяется
в первую очередь работа мышления, творческая
способность анализировать, систематизировать,
модифицировать эмпирический материал,
полученный ранее, то есть производить
нечто новое, а не воспроизводить старое
и давно усвоенное.
Однако следует
обратить внимание на тот факт, что наряду
с вышеизложенными позитивными моментами,
западной системе образования присущи
и ряд негативных особенностей.
Во-первых,
излишняя формализация форм контроля:
тестирование нивелирует личность, низводит
творческую природу мышления человека
до положения придатка машины, которая
оценивает коэффициент интеллекта студента
и ставит ему отметку, которая зачастую
становится отметиной в душе – студент
учится не ради знаний, а ради рейтинга
или поощрительных стипендий.
Во-вторых,
массовость набора в студенты приводит
к «размыванию» творческих основ личности
– отсутствует стимул хорошо учиться.
Поэтому всё в большей степени западная
наука подпитывается «утечкой мозгов»
с Востока, в том числе и из Украины;
В-третьих,
утрата фундаментальных знаний в области
математики, физики, химии приводит к снижению
мировоззренческого и научного кругозора
студентов и способствует превращению
в «одностороннего» человека, о чём предупреждал
немецкий философ Герберт Маркузе в книге
«Одномерный человек» .