Большой скачок и культурная революция в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Задача настоящей работы: показать все плюсы и минусы китайской политики «госкапитализма», рассказать о мероприятиях, последствиях и итогах этой политики.
Цель работы: раскрыть секреты экономики Китая, рассмотреть пути, которыми шел Китай к «реальному госкапитализму».

Содержание работы

стр.
1.Введение.

3
2. Основная часть.

4-19
2.1. Приход Мао Цзэдуна к власти.

4-6
2.1.1. Нравственно - этические принципы государственных устоев
Китая в разные периоды.

4-5
2.1.2. Создание I Китайского Совета и его деятельность.
5
2.1.3. Становление Китайской республики Советов.
5-6
2.2. Большой скачок в индустрии и с/х Китая.
6-9
2.2.1. Цели «большого скачка».

6
2.2.2. Реальный ход аграрной реформы.

6-7
2.2.3. Последствия аграрной реформы.

7-9
2.3. Культурная революция 1966-1976 гг.

9-15
2.3.1. Цели культурной революции.

9
2.3.2. Ход культурной революции в стране.
9-14
2.3.3. Внешняя политика в годы культурной революции.
14-15
2.4. Лаогай- мера подавления и перевоспитания населения.
15-19
2.4.1. Виды исправительных учреждений.

15-16
2.4.2. Категории заключенных трудовых колоний и их права.
16-17
2.4.3. Воспитательные приемы в трудовых колониях.
17-19
3. Заключение

19-20
4. Список использованной литературы.

20

Файлы: 1 файл

Большой скачок и культурная революция в Китае.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Большой скачок и культурная революция в  Китае

 

         

стр.

1.Введение.

     

3

2. Основная часть.

     

4-19

2.1. Приход Мао  Цзэдуна к власти.

 

4-6

2.1.1. Нравственно  - этические  принципы государственных устоев

Китая в разные периоды.

   

4-5

2.1.2. Создание I Китайского Совета и его деятельность.

5

2.1.3. Становление  Китайской республики Советов.

5-6

2.2. Большой скачок  в индустрии и с/х  Китая.

6-9

2.2.1. Цели «большого  скачка».

   

6

2.2.2. Реальный  ход аграрной реформы.

 

6-7

2.2.3. Последствия  аграрной реформы.

 

7-9

2.3. Культурная  революция 1966-1976 гг.

 

9-15

2.3.1. Цели культурной  революции.

 

9

2.3.2. Ход  культурной революции в стране.

9-14

2.3.3. Внешняя  политика в годы культурной  революции.

14-15

2.4. Лаогай- мера  подавления и перевоспитания населения.

15-19

2.4.1. Виды исправительных  учреждений.

 

15-16

2.4.2. Категории  заключенных трудовых колоний  и их права.        

16-17

2.4.3. Воспитательные  приемы в трудовых колониях.

17-19

3. Заключение

     

19-20

4. Список использованной литературы.

 

20

5. Приложение.

     

21-23

           

Содержание

1. Введение.

Газета АИФ  №38-2004г. напечатала заметку о предстоящем  визите

В.Путина в Китай. Там есть такая фраза: «Руководство Китая готово продемонстрировать, что  такое реальный госкапитализм и как с его помощью Китай стал локомотивом всей мировой экономики».    

 В другой  газете АИФ №37-2004г. М. Кактурская  немного приоткрывает

«секреты экономики» Китая: «В Китае два десятилетия  экономический рост

держится на уровне, близком 10% в год. При этом там очень низкая оплата труда.

Люди готовы вкалывать, как проклятые, за 10долларов в неделю. Китайцы ходят

вдоль сверкающих  витрин, заполненных товарами, и ничего не покупают. Они

зрители. А миллионы вообще живут в хибарах!»

Подобных статей в газетах стран всего мира огромное количество. Тема «большого скачка» и «культурной революции» остается актуальной и по сей день. Политологи всего мира  интересуются правлением Мао Цзэдуна, вождя тоталитаризма. Очень часто проводят параллель между его реформами и реформами И. В. Сталина.

Задача настоящей  работы: показать все плюсы и минусы китайской политики «госкапитализма», рассказать о мероприятиях, последствиях и итогах этой политики.

Цель работы: раскрыть секреты экономики Китая, рассмотреть пути, которыми шел Китай к «реальному госкапитализму».   

 При подготовке  работы были использованы материалы:

-М. Кактурская, газета АиФ №37-2004 стр. 11. В этой  газетной статье М. Кактурская  открывает секреты экономики Китая.  

-Словарь иностранных слов. М. Госиздательство  иностранных и национальных словарей.     1955 г. В этой книге объясняются значения иностранных слов.

-Http: // www.allsoch.ru/history. На этом сайте предложен краткий  анализ событий 1958-76 года в  Китае.

- Т. Нетреба,  газета АиФ № 38-2004 стр.2. В этой газетной статье Т. Нетреба  пишет о визите В.В.Путина в Китай, обещая в скором времени рассказать о политике «госкапитализма».    

- «Черная книга  коммунизма» авторов: С. Куртура,  Н. Верта, и др./изд.М. «Три  века истории» 2001г./. В этой книге подробно рассказывается о политике «большого скачка» и «культурной революции», особое внимание уделяется жестоким последствиям, жертвам террора.

2. Основная часть

2.1. Приход Мао  Цзэдуна к власти

История китайского коммунизма очень важна в рассмотрении периода.

«большого скачка».               

 Начиная с  1949 года пекинский режим контролировал  больше 2/3 коммунистического лагеря  в Азии. После распада Советского  Союза в 1991 году доля контроля  приблизилась к 9/10.

Всемогущего Мао  Цзэдуна при жизни называли «Красным императором».

Насилие, возведённое  в принцип в годы правления  Мао, вышло за пределы национальной трагедии Китая.

2.1.1.Нравственно-этические  принципы государственных устоев  Китая в

в разные периоды.

Китай- многонациональная  страна. Кроме основного населения – китайцев -  насчитывается около 50 национальностей. Наиболее распространёнными в Китае являются 3 религии: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство-вероисповедание  по китайскому мыслителю Конфуцию

/551-479 г.г. до  н.э./. Это одна из трёх наиболее распространённых религий Китая.

Основа этой религии - культ предков и воспитание народа в рабской покорности /3/.

По Конфуцию идеальное государство возникает  в том случае, если его население  руководствуется нормами морали и поведения.

Даосизм проповедует  покорность, смирение, безропотность  народных

масс. Обряды даосизма основаны на суевериях, магии, заклинании духов. /3/.

Буддизм-религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э., названная по имени

легендарного  Будды, способствовала порабощению народов эксплуататорскими

классами. Буддийский закон: убийство освобождает дух, воровство  приближает равенство, суицид-это счастье  на зависть всем.

Две важнейшие  нравственные системы: конфуцианство  и даосизм – в

разной степени присутствуют в каждом китайце.

Эти сложившиеся  устои помогают понять, почему восторжествовали

новые режимы и почему сопровождающее их насилие кажется нормальным явлением.

Мао Цзэдуном за образец был  взят бездушный и циничный монарх,

основатель Циньской династии Цинь Иш-хуанди./годы правления 221-210 до н.э./.

Этот монарх однажды приказал собрать и сжечь тома китайской  классической

литературы, приговорил к  смерти или к ссылке 20тыс. мелких землевладельцев,

бросил сотни  тысяч жизней на строительство Великой  Китайской стены.                          

      2.1.2 Создание Китайского Совета и его деятельность.

В 1927г. был создан первый китайский Совет-Хайлуфынская

революционная база. / организатор Пэн Бай /. Коммунисты держались в                 

 стороне от  Советов. Они старались использовать вражду местных группировок,

входили в доверие  к населению и поощряли деревенский  активистов к расправам и насилию. С 1922г. движение подогревалось крестьянскими  профсоюзами, созданными коммунистической партией. Совет отменил долговые обязательства, арендную плату за землю. Пэн Бай установил режим «демократического террора». Все население сгоняли на процессы над «контрреволюционера-

ми», которых  приговаривали к смертной казни. Люди должны были участвовать при  расправах, жертвы расчленяли на куски. Присутствующие должны

были жарить и съедать. Устраивались массовые трапезы  с поеданием печени и

сердца, а также  митинги, где оратор произносил речь перед строем пик с голо-

вами убитых. За 4 месяца власти Советов провинцию  покинули около 50 тысяч

человек / бедные крестьяне /.

Пэн Бай /расстрелян в1931г./ был ярым сторонником сельского  милитаризованного коммунистического  движения.

2.1.3. Становление  Китайской республики Советов.

Идею Пэн Бая  подхватили коммунисты-маргиналы. Мао  Цзэдун /выходец  из крестьян/ развил эту идею в знаменитом Докладе « О положении крестьян в Хунани /1927г./», противопоставив сельский коммунизм городскому рабочему коммунистическому движению, которое в тот момент было полностью разбито Гоминьданом под предводительством Чан Кайши. Идея привела к                 созданию первой «красной базы» в горах Цзинган в 1928г. В 1931г. там была провозглашена Китайская республика Советов, а Мао Цзэдун стал председателем Совета народных комиссаров. Неудивительно, что в той революционной ситуации, стоящие перед армией военно-репрессивные задачи являлись центральными и основополагающими.                    

 Революционная  ситуация в то время была  далека от русского большевизма                   и ещё дальше от марксизма. Но именно путём захвата власти и утверждения национально-революционного государства с 1918г. шли к коммунизму              

 основатели  КПК. Везде, где верх брала  КПК, возникал казарменный социализм               

/ особенно чрезвычайные  суды и карательные отряды /. Повсеместно в жизнь

внедрялись аграрная реформа, тяжёлые налоги, мобилизация  молодёжи на войну. В        1941 году у крестьян было изъято 3,5% урожая / в 4 раза больше, чем в провинциях, занятых    Гоминьданом /. Жители открыто желали смерти Мао.

КПК подавляла сопротивление, поощряла выращивание в экспорт опиумного

мака / который  до 1945г. приносил в казну от 26 до 40% дохода /.

Многие активные проводники политики « на местах»  впоследствии

стали жертвами подозрений. Наибольшие подозрения вызывали те руководители, которые работали в своих родных деревнях, районах, уездах. Они и в самом деле действовали иногда более осторожно, рискуя даже уклоняться

от выполнения директив. Члены партии в сельских районах были из зажиточного крестьянства / более образованного слоя /. Партийные работники центральных органов пришли из маргинальных и деклассированных слоев / бандиты,

бродяги, нищие, бывшие солдаты, проститутки /. Они были самыми активными

кадрами революции.  

      

2.2 «Большой скачок»  в индустрии и сельском хозяйстве Китая.   

2.2.1. Цели «  большого скачка».

На Западе давно  прижился миф о том, китайская  модель демократии

далека от совершенства, но все таки «Мао удалось дать каждому  китайцу чашку риса». В самом  деле это было не так.

В 1957 году Мао  стал инициатором движения « Пусть расцветает сто

Цветов», лозунгом, которого были слова: Пусть цветут сотни  цветов, пусть соперничают тысячи школ разных мировоззрений». Он поощрял  творческих работников смело критиковать  партию и её методы политического  руководства

и управления. Однако вскоре он повернул это движение против инакомыслящих. Он опубликовал программу «Большого скачка», целью которой было

ускорение индустриализации в масштабах всей страны. Выдвигались  лозунги

типа: «Три года напряжённого труда и десять тысяч  лет благоденствия» или

«За 15 лет догнать  и перегнать Англию по объёму важнейшей  промышленной продукции».

В деревнях развернулась кампания за создание народных коммун-

началась аграрная реформа. По замыслу Мао за очень  короткий срок предстояло перевернуть  весь жизненный уклад крестьян, обязав их вступить в

гигантские объединения / 10 тысяч крестьянских дворов /, становились  общественными орудия труда и  собственность, включая продукты питания. Пред-

полагался грандиозный  рост с/х производства на базе строительства гигантских

оросительных  сооружений и внедрения новой  агротехники. Главная задача состояла в том , чтобы добиться само обеспечения  каждой общины-коммуны и

вместе с тем  развития промышленности в форме  местных производственных

предприятий. Предполагалось, что излишки продукции коммуны будут сдавать

государству, которое  будет направлять часть дохода на развитие крупной индустрии.

2.2.2. Реальный  ход аграрной реформы.

В течении нескольких месяцев все шло как по маслу. Местные власти

рапортовали о  рекорде за рекордом. В декабре 1958г. было объявлено, что задача выполнена – собрано 375млн.т. зерна, в 2 раза больше чем годом раньше.

Было решено ликвидировать частные наделы, закрыть  сельские рынки, отменить право увольняться  из трудовых коллективов, провести сбор металлической кухонной утвари для переплавки в сталь.

Но вскоре местные  руководители партии поняли, что задания  высоких

начальников не выполнены. Стало ясно, что чиновнику  проще подтасовывать

показатели и  заставлять тоже делать и подчинённых, чем признаться, что зада-ния не выполнены. Причины были чисто технические. Агрономические догмы

Советского академика  Лысенко в Китае, как в СССР, стали главными. Запущенность посевов  в5-10 раз выше нормы убивала молодые  всходы. Слишком глубокая вспашка  сушила почву. Пшеница была не слишком «хорошей компанией» кукурузе. Замена традиционного ячменя пшеницей привела к катастрофе  в сельском хозяйстве на холодном Тибете. Уничтожение воробьёв привело к  увеличению потерь урожая от насекомых-паразитов. Непродуманной размещение ирригационных сооружений привело к затоплению одних районов и к быстрой эрозии почвы от сухости в других районах. Строительство сооружений унесло множество человеческих жизней / до15% рабочих /. 

      В Фудзяни ради расширения посевов риса были уничтожены ценнейшие

чайные плантации. Были допущены экономические ошибки:

1.- отчисления в фонд  накопления капитала были очень  большими – 43,4% бюджета. Расходовались  они на ирригацию с/х земель  и на развитие промышленности  в крупных городах.

2.- диспропорция в рабочей силе.

На госпредприятия было направлено 21млн. рабочих.

Прирост рабочего класса составил 85% за 1 год.

За период 1957-1960г.г. рабочий  класс составил 20%

населения Китая. И его  надо было кормить.

Сходные процессы шли и  на селе. Крестьяне должны были, кроме работы на полях, сооружать малые павильоны, продукция которых была некондиционной и годилась только на свалку, разрушать старые деревянные настройки

и строить новые дома. В  результате обманщики оказались  в ловушке. Больше всего пострадали те, кем они командовали. Было объявлено, что в Фыньяме собрано в 1959г. 199 тыс. т. зерна.

На самом деле было собрано 54 тыс. т. / по сравнению с 89 тыс. т. в 1958 г.

Но государство потребовало 29 тыс.т.- свою долю.

2.2.3.Последствия  аграрной реформы.

Голод охватил всю страну. Каждая спортплощадка Пекина была

вскопана под огород. Два  млн. кур закудахтали на балконах Пекина. Уро-жай 1960г. / 143 млн. т. / был  на 26% ниже урожая 1957г. Он упал до

уровня 1950г., а  численность населения выросла  на 100 млн. человек.

Сильно пострадала экономика районов Китая, специализировавшихся на

выращивании промышленных культур – сахарного тростника, масличных культур, кормовой свеклы и хлопка, производство которых упало  на две трети. Голодающему населению  не на что было покупать продукты. Цены на рис выросли в 15-30 раз. Политика того времени категорично навязывала «народным коммунам» принцип самообеспечения  и запрещала перевозку продуктов из других районов. Остро ощущалась нехватка угля. Голодные шахтёры уходили на поиски еды и работали на приусадебных огородах. Голод приводил к росту преступности. Падение собственного производства

сельскохозяйственной  продукции в 1960г. В индустриально  развитой провинции Ляонин дошло  до половины объёмов 1958г. В 50-х годах  сюда в год

ввозилось 1,66 млн.т. продовольствия. А в 1958г. Все провинции Китая получили 1,5 млн.т.

На сельское население обрушивается атака сродни военной. Не менее

10 млн. крестьян  отправлены в тюрьмы. Дан приказ  отобрать всю кухонную утварь /уцелевшую после переплавки /,чтобы не кормились дома. Нельзя разводить огонь.  Тысячи арестантов подвергаются пыткам. Детей убивают и запахивают в поля вместо удобрения. Возрождаются обычаи прошлого: людей живьём закапывают в землю, пытают калёным железом. Запрещено хоронить покойников /чтобы похороны не переросли в демонстрации про-

теста. Отчаявшиеся  крестьяне бегут в города, где  их встречают огнём. В ряде деревень голод унёс половину крестьян. В  Хэнани зарегистрировано 63 случая каннибализма.

Жан-Люк Доменак  писал: «Слияние утопии с политикой приводит

к террору в  обществе».

Истощённые люди утоляли голод отварами трав или  древесной корой,

а в городах  – листьями тополей. Безысходное  отчаяние толкало людей на бунт. Но еды по-прежнему не было. Болезни и эпидемии  умножали

смертность. Рождаемость падала.

Заключённые трудовых лагерей сотнями умирали голодной смертью.

Живые вынуждены  были выискивать червей и непереваренные зерна кукурузы в конском и  коровьем навозе. Люди стали подопытным мате-

риалом. На них  проверяли эрзац-смеси:

-мука с 30% целлюлозы для хлеба;

-болотный планктон  с рисовой кашей.          

 От этого  люди болели и умирали. Был  найден оптимальный вариант-труха  из молотых стержней кукурузных  початков. который внедрялся по  всей

стране. Смертность подскочила с 1,1% до 2,9%. Рождаемость упала с 3,3% до 1,8%. Потери от смертности по причине голода в 1959-1961г.г составили от 20 до 43 млн. человек. /4/                 

 С августа  1959г. и до 1961г. Партия затаилась  в ожидании поворота событий.  Критиковать «большой скачок»  было опасно. Но положение было настолько безвыходным, что второй человек в китайском руководстве Лю

Шаоци заставил Мао отступить и вернуться  к «мягкой коллективизации».

Снова были разрешены  приусадебные участки, крестьянские рынки, частные ремесленные мастерские, проведено разукреннение  гигантских хозяйств. Жители каждой деревни были объединены в отдельную рабочую бригаду, управляемую крестьянами. Эти меры позволили быстро ликвидировать голод, но крайняя бедность населения не была устранена. Было подорвано доверие крестьян. За период 1952-1978г.г валовое производство с/х продукции выросло в двое, но и население за эти годы выросло 574 до 959 млн.чел. Прирост  продукции на 1 человека был небольшим. Бесхозяйственность «большого скачка» урезала экономические показатели почти на четверть. Только в 1983 г. Китай смог выйти на уровень 1952г. по важнейшим показателям сельского хозяйства.

Лю Шаоци в  январе 1962г. сделал шаг вперёд, заявив на закрытой  конференции кадровых работников, что голод был спровоцирован  людьми. В то время указать на Мао, как на виновника этой трагедии, было нельзя. Даже в 1981г. «большой скачок» не подвергался осуждению.  

      2.3.Культурная революция 1966-1976г. г

2.3.1. Цели культурной  революции.

«Культурная революция 1966-1967г.г стала поединком одного человека Мао Цзэдуна с целым поколением.

Его авторитет  среди партийного руководства был  подорван крушением «большого скачка», и он с1962г.отошёл от активного руководства  страной, передав бразды правления  председателю республики Лю Шаоци Мао  был опытным стратегом, он старался занять позиции, с которых можно было бы опять увлечь страну глобальными планами.

В период с 1966г. по 1969г. Мао и его жена Цзян Цин  вовлекли всю

страну в дискуссию  по поводу её политического будущего. После того, как Мао снова занял пост председателя партии и главы государства, Китай оказался в состоянии перманентной революции.

Целью этой революции  было:

- устранить из  партийных органов всех несогласных  с политикой Мао;

- навязать партии  и народу свою схему развития  Китая, предусматривающую ускоренное развитие социализма, отказ от методов экономического стимулирования, развития по принципу

«казарменного коммунизма».

Эти идеи наглядно отражались в призывах:

«В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться в армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий». 

      Мао постоянно нарушал принципы коллективного руководства партией, часто не обсуждая принимаемых решений ни с ЦК КПК, ни с Полит-

бюро ЦК. Тем  самым он поставил себя над этими  высшими органами партии.

2.3.2. Ход культурной  революции в стране.

Начало «культурной  революции» пришлось на 1966г. Оно было

наиболее активной и разрушительной фазой революции. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965г. статьи Яо Вэньюня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя».

Пьеса была написана в 1960г. видным китайским историком, заместителем

мэра Пекина У Ханем. Он был обвинён в том, что, повествуя в своей драме об эпизоде из жизни средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР

Пэн Дэхуая, давшего  в 1959г. негативную оценку «большому  скачку» и на-

родным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье «антисоциалистической ядовитой травой». За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК  и отдела пропаганды ЦК КПК. В мае 1966г.

на расширенном  заседании Политбюро ЦК КПК было заслушано сообщение, в котором  излагались основные идеи Мао Цзэдуна о  «культурной 

революции». После  этого был, подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии.

Была также  создана Группа по делам культурной революции /ГКР/ во главе

с бывшем секретарём Мао Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цинь и секретарь

Шанхайского горкома  партии Чжан Чуньцяо стали его  заместителями, а

секретарь ЦК КПК  Кан Шен, курировавший органы госбезопасности  – советником группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат партии и превратилась стараниями Мао в «штаб культурной революции».

Для подавления оппозиционных сил в партии Мао  Цзэдуна и его

сторонники использовали политически незрелую молодёжь, из которой

формировались штурмовые отряды хунвэибинов –  «красных охранников»

/первые хунвэибины  появились в конце мая 1966г.  В средней школе при пекинском  университете Цинхуа /. В первом  манифесте хунвэибинов говорилось: «Мы являемся стражами, защищающими  красную власть, ЦК

партии. Председатель Мао – наша опора. Освобождение всего человечества

является нашей  обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянёмся, что  ради защиты ЦК, защиты великого вождя  Председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведём до конца культурную революцию».

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао прекращены для того,

чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить  «культурную революцию». Начались преследования  интеллигенции, членов партии и комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей науки и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд

масс» в шутовских  колпаках, избивали, глумились над  ними – якобы за их

«ревизионистские  действия», а в действительности – за самостоятельные

суждения о  положении в стране, за критические  высказывания о внутренней

и внешней политике КНР.

По далеко не полным данным, представленным пекинским  отделением Министерства государственной  безопасности, в августе-сентябре 1956г.

хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски в домах более 85 тыс. человек, изгнанных затем из столицы. К 3 октября 1966г. по всей стране из городов было изгнано уже 397400 чел. «нечисти». /4/

В августе 1966г. был создан пленум ЦК КПК, в котором не участвовали многие члены ЦК, павшие жертвами репрессий.                      

5 августа Мао  лично написал и вывесил в  зале заседаний своё дацзы-бао   «Огонь по штабам!» Он объявил участникам пленума о существовании

«буржуазного  штаба», обвинил многих партийных  руководителей в центре

и на местах в  том, что они осуществляют «диктатуру буржуазии», и призвал

открыть «огонь по штабам». Мао предполагал полностью  разгромить или

парализовать  руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые

«революционные» органы власти. После «реорганизации»  партийного руководства на пленуме  из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один – министр  обороны Линь Бяо, о котором говорилось, как о «приемники» Мао Цзэдуна. В результате этих действий бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели ещё большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были постав-

лены, по существу, над партией и государственными органами.

В декабре 1966г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились  отряды

цзаофаней  /бунтарей/, в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, служащие, учащиеся. Они должны были перенести «культурную революцию» на предприятия, в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а часто и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили многие высшие руководители

страны. Чтобы  сломить сопротивление противников  «культурной революции», была развёрнута компания по «захвату власти». В январе 1967г. Цзаофани Шанхая захватили партийную и административную власть в городе.

Вслед за этим волна  «захвата власти» у «облечённых  властью и идущих по капиталистическому пути» прокатилась по всему Китаю. В Пекине в сере-

дине января 1967г. власть была захвачена в 300 ведомствах и учреждениях.

Парткомам и органам власти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с  основания КНР стремились «реставрировать» капитализм».

«Захват власти» осуществлялся с помощью армии, подавляющей сопротивление и осуществляющей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами . Для поддержки «бунтарей» были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинства хунвэйбинов и цзаофаней. Быстро осуществить план «захвата власти» не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения  с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинами и цзаофаней. Как пишут китайские историки: «Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и

правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты подвергались гонениями».  С января 1967г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти – «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась 

политическая  борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета

1971г. страна  фактически была взята под  военный контроль. Состоявшийся  в октябре 1968г. пленум ЦК  КПК, на котором присутствовало  около трети состава ЦК /так  как остальные были к этому времени репрессированы/,

санкционировал  все акции «культурной революции», «навсегда» исключил

из партии Лю Шаоци, снял его со всех постов, одобрил  проект нового устава

КПК. Началась усиленная  подготовка к созыву 9 съезда КПК.

9 съезд КПК /апрель 1969г./, на котором делегаты не избирались, а

назначались, одобрил  и узаконил все акции, предпринимавшиеся  в стране в

1965-1969г.г. В  основном докладе, с которым  на съезде вступил Линь Бяо,

была выдвинута  установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968г. Вся история партии

представлялась  как борьба « линии Мао Цзэдуна» против различных «уклонистов». 9 съезд  одобрил курс на «непрерывную революцию», на подготовку к войне.

Новый устав  партии, принятый съездом, в отличии от Устава, принятого в 1956г., не определил задач партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении

Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна. Положение о преемники, характерное для монархического абсолютизма, внесённое в Устав  КПК, считалось

«новаторским  явлением» в области международного коммунистического

движения. Это  действительно было новаторство  в том смысле, что со времени  возникновения мирового коммунистического  движения такого странного

явления ещё  не было. Трудно сказать, сколь велико значение имело оно для мира, а  вот Китай оно привело на грань катастрофы.

После 9 съезда некоторые  из тех руководителей, которым удалось  сохранить свои позиции, требовали  от Мао корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития

страны. По их инициативе с начала 70-х годов стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жёсткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранялся.

В 1970-1971г.г произошли  события, отразившие новый кризис внутри

Китайского руководства. В марте 1970г. Мао принял решение  о пересмотре

Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Министр обороны Линь Бяб и руководитель группы по делам культурной революции Чэнь Бода не согласились с ним. В результате развернувшейся борьбы за власть Чень Бода исчез с политической сцены, а в сентябре 1971г. настал черед Линь Бяо и группы военных руководителей.

По сообщению  китайской стороны, Линь Бяо погиб  в авиационной катастрофе, на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. Вслед  за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесён  тяжёлый урон,

подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились  преследования интеллигенции. В  годы «культурной революции» /говорилось в обвини-

тельном заключении по «четвёртки» в 1981г./, преследованиям, травле, и

уничтожению подверглось  «большое число руководящих работников ЦК КПК, органов общественной безопасности разных ступеней, прокуратуры, 

      суда, армии, органов пропаганды. Жертвами «четвёртки» и Линь Бяо, согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были «доведены до смерти». По официальным данным,

число пострадавших в ходе «культурной революции» составило 100  млн. человек. /5/

Однако страна не могла жить только насилием. С 1972г. режим несколько смягчается. Активизируется процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин.

XX съезд КПК,  проведённый в августе 1973г,  санкционировал все эти меры,

а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина.

Несмотря на достигнутый на X съезде компромисс между различными сила-

ми в КПК, обстановка в стране продолжалась оставаться нестабильной. В начале 1974г. Мао одобрил план новой общественной политико – идеологи-

ческой кампании « критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили

выступления в  печати, направленные на развенчание  конфуцианства и восхваление  легизма – древнекитайского идейного течения, господствующего

при императоре Цинь Шихуане – главе первой общекитайской деспотии

/3в. до н.э./.Специфической  чертой кампании, как и некоторых  предыдущих,

явилось обращение  к историческим аналогиям, к аргументам из области истории китайской  политических мысли в целях решения  актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975г. после 10-летнего перерыва Мао допустил созыв парламента.

Была принята  новая конституция КНР. Конституция  представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в неё включены установки 1966-

1969г.г. / в том числе и призывы готовиться к войне /, с другой – она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, признавала производственную бригаду / а не коммуну / основной хозрасчётной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Вскоре после  принятия новой конституции выдвиженцы - «культурной революции» предпринимали  новую попытку упрочить свои позиции. С этой

целью по инициативе Мао в 1974-1975г.г была развёрнута кампания под лозунгом борьбы «За изучение теории  диктатуры пролетариата». Важной задачей этой кампании являлась борьба тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой  политической кампании распределение  по труду, право на приусадебные участки, товарноденежные отношения объявлялись  буржуазным правом», которое необходимо «ограничить», т.е. вводить уравниловку.

Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях

и в коммунах ущемлялись экономические интересы рабочих. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались  приусадебные участки. Всё это вызывало массовое недовольство народа, забастовки и волнения.

После тяжёлой  болезни в январе 1976г. умер премьер  Госсовета КНР Чжоу

Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвящённой  его памяти, произошли массовые выступления  на главной площади Пекина – Таньаньмэне. Это был сильный удар по престижу Мао Цзэдуна. Участники выступлений осудили деятельность его жены Цзян Цинь и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их устранения. Эти со-

бытия вызвали  новою волну репрессий. Дэн Сяопин снят со всех постов,

премьером Госсовета  КНР стал министр общественной безопасности Хуа

Гофен. В Китае  развернулась новая политическая кампания « борьбы с правоуклонистским  поветрием пересмотра правильных выводов  культурной

революции», она была направлена против Дэн Сяопина и его сторонников.

Начался новый  тур борьбы с «лицами, обличёнными  властью и идущими по

капиталистическому  пути», который оборвался со смертью  Мао Цзэдуна. /9сентября 1976г./.

Его предполагаемые наследники немедленно подверглись репрессиям.

Цзянь Цин и  её ближайшие соратники, прозванные «бандой четырёх»,

были арестованы. Тщательно выбранного Мао преемника  на пост председателя, Чжао Гофэна, изгнали  из внутреннего партийного круга, как

только правительство  оказалось под контролем умеренных.

«Культурная революция» представляла собой примечательную смесь

противоречий. Как  и у движения «Ста цветов», её основными  принципами являлись критика, сомнение в честности людей, находившихся у власти и доктрина «права на протест». И всё же, несомненно, её целью являлось создание и закрепление массового «культа личности» - верности идеям

и лично Мао  Цзэдуну, вездесущий образ которого красовался во всех общественных местах и частных домах. «Маленькую красную  книжечку»-

собрание высказываний председателя Мао / «Цитатник» /- можно было

видеть в руках  буквально каждого мужчины, каждой женщины и каждого

ребёнка в Китае. Между тем, не прошло и нескольких лет после смерти Мао, как Китайская  коммунистическая партия, воздавая должное  Мао как зачинателю революции, осудила «культурную революцию» за крайности,

в т.ч. и за поколение  личности Мао.

2.3.3 Внешняя политика  в годы культурной революции.

Террор внутри страны дополнялся, агрессивной внешней

политикой. Мао  решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущёвской оттепели. С конца

50-х г.г китайская  пропаганда начала обвинять лидеров  КПСС в великодержавном шовинизме,  в попытках вмешиваться во  внутренние дела Китая и контролировать  его действия. Мао подчёркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Мао стал свертывать всякое сотрудничество с СССР,                           предусмотренное договором о дружбе 1950г. Была развёрнута кампания против советских специалистов с целью сделать невозможным их дальнейшее пребывание в Китае. Власти КНР стали искусственно обострять обстановку на советско -  китайской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к СССР. В 1969г. Дело дошло до открытых вооруженных

столкновений  в районе острова Даманский и  в Семипалатинской области.

В 1972г. Мао удивил мир, став на путь установления дипломатических  и экономических отношений с  Соединёнными Штатами, приняв в 1972г. в  Пекине президента Никсона.

2.4.Лаогай –  мера подавления и перевоспитания  населения.                               

 Уже с начала 20-ых годов стало понятно, что  «китайский коммунизм не        сможет обойтись без терроризма» - говорят многие политологи.

Как показала история  «большого скачка» и «культурной революции»,

проведение различных  мер во имя построения справедливого  общества

сопровождалось  жестокими издевательствами, чаще всего  над неповин-

ными людьми, а не только над инакомыслящими.

Не было ни одного года в последней 60-летней истории Китая без массовой

гибели людей.

Одним из методов, сопровождающих «большой скачок» было

создание по всей стране целой сети Лаогаев. Самым  непостижимым

является то, что руководству удалось длительное время скрывать лаогаи

от всего мира. Приговоры выносили с целью «исправления» или «перевоспитания» трудом. Тюрьмы назывались народными предприятиями. Сроки

пребывания в  таких заведениях были не меньше года. Семьи обычно не

знали, в какие  места вывезены их близкие. О смерти заключённого, как правило, не сообщали. Дети бывшего председателя КНР Лю Шаоци узнали о его смерти / ноябрь 1969г./ только в августе 1972г. Только тогда им разрешили навещать мать / с 1967г. была в тюрьме /.

При Мао надзор в тюрьмах был очень строгим. Мало кто выходил на свободу. Только заключённые иностранцы имели шанс выйти из лагеря, так как

правительства их государства предпринимали меры по их освобождению.

2.4.1 Виды исправительных  учреждений.

Система Лаогаев  отличалась не только бесконечностью, но и

разнообразием:

1. 80%из заключённых политические были в 1955г.;

50%-политические  в 60-62г.г.

66%-политические  в 1971г.

2. исправительные  учреждения отличались большим

разнообразием – центры предварительного заключения;

- тюрьмы;

- лаогай в  чистом виде;

- более мягкие  Лаоцзяни ЦЗЮЕ.

Центры заключения / -:00шт. / были отстойниками на пути в  тюрьму и лагеря. Они располагались  в городах, где подсудимые находились под следствием нередко до 10 лет.

В тюрьмах /1.000шт./ находилось 13% заключённых. Эти тюрьмы подчинялись непосредственно центральным властям и относились к тюрьмам строго режима. В них содержались опасные преступники /приговорённые к смерти с исполнением приговора в течении 2-х лет /. Были камеры, где содержались высокие партийные чиновники, иностранцы, священнослужители, инакомыслящие, шпионы.

Условия жизни  были разными и иногда сносными. Но здесь была железная дисциплина, тяжёлые условия на принудительных работах, идеологическая накачка

2.4.2 .Категории  заключённых трудовых колоний  и их

права.

Самый массовый преступный контингент отбывал наказания в

исправительно-трудовых лагерях, разбросанных в малонаселённых и полупустынных районах Северной Маньчжурии, Внутренней Монголии, Тибета, Смньцзяна, Цинхая. Цинхай – это  китайская калыма, где летом умирали  от жары, а зимой от холода. Исправительно - трудовые учреждения Китая были включены в экономику провинций и уездов, а некоторые участвовали

в общенациональных экономических проектах / см.схему 1 стр. /.

Узники исправительно  - трудовых колоний делились на 3 группы.

Самая многочисленная и постоянная группа подлежала исправлению тру-

дом в лагерях  лаогай. Эти заключённые были осуждены на средние и длительные сроки  и были сгруппированы в дивизии, батальоны, роты.

Они были лишены гражданских прав, работали бесплатно  и очень редко

виделись с родными.

В тех же лагерях  содержались лица, подлежащие перевоспитанию трудом-лаоцзяо. У таких заключённых  не было приговора – не имели  твёрдого срока. За ними были сохранены  гражданские права, они получали часть зарплаты / основная часть  вычиталась за пропитание и жильё /. Их правонарушения не были тяжкими. Их содержание в лаоцзяо длилось всего несколько лет. Дисциплина, условия содержания и труда в ляоцзяо были такими же как в лаогай. В более привилегированном положении находились

«проштрафившиеся» поднадзорные», содержавшиеся в условиях цзюе.

Иногда их называли «свободными работниками». Но свобода  их была условной – им было запрещено  покидать место работы – лагерь. Два раза в год им давался краткосрочный  отпуск. Им платили больше, чем в  лаоцзяо.

Они могли вызвать к себе семью или вступить в брак. Но по сути это было

«гетто» для  освобождённых. Даже они часто состояли при лагере всю оставшуюся жизнь. До 60-х годов почти 95% тех, кто получал  освобождение от трудовых лагерей, были заключёнными цзюе. Но из-за того, что эти люди потеряли работу, право на прописку в городе, потеряли семью, они до конца

жизни оставались на подозрении и, самое ужасное, им некуда было податься.

2.4.3. Воспитательные  приёмы в трудовых колониях.

Кампания лагерей  в Китае проводилась под идеей, что

«заключение –  это не наказание, а данная преступнику  возможность стать полноценным  членом общества». Секретная инструкция органов госбезопасности предусматривала  воспитательные приёмы воздействия  на заключённых:

  • осознание преступления
  • покорность перед судом
  • 4 базовых принципа воспитания / марксизм – ленинизм,

вера в идею Мао, вера в КПК, вера в народно  – демократическую диктатуру /.

Главное – учёба. Она продолжалась в течение всего  срока перевоспитания,

2 часа каждый  вечер в тюремной камере. При неудовлетворительных успехах учёба продолжалась и день, и неделю, а то и месяц. Для новичков учёба

проводилась от 2 недель до 3 месяцев. На уроках запрещалось  ходить,

вставать, дремать. Вместе с этим уроки марксизма  – ленинизма не исключали медитации, исповеди и отпущения грехов с той разницей, что эти таинства были массовыми и признания делались во всёуслышание.

Цель была одна – полностью обезличить заключённого. Староста камеры

/как правило  бывший партиец заключённый / играл главную роль. Он втягивал, всех в дискуссии, требовал, чтобы каждый высказывался, читая постоянно нравоучения. Девиз – «Правительство призывает всех учиться вместе следить друг за другом». Цель состояла в том, чтобы не дать заключённому

никакой возможности  проявить себя. Эта цель достигалась многими средствами:

1.Самый простой  способ – не кормить заключённого  досыта.

Это отбивало охоту  сопротивляться.

2. Постоянное  вдалбливание «правильных» понятий.

3. Отсутствие  свободного времени.

4. Отсутствие  своего угла.

5.Минимум предметов первой необходимости.  

      6. Отсутствие возможности выражать собственное мнение

/ каждая фраза  фиксировалась в личном деле /.

7.Заключённые  обыскивали друг друга.

8.Заключённые  оценивали результаты работы  друг друга.

9. От заключённых  требовали самокритики.

10. Заключённых  вынуждали доносить на своих  «сообщников».

Прибавка к  сроку грозила тем, заключённым, которые не хотели

признаваться, отказывались доносить, сеяли сомнения в других,

подавали апелляцию  на приговор. Вместо 5 лет они проводили  в лагерях всю жизнь.

Неудивительно, что в таких условиях почти  все заключённые

готовы были полностью подчиняться властям.

Эффективность «перевоспитания» опиралась на одновременное

действие двух факторов психологического насилия:

  1. формирование у воспитуемого зависимости от партии и государства, которые учат говорить и ходить, умерять аппетит и гигиенические потребности;
  2. слияние с коллективом себе подобных, воспитывающее рефлекторную способность контролировать свои жесты и слова, не высовываться.

Пережившие время  лаогаев, бывшие заключённые вспоминали:

«Перевоспитание продвигалось успешно, так как заключённый  хорошо

знал, что в  его интересах вести себя так, чтобы ни в коем случае не

нарушать тюремных правил».

Оспаривать обоснованность своего ареста для заключённого значило

идти наперекор  революционному курсу Мао и показывать сущность

контрреволюционера.

Физические расправы в тюрьме были редкими. Но применялись  другие

меры. Например, карцер, где было холодно и не было воздуха. В нём

трудно было даже повернуться. Особенно, если на ногах цепи, а руки

за спиной скованы  наручниками. Если наказание длилось  больше недели, заключённый голодный, доведённый до отчаяния умирал. И побои

от других заключённых  не были также запрещены. Существовала проверенная схема увеличивать  «армию» заключённых. Главной задачей

было получить признание и собрать доносы «свидетелей», подтверждающие искренность признания.

У полицейского сыска было написанное правило –  арестовывать

подозреваемого  после 3-х поступивших на него доносов. А дальше

шло по накатанному пути.

За многие годы полиция Мао усовершенствовала  методы дознания.

Нужно было не столько  заставить человека признаться в  несовершенных преступлениях, сколько  внушить ему, что наказание

закономерно. Основа успеха этих методов заключалась  в отчаянии

арестованного, в осознании того, что он полностью  находиться во власти тюремщиков. Бывали такие случаи, что невиновные, когда  правда выходила наружу, отказывались выходить на свободу, тверди-

ли: «Нет, я слишком  виноват перед вами».

В исправительно  трудовом лагере продолжались изнуряющие воспитательные занятия. Иногда заключённый подвергался избиениям сокамерников. Главным в жизни заключённого был труд. Продолжительность рабочего дня – 12 час. с двумя перерывами на обед и ужин.

Проводились компании ударного труда и коллективного соревнования,

во время которых  заключённые работали по 16-18 часов  без перерыва.

Выходные были только по большим праздникам. Одежда выдавалась

только в северной Маньчжурии – 1 комплект нижнего белья  в год.

Продуктовая норма  заключённого составляла 12-15 кг. зерна на месяц.

Почти отсутствовало  мясо, сахар, масло. Получали минимум  овощей и фруктов. На с/х предприятиях заключённые имели возможность  под-

кормиться. Они  ловили грызунов, либо собирали съедобные  растения.

Медицинской помощи не было. Ослабленных, безнадёжных больных

и стариков переводили в лагеря «смерти», где половинные рационы

делали своё дело.

Со временем главная задача «перевоспитания  трудом» стала отходить

на второй план. Тогда жизнь заключённого подчинялась  неволи политическому курсу. Наступала стадия «совершенствования».

Система лаогай преобразила миллионы заключённых  в старательных

учеников, умеющих  работать без окриков со стороны, а некоторых

в образцовых преданных  коммунистов.

Но однажды  эта система была разрушена. Налаженная дисциплина

постепенно стала  сходить на нет. В тюрьмах начали формироваться

шайки. Подчинение начальству перестало быть автоматическим. Система «перевоспитания» хотя и  призывала человека развиваться,

совершенствоваться  и единиться с пролетарскими массами, по сути

предполагали  жизнь в неволе, из которой не было выхода. Это и есть

то противоречие, которое привело к социальному  взрыву, выразившемуся в массовых выступлениях против «культурной революции».  

3. Заключение.

Вековая мечта  человечества о справедливом устройстве общества

не раз поднимала  людей на борьбу за ее реализацию. Люди после революции, если побеждали, строили, как им казалось, справедливое общество, без деления на миллионы бедных микросоциальную  горстку богатых.

В своём труде  о русской революции «Советская трагедия» Мартин

Мала говорит  о «парадоксе великого идеала, приведшего к великому злодеянию».

Крупный исследователь  коммунизма Анни Кригель настаивает на

взаимосвязи двух ликов коммунизма: один источает сияние, другой – покрыт мраком.

Цветан Тодоров  дал объяснение парадоксу идеала:

«Живущий в  условиях западной демократии склонен  считать, что тоталитарная система  совершенно чужда устремлениям человека. Однако,

тоталитаризм  не мог бы продержаться столь долго, не мог бы увлечь за собой стольких людей, если бы дело обстояло именно так». Но устрашающий механизм тоталитаризма, напротив, работает на редкость

эффективно. Коммунистическая идеология рисует перед нами соблазнительную  картину будущего и побуждает  нас стремиться к его созданию. Желание переделать мир во имя идеала, не есть ли это неотъемлемое качество человеческой личности? Более того коммунистическое общество освобождает индивидуума от ответственности – всё решает оно. А ответственность зачастую представляется весьма тяжким бременем». /6/

Изучив методы, применявшиеся в Китае при  построении справеливого  общества, исторически сложившиеся традиции китайского народа, можно сделать следующие выводы:

  1. Методы, применявшиеся для победы революции в Китае в течение нескольких десятилетий, были не просто жестокими, но даже бесчеловечными.

2. Ошибочная  политика правительства в период  «большого скачка»

привела к голоду по всей стране, подняла крестьянство к сопротивлению,

что привело  к падению авторитета КПК.

  1. Политика «большого скачка» и «культурной революции» 

привела к гибели 65 млн. человек, уничтожению национального  богатства народов Китая, созданного тысячелетиями существования этой страны.

  1. Не было достигнуто построение общества социальной справедливости.

В результате многолетней  борьбы правительство возвращается к до-

революционным методам экономики – допускается  частный сектор в промышленном производстве и выделяет земельные наделы крестьянам.

4.Список использованной  литературы.

  1. Ван Мин. О событиях в Китае.-М.: Политиздат, 1969.-64стр
  2. М. Кактурская, газета АиФ №37-2004 стр. 11

3.  С Куртуа, Н Верта и др. Черная книга коммунизма стр. 436.М.: «Три века истории»,2001г.

4.  Словарь иностранных слов. М. Госиздательство  иностранных и национальных словарей. 1955 г.

5.   Т. Нетреба, газета АиФ № 38-2004 стр.2

6.   Усов В.Н. КНР: От "большого скачка" к "культурной революции": (1960-1966 гг.) // Информ. бюл. / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М., 1998. - Ч.1. - N 4. - С.1-221. ; Ч.2. - N 5. - С.1-241.

7.   Http: // www.allsoch.ru/history.

М. Кактурская, газета АиФ №37-2004 стр. 11

С Куртуа, Н Верта  и др. Черная книга коммунизма стр. 436.М.: «Три века истории»,2001г.

Ван Мин. О событиях в Китае.-М.: Политиздат, 1969.-64стр.



Информация о работе Большой скачок и культурная революция в Китае