Борьба России за выход в Балтийское море

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:40, реферат

Описание работы

Северо-Западные земли, являющиеся сейчас неотъемлемой частью огромного государства, не сразу стали единым целым с Великой Россией. Очень много крови было пролито на этой земле, прежде чем она на веке соединилась с другими русскими территориями. Практически все русские правители, вплоть до Петра Великого, вопрос о данной проблеме ставили во главу угла своей внешней политики, активизируя на нём весь свой внутренний государственный потенциал. Но только Петру I удалось навечно решить этот вопрос. И текла кровь… И переходили из рук в руки города над этой многострадальной земле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Борьба России за выход в Балтийское море в VIII век
2.1.1.Причины начала борьбы за выход в Балтийское море
2.1.2.Начало Северной войны. Разгром русских под Нарвой
2.1.3.Модернизация армии и флота
2.1.4.Первые победы. Бой за Нотебург
2.1.5.Начало строительства Санкт-Петербурга
2.1.6.1714 год сражение у мыса Гангут
2.1.7.1720 год сражение у острова Гренгам
2.2.ПЕТРОВСКАЯ СУДОВЕРФЬ НА СЯСИ
2.2.1. Стольник Иван Татищев и его деятельность по выбору места строительства судоверфи
2.2.2. 1 мая 1702 года – начало работы судоверфи на реке Сясь. Строительство первых кораблей
2.2.3. Причины завершения работы на Сясьской судоверфи
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

borba_rossii_za_vyhod_v_baltiku.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

     Первые два фрегата получили  имена «Фан Сас (или «Сясьский») 1-й» и «Фан Сас 2-й». Их оснасткой  занимался боцман Иван Акимович  Синявин, который написал царю 18 апреля 1703 года, что они «с сего  числа в две недели совсем  будут в готовности».

 

 

*Г.Самсоненко, Ю.Сяков, «Сказание о Волховской земле», Волхов 2003 год,стр.84

  Построенные с большой спешкой  из свежесрубленного тёсанного леса оба корабля быстро рассохлись и потеряли мореходные качества. В 1705 году они были переделаны в брандеры (судна, предназначенные для сожжения деревянных кораблей противника) и стали называться «Этна» и «Везувий». Главной причиной несовершенства первых сясьских фрегатов была военная обстановка того времени, не позволявшая ждать, когда высохнут доски и брусья, подвезут высокосортную пеньку. Кроме того, дал о себе знать и небольшой опыт голландца Воутера Воутерсона, известного также под именем Володимера Володимерова, который водном из писем сам признался, что работает «у тех кораблей за мастера первый год».

     Зато два его следующих фрегата  вышли на славу. Они были заложены  на Сясьском устье в ноябре 1702 года и получили названия  «Михаил Архангел» и «Иван-город». Эти фрегаты были более крупными кораблями, чем «Фан Сасы», имели не две, а три мачты и более сильную артиллерию: по 28 пушек вместо 18. Строили их уже не пол года, а гораздо больше, причём известно, что на строительстве этих сясьских фрегатов побывал и, возможно, работал сам Пётр Первый. Этот интересный факт был впервые опубликован в 1885 году в книге «История Санкт-Петербурга», где её автор Петров привёл выдержки из походного журнала Преображенского полка за 1703 год. «Мая 11-го Капитан (так преображенцы величали государя) вошёл в Шлиссенбург сухим путём; 13-го мая на яхте гулял на озере вёрст 10 и более. Под 14 мая записано: «Приехал на сясьское устье»; 16 мая: «в неделю пятидесятницы (т. е. в Троицын день) –пошли» далее, и 17 мая «приехал на Лодейнопольскую пристань».

     Таким образом, выходит, что Пётр  Великий был на Сясьской судоверфи  как раз в тот день, когда  начались работы по закладки  Петропавловской крепости, и который  историки считают официальным  днём основания города Санкт-Петербург.

     Бывал на строительстве сясьских  фрегатов и любимец Петра Первого  Александр Данилович  Меньшиков. Как губернатор Ингерианландии  он в то время наблюдал за  построением кораблей на ладожских  верфях и обеспечивал их рабочей  силою. В письме от 9 февраля 1703 года  он писал царю из Шлиссенбурга: «У нас всё благополучно, изготовляя  суда. Заложу шмак на Олонце, поеду на Сясь. С Олонца пришло плотников 183, работников 718 человек. Лес готовят непристанно».

 

 

2.2.3. Причины  завершения работы  на Сясьской судоверфи

 

     Весной 1704 года фрегат «Михаил  Архангел» по указанию Петра I был из Сясьского устья направлен  в качестве образца для постройки  военных кораблей в устье реки  Волхов, где закладывалась ещё  одна верфь-Новоладожская. В июне  следующего года этот 28-пушечный  фрегат входил в состав русской  эскады, которая сражалась со  шведским флотом у острова  Котлин. Командовал фрегатом капитан  Питер Фокс, в состав экипажа  входили также два поручика, штурман, боцман, его помощник, четыре иностранных  и 27 русских матросов и 12 солдат.

     27 мая 1705 года в воды реки Сясь  был спущен фрегат «Иван-город» такого же ранга, что и «Михаил Архангел». По мнению командующего русской эскадрой Крюйса оба фрегата входили в число лучших кораблей Балтийского флота. На испытаниях они показали хорошую мореходность, устойчиво держались на волне в свежую погоду, а их корпуса не пропускали воду. Михаил Архангел был особо отмечен Петром, который объявил фрегат государевым кораблём и поднял на нём свой флаг. В 1710 году они принимали, участие в Ледовом походе от Кронштадта к Выборгу. Кроме четырёх фрегатов на Сясьской судоверфи были построены семь двухмачтовых транспортных судов, имевших по нескольку пушек, из них один флейт «Патриарх» и шесть шмаков (в том числе «Сясь» и «Онега»), а также буера «Ик-Гебе-Гевест» (я владею провинций) и «Люстих» (весёлый) и до 30 других малых судов. Известно, что некоторые из них строили корабельные мастера Выбе Литкин и Хорла Андреев.

     В челобитной, поданной в 1745 году, дворцовые крестьяне Сясьской  волости Ладожского уезда писали, что они и «поныне строят  галиоты и от судового промысла  пропитание имеют».

     Однако, как государственное предприятие  Сясьская судоверфь действовала  лишь до 1706 года. По указанию Петра  Первого главное корабельное  строительство прочно утвердилось  в Лодейном поле, а с началом  создания Санкт-Петербургского Адмиралтейства  все лучшие кадры с Сясьского  устья Иван Татищев перебросил  туда.

     Но, несмотря на  короткий срок  своего существования, верфь в  устье реки Сясь вошла в  историю отечественного кораблестроения  как первая в бассейне Ладожского  озера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём исследовании я постарался проследить, как решалась важнейшая задача российской внешней политики-отвоевать выход к Балтийскому морю и укрепиться на его берегах. На протяжении долгих и трудных лет победы сменялись поражениями. Русские правители Иоанн III, ИоаннIV, Фёдор Иоанович, Алексей Михайлович старались решить данную проблему и только Пётр Великий сумел «прорубить окно в Европу» и «ногою твёрдой стать у при море». Блестящая победа одержанная в Северной войне , не только дала возможность решить Балтийский вопрос, но и превратила Россию в Великую европейскую державу, имеющую сильную, хорошо вооружённую армию и флот. Победы русского флота у мыса Гангут и у острова Гренгам были блистательны и принесли ему славу одной из лучших эскадр мира.

     Северо-западная местность была  выбрана для постройки первой  судоверфи в бассейне Ладожского  озера, на которой строили корабли  для создавшегося тогда Балтийского  флота. На ней побывали царь  Пётр I и губернатор Ингерманландии  Александр Данилович Меньшиков. Несмотря на её короткое существование, верфь на реке Сясь стала  колыбелью для Балтийского флота.

     Сейчас Северо-Западные земли  неотделимы от остальных русских  земель, а Ленинградская область  является одной из самых развитых  частей Российской Федерации. И  Санкт-Петербург, великое «Петра  творенье», это неповторимая по  красоте и величию жемчужина  мировой архитектуры, крупнейшие  культурный и научный центр  мирового значения. И мы должны  гордиться тем , что живём на этой земле, гордиться её славной историей, её красотой и стараться сделать её ещё лучше.

 

 

 

 

 

 

 

И С П О Л Ь З О В А Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

1)А.И.Сорокин, В.Н.Краснов Корабли проходят испытания,1982 год, издательство Судостроение

2)В.В.Астафьев«Тропинки в прошлое» историко-краеведческие статьи и очерки, выпуск 3, Волхов 2003 год.

3)А.Шляхов «По указу Петра I», газета «Волховские огни».

4)Г.Самсоненко и Ю.Сяков«Сказание о Волховской земле» учебное пособие по краеведению, Волхов 2003 год.

5)Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. Москва 1997 год.

6)«Тысячелетие Российской империи» энциклопедический справочник, ИД «Весь», Санкт-Петербург 2004 год.

7)Большая Советская Энциклопедия т.2, Москва 1952 год.

8)Детская Энциклопедия т.5, Москва «Аванта+» 1996 год.

9)Энциклопедия для детей т.6, часть 2, Москва «Аванта+» 1996 год.

10) «Ленинградская область» История и современность. Лики России, 1997, В.Бухаров, 1997г.

11)«Волховский исторический календарь», В.В.Астафьев, издательский дом «Кириши» 2001 год.

 

 

 

 

 


Информация о работе Борьба России за выход в Балтийское море