Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:50, реферат

Описание работы

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было; Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Св.). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей , и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Св. Владимира Русь разделилась на две части: левою стороною Днепра владел Мстислав, правою – Ярослав.

Файлы: 1 файл

Политическое и социально.docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)

    Времена Ярослава мудрого  вошли в историю Украины как период расцвета Русской Земли, подъема её экономического и политического могущества, распространение христианской веры, её мировоззрения, становление в стране цивилизованного общества.

 

 

 

  1. Разработка законодательства на Руси.

   

    Со времен языческих гражданский порядок в Киевской Руси сделал заметные успехи. Мы знаем, как жестоки были нравы и как грубы были общественные отношения в языческую пору. Со времени Владимира Св. и Ярослава Мудрого князья постоянно проявляли намерение установить в государстве лучшие обычаи и создать закон, который водворял бы в обществе справедливость и порядок. По словам летописи, Владимир Св., под влиянием митрополита, начал сурово преследовать разбойников, очевидно, рассматривая разбои не как частную обиду, а как преступление против государства. Ярослав Мудрый, по преданию, судя суды, создал первый на Руси письменный сборник законов, известный под названием”Русской Правды”. После Ярослава Русская Правда дополнялась и переделывалась, по-видимому, частными лицами, которые вносили в нее “законы” и ”уставы” сыновей и внуков Ярослава. Русскою правдою руководили судьи как светских княжеских, так и церковных судов. Назначение Русской Правды заключалось в том, чтобы сначала ограничить, а затем и вовсе отменить варварский обычай кровной мести, а вместо частного возмездия заобиду и убийство ввести наказание от суда. В древнейшем своем виде Русская Правда дает право мести за убийство не всему роду, а только ближайшим родственникам убитого. Позднее же в Русской Правде появился закон, установленный сыновьями Ярослава и запрещавший вовсе месть: взамен мести устанавливается вира (штраф, взимаемый князем как наказание за преступление) и головничество (вознаграждение в пользу родственников убитого). Вместе с тем, подобно вире и головничеству за убийство, Русская Правда устанавливает штрафы  

за всякую обиду действием и  за оскорбления. В этих случаях также  не допускается самосуд и личная расправа. Все денежные взыскания определяются гривнами серебра или кунами. Под словом куны тогда разумели старинные деньги, состоявшие из ценных мехов, на которые менялись другие товары. Позднее вместо кун стали употреблять серебро; из него делали слитки определенного веса и ими платили как монетою. Такие слитки, называемые гривнами, обыкновенно весили от 48 до 36 золотников. За убийство княжеского дружинника взималась наибольшая вира — 80 гривен, за убийство свободного человека — 40 гривен и за убийство женщины — 20 гривен. По тогдашним условиям это были крупные суммы. Так закон старался охранить всякую личность от насилия и заменить грубый самосуд частной мести правительственною карою и судебным правосудием. Точно так же Русская Правда охраняла и частное имущество от воровства и грабежей, устанавливая за них различные наказания. Рассматривая челядь (рабов) как имущество их господ, закон давал господам большую власть над их рабочими людьми и налагал большие наказания за похищение холопов у их хозяев, за бегство холопов и за укрывательство беглых рабов. Таким образом закон как бы поддерживал рабство, уступая в данном случае развитому на Руси обычаю рабовладения. В общем же Русская Правда свидетельствует о том, что в Киевской Руси были уже заложены начала правильного гражданского порядка и что языческий быт значительно уступил влиянию христианства и византийской образованности, принесенной на Русь христианством. 
   В развитии гражданского порядка на Руси в XII в. надобно отметить и еще одну важную сторону. В то самое время, когда нарушилось государственное единство на Руси и начался хозяйственный Упадок южных волостей, в обществе народилось национальное чувство и сознание народного единства. Князья разных ветвей княжеской династии, ссорясь между собою, помнили, однако, единство своего рода и говорили о себе, что они «одного деда внуки» и владеют одною землею. Жители различных волостей знали, что эти волости составляют части единой Русской земли, и они готовы были в минуты опасности лечь костями за всю землю Русскую. Летописец, составляя в Киеве свою летопись, желал рассказать в ней, откуда «пошла Русская земля», откуда «Русская земля стала»: он понимал, что его родной Киев есть сосредоточие не одной волости Киевской, а всей земли, единой и великой Русской земли. Певец  «Слова о полку Игореве» рассказывает о походе и поражении окраинных северских князей; но он постоянно зовет их самих и их дружины «русичами» и «русскими полками», даже «Русскою землею». По выражению «Слова», когда Игорь попал в плен, плачет по нем вся Русская земля, а не одна его Северская волость, точно так же, как стонет вся земля, поминая своих первых князей, при которых не было усобиц. Сознание единства своей земли, любовь к своей земле, горькое чувство жалости при виде ее страданий от княжеской распри и от «поганых» половцев — вот те чувства, которыми проникнуты русские люди во всех русских волостях. С большим воодушевлением взывают они к своим князьям, чтобы те «сами на себя крамолу не ковали», не желали бы большей волости, не противились бы старейшей братии и жили бы меж собою в мире. 
   Деятельность первых варяжских князей объединила племена русских славян в одно государство. Но это объединение было чисто внешним механическим соединением чуждых взаимно областей. Культурные сношения с Византией повели к распространению на Руси христианства и к основанию православной церкви в молодом Русском государстве. Новая религия и принесенная ею византийская образованность имели сильное внутреннее влияние на Русь и сплотили русские волости в одно целое культурными связями. Государственное единство пало от междоусобий княжеского рода; но культурные связи оказались крепкими и создали из русских племен один, сознающий свое единство, народ. В этом заключается главное историческое значение киевского периода русской истории.

    До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, внесенных в некоторые летописи и церковно-юридические сборники. Большинство списков относятся к XV-XVI вв. древнейшим из них является Синодальный (название происходит от Синодальной библиотеки, где этот список хранился), датируемый ок. 1282 г.; Троицкий список, близкий по тексту к Синодальному, относится ко второй половине XVI в.

    Все списки распадаются  на три основные редакции : Краткую,  Пространную и Сокращенную. Древнейшей  редакцией, подготовленной не  позднее 1054 г., является Краткая Правда, которая состоит из “Суда Ярослава Владимировича”, “Правды Ярославичей”, т.е. сыновей Ярослава Изяслава, Святослава и Всеволода, “Покона вирного”.

    Пространная редакция  возникла не ранее 1113 г. и  связывается с именем Владимира  Мономаха.

Она разделяется на “Суд Ярослава” и “Устав” Владимира Мономаха.

     В Русской Правде  содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и зависимых людей. Юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, тиунов, огнищан.

   Свободными людьми были  и посадские люди, и смерды-общинники,  которые уплачивали налоги и  выполняли повинности в пользу государства. Свободный смерд обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда.

    Существовали. Однако, и  зависимые смерды, закупы, находившиеся  в кабальной зависимости и  наиболее бесправные – холопы (рабы). Всё, чем обладал холоп,  являлось собственностью господина. Закон регулировал источники зависимости.

   В древнейшей части Русской  Правды весьма заметны следы  прежних обычаев. В Правде Ярослава  упор сделан на регламентацию наказаний со стороны княжеского суда. В Правде сыновей и внуков Ярослава значительное число статей посвящается уже княжескому хозяйству, изображая крупную администрацию крупного владения того времени.

   Русская Правда, таким образом, - не застывший всеобъемлющий свод законов, а целая серия разновременных юридических установлений, постепенно расширяющих круг вопросов, охватываемых ими.

 

 

 

 

      1. Правление Владимира Мономаха и Мстислава Великого.

  

   Великий князь Владимир Мономах родился в 1052 г. и был сыном великого князя Всеволода Ярославича и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха.

    Его отец завещал Владимиру  Великое княжение, но Мономах,  не желая возобновления междоусобных  войн, отказался от этой части  и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев, в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддержать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.

    В 1113 г. Святополк Изяславич  умер. 17 апреля киевляне собрались на вече и послали к Владимиру в Переяславль, говоря, Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский. Пока Мономах медлил, в Киеве начался мятеж. Основной причиной восстания была финансовая политика администрации Святополка, в частности, введённый им соляной налог, а так же притеснения ростовщиков. Киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром ростовщиков в Киеве, которым Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Бояре послали к Владимиру еще раз. Киевляне просили Владимира поспешить, предупреждая, что в противном случае народ ограбит вдову Святополка, бояр и монастыри. Владимир сел на великокняжеский престол и мятеж улегся. Чтобы успокоить население новый князь упорядочил правила денежного займа и внес этот закон в устав Ярослава.

    Владимир княжил в  Киеве 13 лет. Как и вся предыдущая жизнь, годы правления в Киеве небыли спокойными. Сам Мономах писал в своём “Поучении”: Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках. Он заставил половцев откочевать далеко на восток или в Грузию. При его жизни набеги кочевников перестали тревожить русскую землю. На земле установился относительный порядок.

    Он был сыном своего  времени, но его политическая  мудрость и человеческие качества  заслужили добрую память потомков. Мономах вошел в историю как  один из выдающихся русских  князей. Он прославился военными и дипломатическими подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами.

    Эпоха Владимира Мономаха  была временем расцвета литературной  и художественной деятельности  на Руси. В Киеве воздвигались  новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева - Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод, были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

 

Мстислав Владимирович Великий.

 

    Мстислав Владимирович Великий в крещении Федор, также Гаральд, в честь деда, последнего англо-саксонского короля Англии - Великий князь Киевский (1125-1132), старший сын Владимира Мономаха родился 1 июня 1076 года.

    По воле отца в тринадцатилетним возрасте стал новгородским князем, где правил в 1088-1093 и 1095-1117,  действуя в согласии с новгородцами и способствуя укреплению Новгородской земли. В 1116 году произошло расширение новгородского Детинца, по его указанию заложена была церковь Благовещенья на Городище в 1103 году, и в 1113 году - Николо-Дворищенский собор.

      В 1093-1095 годах Мстислав правил в Ростовской земле и сыграл главную роль в борьбе своего отца Мономаха и Олега Святославича: в 1096 году в битве на реке Медведице он разбил брата Олега - Ярослава Святославича, а затем и самого Олега, которому пришлось оставить Муром и Рязань и бежать в степь.

     В 1097 году на Любечском съезде князей Новгород «был закреплен» за Мстиславом. Симпатии новгородцев к Мстиславу были так велики, что в 1102 году, когда киевский князь Святополк Изяславич захотел перевести Мстислава из Новгорода, они этого не допустили.

     В 1117-1125 правил в Белгороде. Когда в 1125 году умер Владимир Мономах, Мстислав стал великим князем. При этом Мстислав нарушил Ярославову традицию передачи власти по старшинству в роду, так как  были еще живы его дяди и двоюродные братья, которые были старше его по возрасту. В последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, старейшие в роду, были недовольны, но на этот раз смолчали, так как велика была власть в руках Мстислава, могучими были его военные силы.

 

    Мстислав уже не владел львиной долей русских земель, поскольку младшие сыновья Мономаха унаследовали самостоятельные княжества. Мстислав урегулировал отношения в княжеской семье. Он сохранил за своими братьями их владения. Ярополк получил Переяславль, Вячеслав - Смоленск, Юрий Долгорукий - Ростово-Суздальский удел, Андрей Добрый - Волынь.

    В 1127 г. Вячеслав стал князем Турова, а Смоленск уступил сыну Мстислава - Ростиславу.

    В том же году в Чернигове князь Ярослав Святославич был свергнут своим племянником - Всеволодом Ольговичем. Мстислав и его брат Ярополк выступили против Всеволода; в ходе этой войны они захватили Курск и Посемье, где стал править старший сын Мстислава - Изяслав. Вернуть свергнутого Ярослава на черниговский престол не удалось: по миру Всеволод стал князем Чернигова, а Ярослав получил Муромо-Рязанский удел. Таким образом с черниговскими князьями Мстислав заключил компромисс, оставив черниговский престол за Всеволодом Ольговичем.

    Таким образом, с 1127 г. Мстислав владел Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Смоленском (сын Ростислав), Посемьем (сын Изяслав), сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путём «из варяг в греки».

    В 1127 г. Мстислав совершил первый поход на Полоцкое княжество: были взяты и разграблены города Стрежев, Лагожск, Изяславль, а в Полоцке князь Давыд Всеславич заменен братом - Рогволодом. В 1128 г. Рогволод умер, и в Полоцке снова сел Давыд, отказавшийся от мира. Во время нового похода в 1129 г. Мстислав взял в плен трех оставшихся Всеславичей (Давыда, Святослава и Ростислава) и всех их родных. Полоцкое он княжество аннексировал: сюда был переведен на княжение Изяслав Мстиславич. В Полоцкой земле остался только второстепенный князь Василько Святославич (в Изяславле). В 1130 Мстислав выслал пленных полоцких князей в Константинополь. В его правление также происходили постоянные усобицы в Галицком княжестве из-за передела наследства князей Володаря и Василька Ростиславичей, умерших в 1124 г. Великий князь в эти усобицы, видимо, не вмешивался.

Во внешней политике Мстислав продолжал  линию отца. Все попытки половцев воспользоваться смертью Владимира Мономаха и вернуть утраченные позиции натолкнулись на мощь объединенных киевско-переяславских сил. Руководил русским войском, как правило, смелый и решительный полководец Ярополк Владимирович, очень напоминавший на поле брани своего отца Владимира Мономаха. Недаром современники говорили про него: «благоверного князя корень». Половецкое нашествие 1129 г. было отбито, а позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу, некоторые из них откочевали даже к реке Яик (Урал). Видимо, спасаясь от русских дружин, ушел на Кавказ из Причерноморья хан Артык (Отрок) с частью половцев, которые затем появились в Грузии в качестве наемников. Военное могущество Мстислава было настолько неоспоримым, что именно он - единственный из всех князей Киевской Руси - заслужил в летописях прозвище «Великий». Брачными союзами со скандинавскими государствами и с Византией он укрепил позиции государства на международной арене. Не всегда удачными были второстепенные кампании в Прибалтике: в 1130 году чудь была обложена данью, однако новый поход 1131 г. закончился поражением у Юрьева. Удачен был поход на Литву (1132 г.), но на обратном пути киевляне были разбиты.

Информация о работе Борьба за власть в Киевском государстве после Владимира Святославича