Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:02, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ………………………………………………..5
1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси……………………………………...5
1.2 Боярская Дума как сословный орган………………………………………...5
1.3 Сущность Боярской Думы……………………………………………………9
ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………….11
2.1 Компетенции Думы………………………………………………………….11
2.2 Состав Боярской Думы……………………………………………………...13
2.3 Порядок заседания и принятия решений…………………………………..15
2.4 Документирование деятельности Думы…………………………………....16
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ
3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства……………………………………………………………………….22
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ГЛАВА
II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК
ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО
РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1
Компетенции Боярской
Думы
Боярская дума, по определению С.М. Каштанова4, не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («царь указал и бояре приговорили »), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили». Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки . В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г .).
Без участия Думы, без боярского приговора, в годы царствования Федора Ивановича и Бориса Годунова не обходилось решение таких важнейших вопросов, как вступление в войну и заключение мира. Дума участвовала в принятии важнейших законов. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса.
Ее члены вместе с разрядными дьяками имели исключительное право судить местнические споры. По государеву указу и боярскому приговору проводились смотры и верстания на службу городовых детей боярских, осуществлялись земельные пожалования. По боярскому приговору производилась выдача денежного жалования, бояре решали вопросы о прибавках к поместным и денежным окладам. С ведома всех бояр осуществлялись устройства ямов, а также станиц на «диком поле ». На заседаниях Думы вершился суд над государевыми изменниками. Приведенными примерами далеко не исчерпывается круг проблем, рассматривавшихся на заседаниях Думы.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный общегосударственный орган власти стягивает основные функции по руководству и контролю над приказами, она становится как бы организационным центром деятельности центральных административных учреждений.
Приказные дьяки не могли выносить самостоятельных решений по спорным вопросам без приговора всей Думы. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.
Велико было значение Думы во внешнеполитических отношениях. Отметим падение роли казначеев и возрастание роли Думы в посольских делах после смерти Ивана IV. Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Если в последний период царствования Ивана Грозного (в 1572-1584 гг .), судя по составу «ответных комиссий » при послах, главную роль на переговорах играли худородные царские выдвиженцы — думные дворяне , то при Федоре Ивановиче и Борисе Годунове в составе «ответных комиссий » преобладают представители бояр и окольничих . Обычно для переговоров с иностранными
послами
назначались наиболее доверенные в
правительстве бояре и
2.2
Состав Боярской Думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр , 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата» ), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы , Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.
Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской ).
В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей , Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов — Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские, Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско - боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине. В крупных походах большой полк обычно возглавлял первый думный боярин конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он вы как главнокомандующий армией. Но военная власть первого боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его двор (царская гвардия ), во главе которого стояли дворовые воеводы, обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц , его фаворитов . Уже в 1680-х гг . звание дворового воеводы прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка ) обязан был держать совет и промышлять ратным делом вместе с дворовым воеводой », т .е . признавалась власть в армии обоих воевод.
Боярская
дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное
значение. Это был действительный, в полном
смысле слова высший правительственный
орган государства. Если Годуновы и их
советники и оказывали решающее влияние
на важнейшие вопросы придворной жизни,
то они ни в коем случае не подменяли собой
управленческие функции Думы в целом.
Правительственное значение Боярской
думы в конце XVI-начале XVII в. определялось
не столько тем, что она являлась органом
боярской аристократии для защиты ее интересов,
сколько ее статусом царской думы. Суть
политики Бориса Годунова заключалась
не в ограничении традиционных прерогатив
Думы, а в привлечении на свою сторону
бояр, в консолидации знати вокруг трона
6.
2.3
Порядок заседания и
принятия решений
Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль «челом ударить государю», и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой и с первым ударом колокола, возвещавшего начало вечерни, заседание Думы возобновлялось и нередко длились до 11 вечера.
Такой
порядок ведения заседаний
Заседания Думы не проводились в воскресные и праздничные дни, а также на Страстной неделе. Однако для решения чрезвычайных вопросов этот порядок нередко нарушался, а затем в Соборном Уложении 1649 года специальным указом было предписано проводить заседения в субботние и воскресные дни до обеда.
Заседания
Думы не отличались спокойным ходом
обсуждения: бывали и брань и крики,
родовитые бояре называли молодых
и худородных членов Думы, выступавших
против их мнения "смердами". Однако
об этом мы можем судить не по протоколам,
где все чинно и благоразумно, а по летописям
и записям иностранцев. Не обходилось
иногда и без рукоприкладства. Однако
в присутствии царя сохранялась благопристойная
атмосфера неспешного обсуждения вопросов.
Мнения оппонентов или возражения назывались
встречи. Здравомыслящие государи с интересом
и вниманием выслушивали точку зрения
членов Думы, даже не согласных с общим
мнением7.
2.4
Документирование деятельности
Думы
Историки,
изучающие деятельность Боярской Думы,
чаще всего расходятся в мнении относительно
существования думской
Такое
представление могло
В то же время он ссылается на известного историка-археографа Н.В. Калачова, аргументированно доказывает, что при Боярской Думе была своя канцелярия-отделение ( слово «канцелярия» пришло к нам из петровских реформ), которая регистрировала, рассылала на места приговоры и основанные на них указы, грамоты и другие исполнительные бумаги.
В
первые десятилетия существования
Боярской Думы все вопросы государственного
и частного характера выносились
на ее обсуждение, но постепенно дела,
относящиеся к компетенции
К середине ХVI века устанавливается порядок рассмотрения в Думе дел, которые без государева именного «указа вершить будет немочно». Практически в полном составе Боярская Дума присутствовала только на заседаниях Земских Соборов. Избрание царей, укрепление феодально-крепостнических отношений, развитие торговли, борьба с внешним врагом и борьба за власть были постоянными вопросами для решения которых собирались Земские Соборы. По ним принимались решения в виде царских указов, жалованных грамот, договоров. Вопросы налоговой политики стали предметом обсуждения на специально созванном в 1549 году Земском «соборе примирения». Собор принял решение о создании нового Судебника 1550 года с целью закрепления натуральных и денежных повинностей и установления наказания за преступления и провинности.
Множество вопросов было связано с национальной безопасностью и личной безопасностью царской семьи. Так, когда в Москву пришли вести о нападении крымского хана, Дума обсуждала вопросы отражения набегов крымских татар, о переезде государя из Москвы в более спокойное место.
В то же время для решения вопроса о размежевании земель между светскими и духовными лицами собиралось совместное заседание Думы и высшего духовенства. На таких Соборах присутствовало не менее 40 человек, причем эти заседания протоколировались думными дьяками. Завершающие документы, рассылались в каждый город или государство для обнародования.
Для
решения текущих дел