Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:31, контрольная работа
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
Введение 3
1. Понятия брака по римскому праву 5
2. Виды брака по римскому прав 8
3. Заключение брака 10
4. Обстоятельства, прекращающие брак 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfamilias esse veils и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий её вопрос, также заданный в точно определённых словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12.27). Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.
Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества.
Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар).
Параллельно с отмиранием
или ослаблением роли старых форм
заключения брака шел процесс
утверждения неформального
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак прекращен разводом.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Развод в классическую
эпоху был свободным и
Заключение
Проанализировав источники, римского права можно сделать вывод, что брак-это «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti - или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti - «брак без руки»).
Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
В христианскую эпоху
заключение брака стало проходить
посредством церковной
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более - утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Таким образам, на протяжении веков мы видим, что в праве уделяется внимание вопросам брачно-семейным отношениям, которое регулирует отношение между мужчиной и женщиной. Семейные право является основа государства и призваны защищать его интересы.
Список использованной литературы и источников:
1. XII таблиц // Черниловский З.М. Хрестоматия
по всеобщей истории государства и права.
М., 1996. С. 261 - 272.
2. Институции Гая // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 - 281.
3. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник- М.: Издательство «Спарк», 1996г. 522с.
4. Омельченко О.А. Римское право:
5. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1996.