Буржуазные реформы 60-70–х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Крестьянская реформа.
Реформа местного самоуправления.
Судебная реформа.
Военные реформы.
Реформы в области народного образования.
Контрреформы 1883-1893 гг.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 90.59 Кб (Скачать файл)

 

Проект Корфа

Осенью 1861 года  барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов. 21 октября проект был обсужден министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра Александра Головина, в результате чего он не был принят.

 

Проект императорской  комиссии

4 декабря 1861 года по указу Александра ll, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Егора фон Брадке . 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки:31  января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным ученым и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить  регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила  острая дискуссия между попечительскими  советами разных университетов, особо  активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта  предлагали советы Московского и  Харьковского университетов. Решения  о внесении изменений принимались коллегиально.

18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

 

Основные положения

Каждый Университет в  Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический  и медицинский. Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору. Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором.

 

 

О факультетах

С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения  факультеты могли делиться на отделения. Каждый факультет имел свое Собрание под председательством декана. Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов. Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года. Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств.

 

О попечителе

Попечитель учебного округа принимал нужные меры для того, чтобы  университеты исполняли свои обязанности; в случае нарушений обязался довести  до сведения о случившемся Министра народного просвещения; имел право  на Университетских Советах предоставлять  свои предложения по делам университета и учебного округа.

 

О ректоре

Ректор избирался раз  в 4 года Университетским Советом. Ректор имел право открывать и закрывать  Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал. В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и  порядком, делать выговоры и замечания, награждать отличившихся.

 

Об учащихся

Студентом мог стать молодой  человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший  там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение. Учеба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах — четыре академических года. В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам.

 

О преподавателях и лицах состоящих при учебно-вспомогательных  учреждениях университета

Профессора в Университетах  избирались. Сначала каждый член факультета выдвигал своего кандидата, потом в  Факультетском Собрании рассматриваются  их кандидатуры. После этого на Университетском  Совете происходили сами выборы. Профессоров  утверждал Министр народного  просвещения, а доцентов и лекторов — Попечитель учебного округа. Профессора, ушедшие на пенсию, могли с разрешения Университетского Совета и Попечителя учебным округом читать лекции в Университете и пользоваться пособиями Университета. Если профессор проработал в Университете более 25 лет, то ему присуждалось звание Заслуженного профессора. В случаях нерадения профессоров и игнорировании ими замечаний, их могли удалить с данной должности.

Права и преимущества университетов

Все Университеты находились только под попечением Императора и  носили имя императорских. Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин, и они не подлежали цензуре. Преподаватели, Доценты, Прозекторы и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса.

Новый устав предоставил  университетам больше самостоятельности  в делах внутреннего управления и расширил возможности учёта  местных условий для своего развития, создал более благоприятные условия  для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской  работы в университетах для молодых  людей и способствовал утверждению  в будущем на университетских  кафедрах достаточного числа квалифицированных  преподавателей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер  по стимулированию студентами освоения наук.

 

 

    1. Контрреформы 1883-1893 гг.

 

Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой – временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску  предшествующего столетия. В исторической науке это время получило название контрреформ.

      Этот  период отмечен серией реакционных  преобразований, направленных на  пересмотр сложившейся системы  буржуазного законодательства. Понятие  контрреформы имеет широкий смысл  и включает не только реакционные  законы, но и весь политический  курс российского самодержавия.

Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической  и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха  и всесилие бюрократии остались вне  процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна. Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако,

защиту интересов  русского промышленного и торгового  капитала. Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России. Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

 

подробнее наиболее крупные контрреформы

 

ЗЕМСТВО

 

      В  1864  г.  началось  создание  земских   учреждений.   Это   означало  возрождение древнего земства   с  его  идеей народного   представительства  и независимыми  от центральной власти органами  самоуправления.  Роль  последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях»  1880

г. земство было  преобразовано.  Дворянство  получило  возможность  избирать большую  часть  выборных   земских   деятелей   –   гласных   (около   57%).

Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право  представителю того или  иного  сословия  участвовать  в  деятельности  земских  учреждений),понижался до дворян и повышался для городского населения.  Крестьяне  вообще

потеряли право  выбирать гласных, так как теперь их  назначал  губернатор  из среды  крестьянских   выборщиков   –   лиц,   уполномоченных   крестьянскими обществами участвовать  в выборах.  Вновь избранные  земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские  учреждения  под  жёсткий  контроль  государства.   Фактически   это перечёркивало   главную   идею   земства   –   независимость   от    органов

государственной власти и царя в решении  вопросов  местного  самоуправления. Смысл  земской контрреформы состоял в  том, чтобы свести  на  нет  возможность  участия в работе земских  органов  «случайных»  (нежелательных  для  режима) людей, увеличить представительство  дворян – опоры трона и в  конечном  итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех  этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому  русскому

земству –  противостояние,  уходящее  в   самую   глубь

российской истории.

 

  ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Городская  контрреформа  преследовала  точно  такие  же  цели,  как  и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов,  решаемых  органами государственного  самоуправления,  и   расширить   сферу   правительственных

полномочий. Согласно новому  городовому  положению  1892 г.,  имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался.  В  результате  число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы  и управы  действуют   самостоятельно.  Закреплялось   вмешательство царской администрации  в  их  дела.  Правительство  получало  право  не   утверждать официально избранного  городского  голову  – председателя  городской думы. Количество заседаний  последней  ограничивалось.  Таким  образом,  городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

 

     СУД

 

   Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они

только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.  Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным

цензом. В отличие  от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

 

      ОБРАЗОВАНИЕ

 

  Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного  курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован

университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь

руководил государственный  чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать

за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок

военной службы увеличен.

    Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову, министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии

и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения

сокращался приём  лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

Информация о работе Буржуазные реформы 60-70–х годов XIX века