Церковь и государство в XV-XVI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историческое значение столицы Русского государства - Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III. В своих произведениях Филофей защищал принципы иосифлян и был сторонником присоединения Пскова к Москве.

Содержание работы

1. «Москва - третий Рим»……………………………………..3
2. Возникновение ереси на Руси……………………………...5

3. Иосифляне и нестяжатели……………………………….....10
Список литературы…………………………………14

Файлы: 1 файл

Отеч.история контрольная.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Отношение к стяжанию и имению для  инока — вопрос духовный, а не экономический или политический, но для мира он легко становился и тем, и другим, особенно для мира христианского. Наиболее яркое выражение разногласия между иосифлянами и нестяжателями нашли именно в вопросе о праве монастырей владеть землями и крестьянами. Здесь в 15 — 16 вв. переплетались духовные устремления иноков и их представления о христианской традиции с экономическими и политическими интересами церкви и великокняжеской власти. Земельные владения церкви в средневековой Руси были немалыми и представляли для государства значительный интерес, но не менее государство было заинтересовано в союзе с церковью и ее поддержке. Нестяжательская позиция в экономическом отношении устраивала государство больше, но политическая активность иосифлян давала возможность более прочного союза с церковью. Отношение же иосифлян к государству сформировалось, в частности, в ходе борьбы с еретическими движениями, где Иосиф Волоцкий и его сторонники занимали более активную позицию, чем нестяжатели. После того как великокняжеская власть пошла на казнь еретиков в 1504 г., Иосиф Волоцкий начинает ее поддерживать, подчеркивая идею власти как данной от Бога. 
 
Спас. Икона Андрея Рублёва. Начало 15 в.

 

Сам Нил Сорский в политической борьбе своего времени участия не принимал, его монашеское учение было перенесено в политику его учеником, Вассианом, опальным князем Патрикеевым, насильственно постриженным в монахи. Вассиан в первой трети 16 в. и был основным политическим оппонентом иосифлян в вопросах о монастырских владениях и соотношении светской и церковной власти. На позициях нестяжательства стоял и приехавший на Русь из Греции ученый монах Максим Грек, известный своими публицистическими произведениями. И Вассиан, и Иосиф были сторонниками сильной церкви, но Вассиан мыслил ее прежде всего как духовную силу, Иосиф же считал необходимым подкрепить ее и мирскими средствами. В этом поединке победили иосифляне — на соборе 1531 г. Вассиан был осужден. Однако последователи Иосифа Во-лоцкого позднее столкнулись с тем, что церковь оказалась в зависимости от государства, располагавшего большими экономическими и политическими возможностями в подчинении себе всех сил общества.

 

 

 

Список литературы

Интернет-источники

 

1. Банк рефератов//: http://www.bankreferatov.ru/

2. Всё для студента//: http://www.twirpx.com/

3. Выбери лучшее//: http://www.allbest.ru/

4. Мир словарей//: http://referat.mirslovarei.com/

5. Clow.ru-познавательный портал //: http://www.clow.ru/


Информация о работе Церковь и государство в XV-XVI веках