Церковь-крепость Св. Михаила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

В Сынковичах - деревне Зельвенского района - находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в.
XVI век вошел в историю Беларуси как период борьбы за власть Королевства Польского и Великого княжества Литовского. К тому же с востока нависла угроза татаро–монгольских набегов. В городах покрупнее началось активное возведение неприступных замков и крепостей.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 220.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической истории

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Церковь-крепость Св. Михаила

 

 

Студентка

ФВШТ, 2-ой курс, ДТТ-2                                            Смирнова А. Г.                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

В Сынковичах - деревне Зельвенского района - находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в.

XVI век вошел в историю Беларуси  как период борьбы за власть  Королевства Польского и Великого  княжества Литовского. К тому  же с востока нависла угроза  татаро–монгольских набегов. В городах покрупнее началось активное возведение неприступных замков и крепостей. В малых деревнях крестьяне не могли позволить себе такое дорогостоящее строительство специальных оборонительных сооружений и укрепляли имеющиеся храмы, в которых можно было укрыться в случае нападения и выдержать осаду.

Укрепленный храм Святого Михаила основан, вероятнее всего, на месте старой церкви в начале XVІ века.

Эта церковь полна загадок и  чудес. Даже дату ее появления до сих  пор никто не может назвать. По некоторым источникам она была построена  в XV веке. Однако во время реставрации  были обнаружены свидетельства более  ранней истории этого храма. Существует легенда: в 1377 году умер Великий князь литовский Ольгерд и оставил своим наследником сына Ягайло, который впоследствии стал королем Польши. Ягайло, чтобы укрепить свою власть, объявил войну своему родному брату Витовту и дяде Кейстуту. Когда он не смог их победить, то решил хитростью заманить их в ловушку, предложив мир и пригласив их в гости. Когда родственники приехали, то их сразу схватили. Брата Витовта заточили в тюрьму в Кревском замке, а дядю Кейстута казнили. В 1382 году с помощью свое жены Витовт, переодевшись в женское платье, смог бежать и скрывался в деревнях близ города Слонима. Позднее он смог вернуться в Великое Княжество Литовское и стал очень могущественным правителем. Спустя время (по некоторым источникам через 25 лет после побега) Витовт вернулся на Слонемщину и заложил храм в Сынковичах в честь своего чудесного освобождения. В 1407 году Церковь была освящена в честь Архангела Михаила.Когда Беларусь вошла в состав Российской империи, а затем Советского Союза, храм использовался как склад. Ныне это действующий православный храм, где регулярно проводятся богослужения.

Однако само сооружение, ставшее  церковью, было построено значительно  раньше, о чем свидетельствуют  находки, сделанные во время реконструкции. Под слоем штукатурки реставраторы обнаружили граффити на древне греческом  языке со словами апостола Иоанна:

«Возлюбленные! Не всякому  духу верьте, но испытывайте духов  от Бога ли они. Православный Господь  Иисус Христос с духом твоим. 1213 год».

Так что можно утверждать, что  Михайловская церковь в Сынковичах, как минимум, на 300 лет старше, чем считалось ранее.

По архивным данным церкви на ее стенах много древних граффити на латинском  и греческом языках. На одной из колонн есть надпись на греческом языке из послания апостола Павла:

«Смотрите, братия, чтобы  кто не увлёк вас философией и  пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

 

И все-таки, массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма - слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину. 
 
Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей. 
 
Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием, по существу, превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве архитектуры православных храмов в Великом Княжестве Литовском. 
 
В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды, и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде - элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатления тяжеловесности стены. 

 

Церковь-крепость Святого Архангела  Михаила - чудом сохранившийся памятник старинного оборонного зодчества, где не только молились, но и защищались от нападений врагов…

Изнутри строение уже не имеет ничего общего с крепостью. Четыре граненых столба крепят крестовые своды потолка, поэтому интерьер церкви напоминает зал. По православной традиции четыре столба символизируют четырех апостолов, которые писали Евангелие. Уникальна  и система акустики в церкви. Звуковой резонанс сохранился за счёт уцелевших  голосников. Голосам 5-ти колоколов, специально отлитых для Михайловской церкви, по звучанию в Беларуси нет равных.


В церкви находится  икона Божией Матери «Всецарица». Как утверждают прихожане, эта икона обладает чудотворной силой. Она помогла многим верующим исцелиться от различных физических недугов и хронических болезней.

Первое чудо, связанное с иконой в Сынковичах, произошло с жительницей Минска. Она ехала в Польшу к умирающей матери. По дороге женщина случайно увидела храм среди полей и заехала туда. Именно перед иконой Божьей Матери «Всецарица» покаялась в том, что из-за занятости редко навещала маму, и попросила дать возможность застать ее в живых, чтобы получить прощение. Тем временем в доме сестры, где жила мать, родственники начали готовиться к похоронам: врачи не давали шансов престарелой женщине – она не приходила в себя. Однако спустя сутки пенсионерка встала с постели в ясном уме. К слову, до сих пор старушка находится в здравии.

Еще одна история. Девушка приехала в храм, когда узнала об онкологическом заболевании. Во время очередного обследования оказалось, что опухоль исчезла. Молодая минчанка вернулась в Сынковичи и в знак благодарности оставила у иконы золотые вещи.

Сегодня икона Божьей Матери «Всецарица» буквально заполнена цепочками, сережками, перстнями, бусами. Это подарки за исполненные просьбы: за родившихся детей у бесплодных пар, избавление от алкоголизма и счастливое излечение от онкологических заболеваний. Благодаря Небесной Царице в двадцати семи семьях появились малыши. Молодая пара, которая приезжала в Сынковичи с Украины, детей ждала двадцать три года, и после просьбы у иконы Бог дал им ребенка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. http://rcdutie.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=1701
  2. http://skit.org.ua/news/23/
  3. http://www.veres.by/usadba/pages/dostoprimechatelnosti/synkovichi.php

Информация о работе Церковь-крепость Св. Михаила