Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:42, реферат
В Сынковичах - деревне Зельвенского района - находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в.
XVI век вошел в историю Беларуси как период борьбы за власть Королевства Польского и Великого княжества Литовского. К тому же с востока нависла угроза татаро–монгольских набегов. В городах покрупнее началось активное возведение неприступных замков и крепостей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической истории
Реферат
На тему: Церковь-крепость Св. Михаила
Студентка
ФВШТ, 2-ой курс,
ДТТ-2
Смирнова А. Г.
Минск 2013
В Сынковичах - деревне Зельвенского района - находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в.
XVI век вошел в историю Беларуси
как период борьбы за власть
Королевства Польского и
Укрепленный храм Святого Михаила основан, вероятнее всего, на месте старой церкви в начале XVІ века.
Эта церковь полна загадок и чудес. Даже дату ее появления до сих пор никто не может назвать. По некоторым источникам она была построена в XV веке. Однако во время реставрации были обнаружены свидетельства более ранней истории этого храма. Существует легенда: в 1377 году умер Великий князь литовский Ольгерд и оставил своим наследником сына Ягайло, который впоследствии стал королем Польши. Ягайло, чтобы укрепить свою власть, объявил войну своему родному брату Витовту и дяде Кейстуту. Когда он не смог их победить, то решил хитростью заманить их в ловушку, предложив мир и пригласив их в гости. Когда родственники приехали, то их сразу схватили. Брата Витовта заточили в тюрьму в Кревском замке, а дядю Кейстута казнили. В 1382 году с помощью свое жены Витовт, переодевшись в женское платье, смог бежать и скрывался в деревнях близ города Слонима. Позднее он смог вернуться в Великое Княжество Литовское и стал очень могущественным правителем. Спустя время (по некоторым источникам через 25 лет после побега) Витовт вернулся на Слонемщину и заложил храм в Сынковичах в честь своего чудесного освобождения. В 1407 году Церковь была освящена в честь Архангела Михаила.Когда Беларусь вошла в состав Российской империи, а затем Советского Союза, храм использовался как склад. Ныне это действующий православный храм, где регулярно проводятся богослужения.
Однако само сооружение, ставшее церковью, было построено значительно раньше, о чем свидетельствуют находки, сделанные во время реконструкции. Под слоем штукатурки реставраторы обнаружили граффити на древне греческом языке со словами апостола Иоанна:
«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они. Православный Господь Иисус Христос с духом твоим. 1213 год».
Так что можно утверждать, что Михайловская церковь в Сынковичах, как минимум, на 300 лет старше, чем считалось ранее.
По архивным данным церкви на ее стенах много древних граффити на латинском и греческом языках. На одной из колонн есть надпись на греческом языке из послания апостола Павла:
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
И все-таки, массивные стены, башни и помещения
над сводами с бойницами сближают его
с небольшим замком. План храма - слегка
вытянутый прямоугольник с трехнефным
членением, где все нефы имеют почти одинаковую
ширину.
Граненые столбы, на которые опираются
крестовые своды с нервюрами, занимают
малую часть внутреннего пространства.
Поэтому интерьер церкви получил зальный
характер. Это чувствуется и во внешнем
объеме сооружения, представляющем собой
параллелепипед, покрытый высокой щипцовой
крышей.
Оригинальный прием использован при перекрытии
апсид. Если обычно каждая апсида храма
имела отдельную крышу, то в Сынковичах
все три апсиды находятся под одним покрытием.
Это стало возможным за счет введения
системы ступенчатых арочек, расположенных
между верхними частями апсидных полукружий.
Такой прием, по существу, превращает крышу
постройки с трехапсидным планом в одноапсидный
ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя
целостность объемного построения. Аналогичная
конструкция отмечается в Троицкой церкви
начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу
о единстве архитектуры православных
храмов в Великом Княжестве Литовском.
В архитектуре церкви имеются детали древнерусского
и готического зодчества. К первым можно
отнести архитектурный поясок, охватывающий
апсиды, и две восточные круглые башни
на уровне нижнего яруса. Стрельчатые
арки проемов, крутая крыша, звездчатые
своды в правой апсиде - элементы готики.
Фронтоны церкви, составляющие большую
часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными
декоративными нишами, которые снимают
впечатления тяжеловесности стены.
Церковь-крепость Святого Архангела Михаила - чудом сохранившийся памятник старинного оборонного зодчества, где не только молились, но и защищались от нападений врагов…
Изнутри строение уже не имеет ничего
общего с крепостью. Четыре граненых
столба крепят крестовые своды потолка,
поэтому интерьер церкви напоминает
зал. По православной традиции четыре
столба символизируют четырех
В церкви находится икона Божией Матери «Всецарица». Как утверждают прихожане, эта икона обладает чудотворной силой. Она помогла многим верующим исцелиться от различных физических недугов и хронических болезней.
Первое чудо, связанное с иконой в Сынковичах, произошло с жительницей Минска. Она ехала в Польшу к умирающей матери. По дороге женщина случайно увидела храм среди полей и заехала туда. Именно перед иконой Божьей Матери «Всецарица» покаялась в том, что из-за занятости редко навещала маму, и попросила дать возможность застать ее в живых, чтобы получить прощение. Тем временем в доме сестры, где жила мать, родственники начали готовиться к похоронам: врачи не давали шансов престарелой женщине – она не приходила в себя. Однако спустя сутки пенсионерка встала с постели в ясном уме. К слову, до сих пор старушка находится в здравии.
Еще одна история. Девушка приехала в храм, когда узнала об онкологическом заболевании. Во время очередного обследования оказалось, что опухоль исчезла. Молодая минчанка вернулась в Сынковичи и в знак благодарности оставила у иконы золотые вещи.
Сегодня икона Божьей Матери «Всецарица» буквально заполнена цепочками, сережками, перстнями, бусами. Это подарки за исполненные просьбы: за родившихся детей у бесплодных пар, избавление от алкоголизма и счастливое излечение от онкологических заболеваний. Благодаря Небесной Царице в двадцати семи семьях появились малыши. Молодая пара, которая приезжала в Сынковичи с Украины, детей ждала двадцать три года, и после просьбы у иконы Бог дал им ребенка.
Список использованной литературы